Найти тему

Почему происходит слом прежней социально-экономической модели. Конец эпохи потребления и смена либеральной парадигмы. Учебный курс 8.

В прошлой статье мы показали простую схему движения денежных потоков в современной системе. В ней мы мельком задели негативный фактор, который приводит к сжатию кредитной массы, что приводит в будущем к экономическому кризису. В этой статье мы раскроем причины снижения "излишков" в системе, причем эти причины не новы - они издревле приводили к смене социально-экономической модели производства-распределения-потребления.

Эти причины - накопление большей части богатств у относительно малой группы лиц, что приводит к снижению отдачи от капитальных активов из-за снижения производственного потенциала. Очень просто это можно проследить на примере ранних цивилизаций, которые стали возникать на месте оседлых поселений людей, окультуривших особую группу растений - пшеница, маис, рис. Мы возьмем эту социально-экономическую модель, чтобы наглядно показать, как происходит постепенная деградация производственного потенциала, что приводит к кризису системы.

Некоторое поселение попадает под власть некоторой группы лиц, которая начинает изымать часть произведенного урожая, причем изымает на регулярной основе, параллельно налаживая различные механизмы контроля, управления и защиты от других желающих изымать. Так появляется бюрократический аппарат управления. Но нас пока этот феномен не интересует, интересует нас, что будет происходить с системой производства. Когда поселенцы отдают часть продукта, это вынуждает их работать интенсивнее на том же участке земли. До изъятия урожай использовался для будущего посева и для прокорма в течение периода отдыха от сельскохозяйственных работ, и так как у поселенцев было много свободного времени, то они могли значительно разнообразить свое питание за счет других источников - например, той же ловли рыбы, охоты или собирательства. Различные источники питания балансировали жизнь людей и их взаимодействие с природой, потому что не было необходимости работать на износ на поле, истощая какой-то определенный ресурс, не говоря о том, что поселение, хоть и было оседлым, но могло в любой момент перейти на другое место в случае истощения ресурсов на их прежней территории.

Что происходит, когда урожай изымается? Так как приоритетным становится именно объем определенной продукции для власть имущих, то поселенцы теперь вынуждены посвящать большую часть жизни сельскому хозяйству, что сокращает их возможности в поддержании разнообразных источников пропитания, и на поле они должны работать гораздо интенсивнее, не говоря о том, что государство становится заинтересованным в удержании поселенцев на одной и той же территории для контроля над ними, поэтому изменить среду обитания они не могут. Естественно, что сельхозугодья начинают истощаться гораздо быстрее. А что происходит с поселенцами? Им приходится работать больше, но при этом и в количественном, и в качественном отношении их материальное положение только ухудшается - они едят меньше и не так разнообразно. Не говоря о пагубных последствиях жизни в скученных сообществах, что приводило к распространению смертельных эпидемий и ухудшению психологического фона жизни.

Из-за падения производительности труда (истощения ресурсов, как природных, так и трудовых) власть имущие начинают повышать налоги еще больше, чтобы обеспечивать себе прежний уровень жизни, что еще больше ухудшает положение системы, в конце концов, люди могут просто напросто убежать из-под власти. Концентрация власти в руках небольшой группы лиц приводит к усилению эксплуатации людей и территорий, что приводит в будущем к снижению отдачи от капитальных активов. Важной причиной этого процесса является увеличение альтернативных издержек. Это касается не только использования сырья, но и трудовых ресурсов. Если начинает увеличиваться производство какого-либо продукта, то, в конечном итоге, для его производства начинает использоваться не совсем подходящее сырье, что повышает издержки обработки этого сырья, но в результате этого увеличиваются не только прямые производственные издержки, но и альтернативные, потому что это сырье могло использоваться в производстве другой продукции с гораздо меньшими затратами и с гораздо большей отдачей. То же касается и человеческого труда: чем большее распространение получает определенная производственная модель в обществе, требующая от людей обладания довольно ограниченным набором навыков и знаний, тем больше у нас будет "людей-микроскопов", которыми забивают гвозди. Эта проблема особенно актуальна для России с ее достаточно низкой численностью населения. Поэтому наши производства будут очень дорогими из-за высокого уровня этих самых альтернативных издержек. Потому что каждый отвлеченный в определенную область специалист несет за собой шлейф непроизведенной продукции в других отраслях, где бы он мог работать. Не говоря об особом геополитическом положении нашей страны, когда нам необходимо поддерживать достаточно высокий технологический уровень нашего вооружения, что также отвлекает не только природные, но и трудовые ресурсы из других отраслей.

