Предисловие.
На идею написания этой статьи меня натолкнуло ознакомление с «Большой книгой славянских мифов», авторства Александра Иликаева. Автором собраны мифы, предания и сказания, повествующие о сходстве веры, обычаев славянских и других народов, а также о судьбах и делах первых славянских правителей. Имея художественный характер, произведение представляет интерес для читателя, приоткрывая перед ним страницы истории Древней Руси и прочих народов, имеющих единые славянские корни.
Как могло произойти, что за короткое время с призвания варягов на Русь в 862 г. н.э., с стремительным объединением Новгорода и Киева в 882 гг. н.э. в Древнерусское государство, в восточной Европе буквально из ничего возникает могучая держава, правитель которой - князь Олег, в 907 г. н.э. совершает успешный поход на дряхлеющую, но всё ещё сильную и богатую Византийскую империю? В результате похода греки вынуждены признать своё равенство с представителями варварских народов, дать им богатый выкуп и заключить с Древнерусским государством мирный договор, в память о котором на воротах Царьграда был прибит щит русского князя. Победа над Византийской империей позволила Руси громко заявить о себе окружающему миру как об одной из ведущих мировых держав.
Откуда берёт своё начало Новгород, он же «Господин» и «Великий», написано не мало. Датой основания города, ставшего столицей одноимённого княжества и краеугольным камнем в основании Российского государства, считается 859 год н.э., в котором Новгород впервые упоминается в качестве действующего города в исторических записях Никоновской летописи. Таким образом, основание города произошло ранее, как минимум за три года до призвания варягов на Русь, которые, как и их предводитель – Рюрик, не имеют никакого отношения к основанию города. Но почему город получил топоним (наименование), имеющее значение - "Новый город"? И был ли у него предшественник, который можно условно называть - "Старый город"? Какое отношение к нему может иметь Рюриково городище, расположенное на противоположном берегу ниже по течению реки Волхов? Где мог находиться «старгород»? И почему он оказался позабыт официальной историей и нашими предками? На эти вопросы я и попытаюсь ответить на страницах публикации, обобщив то немногое, что мне удалось найти по этой теме из различных источников.
Словенск, Великий град или Велиград - столица приильмерских славян - словенов. Об этом городе не говорится на страницах школьных учебников. Практически нет информации о нём и в дошедших до нас немногочисленных памятниках древнерусской письменности. Что это за город и почему он оказался стёрт и позабыт нашей историей?
Материал статьи разделён на три части. В первую часть включена информация о начале Руси из собрания русских летописей, изданного в 10 томах по высочайшему повелению археографической комиссии в г. Санкт-Петербурге в XIX веке. Во вторую часть - сведения сказаний и летописей, не признаваемых официальной историей в качестве достоверных источников. В третью часть – личное предположение автора о возможном месте нахождения остатков Великограда или Словенска, древней столицы приильмерских славян.
Часть первая. Летописи о Рюрике и о начале Руси.
Собрание русских летописей весьма скупо и фрагментарно описывает начало Руси.
Согласно Лаврентьевской летописи, основанной на более древнем списке временника Нестора XI-XII вв., написанной монахом Лаврентием в XIVвеке и положенной в основание остальных списков собрания русских летописей, «… у Ноя было три сына - Сим, Хам и Афет, которые разделили по жребию между собой землю после всемирного потопа. Афету достались полуночные (северные) и западные страны. К Афетову колену отнесены варяги, шведы, норманы, готы, Русь, англичане, галичане, волхва, римляны, немцы и прочие. К их странам относятся Скифия, Сарматы и Славяне. Осев поначалу по берегам Дуная, где позднее разместились угорская и болгарская земли, словене…» (именно так назывались славяне в летописи Нестора и в других наиболее древних источниках) «… со временем разошлись по земле - прозвавшись по местам, где они осели. Осевши на реке Морава - словене прозвались Моравой, другие Чехами, Хорватами, Сербами, пришедшие на Вислу прозвались Ляхами (поляками), а от тех Ляхов пошли Поляне, другие Ляхи - Лютичи, они же Поморяне.». Часть родственных народов сохранили собственную государственность до настоящего времени, другая их часть, как лютичи и поморяне - прекратили своё существование растворившись в государственных образованиях других более успешных народов. «Славяне, пришедшие и севшие по Днепру - нареклись Полянами, а севшие в лесах - Древлянами. Осевшие между Припятью и Двиной - Дреговичами, иные, севшие на Двине - Полочанами, осевшие по Десне, Семе и по Суле - назвались северянами. Славяне же, осевшие около озера Илмера…» (современное название озера - Ильмень) «…, прозвались своим именем…» (первоначальным наименованием - Словены) «… и сделали град, назвав его Новгород. Так разошелся славянский язык, и грамота прозвалась славянской.».
Согласно Софийской первой летописи «… на славянском языке говорили поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северь, бужане, волыняне. На иных языках говорили подданные Руси народы: чудь, меря, весь, мурома, черемеси, мордва, пермь печера, емь, литва, зимгола, корсь, морова, либи, берущие начало от одного со словенами Афетова колена. Грамота славянская была на Руси и в Болгарах Дунайских. А славянский и русский языки – едины…» (распространившись среди подданных народов) «…, от варягов пришедших и прозвавшихся Русью, а сначала от словенов, ещё называвшихся полянами.».
«От упомянутых выше Полян пошли три брата - Кий, Щек, Хорев, с сестрой Лыбедью, ставшие по отдельности основоположниками киевских полян, чехов…» (осевших на горе Щековице) «… и хорватов.» (осевших на третьей горе, от них же прозвавшейся Хоревицей). «И поставив град на горе и назвав его Киев во имя старшего брата и начали жить каждый родом своим.».