К чему приходит любая система, в которой присутствует концентрация власти и собственности в руках достаточно небольшой группы лиц или стран? Естественно, что эти лица связывают свое благополучие с определенной моделью социально-экономического взаимодействия в обществе. Понятно, что властный ресурс позволяет им насильно эту модель поддерживать, что приводит к истощению природных и трудовых ресурсов в количественном и качественном отношении. С количественной стороной все понятно - земли истощались, рабы умирали, требовались новые завоевания; при феодализме было то же самое, когда необходимо было расширять зону своего влияния для получения дополнительного ресурсного импульса; все то же самое и в современную эпоху - за счет войн страны обеспечивают себе расширение своего влияния для получения доступа к ресурсной базе.

Но что с качественным отношением? Усиление эксплуатации природы снижает разнообразие флоры и фауны, уплотнение населения в городах приводит к созданию достаточно однообразных в эстетическом отношении пространств, лишенных какой-либо красоты, после своей экономической деятельности человек оставляет "мертвые" земли. Что касается человека как производственной единицы, то по сути само низведение его жизни к выполнению определенной экономической функции, отношение к нему как к трудовому ресурсу значительно снижает его творческие возможности к самореализации, самое главное связывает успешность самопознания и самоосознания с успешностью реализации себя как трудовой единицы в обществе, что может вылиться в нарастание самодеструктивного поведения, как пассивного - например, нежелания иметь детей или нежелания "саморазвиваться" в профессии, так и активного - например, злоупотребления алкоголем, игромании, пристрастия к фильмам для взрослых. Все это ведет к внутреннему разложению общества, а соответственно и прежней модели социально-экономического взаимодействия. Отдача от использования трудовых и природных ресурсов начинает снижаться. До следующей трансформации отношений власти и общества. Рабы сменились крестьянами, крестьяне - рабочими, вместо рабочих в обществе укрепился средний класс, сейчас наступает пора замены среднего класса на иной.

Стоит понимать, что современная модель является всего лишь одной из форм реализации власти над социальным обществом, не смотря на заверения либеральной пропаганды, которая преподносила рыночную модель экономики как уникальный за все времена способ достижения всеобщего благополучия и справедливого распределения материальных благ через рост эффективности производства. Форма функционирования современной модели, предполагающая наличие среднего класса потребителей, канет в прошлое все из-за того же снижения отдачи от капитальных активов, что выразится в кредитном сжатии, что приведет к нарастанию экономических кризисов в системе. Причем это нарастание началось не в 21 веке, а еще в 20-м - с середины 60-х годов прошлого века, когда послевоенный энтузиазм начал угасать во всех странах. На Западе люди вдруг осознали, что за этим потреблением ничего не стоит, ничего большего, значимого, что потребление средним классом продукции за счет роста кредитной массы и является самоцелью корпораций, которые таким образом получают прибыли, и этот средний класс сам становится заложником собственной экономической задачи, представление о котором втискивается в схему стимул-реакция, где в качестве реакции должна последовать покупка; и все социальные преобразования в обществе будут исходить из этой схемы восприятия человека для обеспечения самореализации человека-потребителя в первую очередь, потому что именно на подобной концепции выстраивается современная экономическая модель. Что естественно привело к внутренним бунтам, к нежеланию мириться с подобным упрощением своего внутреннего мира. В 60-х годах на Западе начались "духовные" протесты, люди чувствовали себя "обманутыми", обещания обернулись ложью и "потребительским" рабством, именно в 60-70-х зарождается движение хиппи и битников в Америке, а во Франции проходят студенческие бунты. Но система побеждает: прошлые хиппи с битниками либо маргинализируются, либо встраиваются в систему в качестве офисных служащих.

Сейчас происходит очередной слом системы. Причем действительно фундаментального характера, а не просто связанный со сменой гегемона. Большинство людей во всем мире сейчас предполагают, что перемены приведут лишь к неким геополитическим сдвигам, а мы будем продолжать жить в прежней либеральной парадигме - с верой в науку, технический прогресс, рыночные механизмы, справедливое распределение благ, роботизацию, создание искусственного разума, полеты к другим планетам..... Нет. Это всего лишь мифология современного мира, которая, как другие эпохи, обрастает собственными артефактами. Канет в Лету и средний класс, потому что эпоха потребления закончилась вместе в природными ресурсами. Система выработает новый способ экспроприации результатов человеческого труда, а самое главное - новый способ реализации контроля и управления обществом, и на смену среднему классу - придет другой.