По описаниям летописного свода, значительная часть западных и северных народов, включая римлян, немцев, норман, шведов, англичан, словенов, а от них и славян, имеют общие родовые корни, идущие от их родоначальника – библейского сына Ноя - Афета. Последующие прародители славян не упоминаются Нестором, однако, в летописях легко угадывается пришлый характер славянских народов, начавших своё расселение по Европе с берегов Дуная. Откуда пришли славяне не указывается, но очевидно, что изначально словены были единым народом, который в процессе его расселения по обживаемым территориям стал дробиться на роды, приобретавшие собственные наименования по местам, где оседал и начинал жить тот или иной род. Вероятно, что на процесс расселения ушла не одна сотня лет, но события, происходившие в этот период не отражены в летописном своде. Славянские роды, образовавшие впоследствии множество самостоятельных княжеств, зачастую враждовали друг с другом. Они имели общий язык, который впоследствии через них распространился среди подданных народов. Наличие подданства указывает на воинственность и силу славян. Софийская летопись прямо указывает, что славянский и русский языки берут своё начало от словенов, называвшихся полянами, у которых был один язык с пришлыми варягами – Русью, из чего следует, что пришлые варяги и славяне имеют общее происхождение или родовые корни. При этом под полянами Софийская летопись упоминает словенов (новгородцев), а Густинская летопись – киевлян и древлян, что может указывать на их очевидное для составителей летописных списков родство.
Согласно Лаврентьевской и прочим основанным на ней летописям, исторически важным для становления Руси как централизованного государства стал путь "из варяг в греки", который проходил по Днепру. Объединение князем Олегом Новгорода и Киева в единое государство позволило Древнерусскому государству полностью контролировать этот важный, более короткий и менее опасный, чем сухопутный или окружной вокруг европейской части материка, торговый путь на всём его протяжении. В его верхней части суда перемещались волоком до реки Ловати, по которой через озеро Ильмень (Илмер), и далее через реку Волхов и Невское озеро, чьё устье впадало в Варяжское (Балтийское) море, торговые пути шли к варягам, и обратно, через Черное (в трудах античных историков - Понт или Руское) море к Царьграду и Риму. Наиболее древние города возникали именно на путях прохождения или пересечения торговых путей, контроль над которыми приносил доход их населению и оказывал влияние на развитие их социально-культурных отношений. Весьма вероятно, что Словенск, ставший основанием для образования мощного общественно-политического центра Древней Руси – Новгорода, следует искать в непосредственной близости от места расположения своего наследника на пути "из варяг в греки".
В Густинской летописи, являющейся прибавлением к Ипатьевской летописи, написанной в монастыре святой Живоначальной Троицы в 1670 году сказано, что «… до призвания Рюрика на Русь между славянами были междоусобные брани, в которых восстал род на род. Воспользовавшись ими хазары пришли к полянам, которые по сути были Киевлянами и Древлянами и одолев их повелели себе давать дань по беличьей шкурке от каждого двора. Также хазарами взималась дань с северян и вятичей. В 846 году варяги придя из-за моря обложили данью чудь, славян, меря и кривичей.
В 848 году восстали кривичи, славяне, чудь и меря на варягов и прогнали их за море не дав дани. И начали сами собою владеть и города ставить. Но не было в них согласия и правды. Снова восстали род на род…» (в варианте второй псковской летописи - город на город) «… и были у них междоусобные брани. Поэтому славяне, чудь и кривичи "придя в чувство и совет сотворивши" решили избрать себе князя от иного рода, чтобы владел ими и охранял их от всех врагов, судив между ними по праву.». Упомянутая летопись приводит также информацию, что «Гостомысл, который был старейшиной у Словян, то есть Новгородцев, умирая повелел им пойти в Рускую землю в град Малборк…» (при написании летописи в XVII веке место нахождения земель, принадлежавших роду Руси, было приведено её составителем по основанному позднее описываемых событий в XIIIвеке городу Мальборк, расположенному на севере современной Польши в дельте реки Вислы невдалеке от побережья Балтийского моря и Калининградской области) «…, найти себе князя, что и было сделано.».
В отступлении от темы следует отметить, что Густинская летопись, составленная в Густынском монастыре Черниговской области в начале XVII века относится к украинским или южнорусским летописям. При этом, будучи составленной на 300 лет позднее, чем Лаврентьевская, она содержит сведения, в частности о словенском старейшине Гостомысле, отсутствующие в более раннем списке Нестора. Из этого можно сделать вывод, что Густинская летопись либо имеет первоисточник, отличный от Лаврентьевской летописи, либо представляет из себя компиляцию сведений из нескольких источников, в том числе из не дошедших до нас. Возможно также, что сведения Лаврентьевской летописи подверглись цензуре с целью вымарывания из истории Отечества сведений о Гостомысле, как об одном из основателей Древней Руси. Наименее вероятным объяснением различий считаю включение составителем в Густинскую летопись народных былин или сказаний.
«Послав к варягам, которые звались Русь, послы с молением сказали, что "Земля наша добра, велика и обильна, но строения доброго в ней нет покуда старейшины не имеем - придите княжить в земле нашей и владеть нами". И в лето 862 три брата - Рюрик, Синеус и Трувор с родами своими и дружиною, в которой было много Руси - так звались те варяги, как другие звались шведы, другие норманы, англичане или геты, так и те назывались Русь, пришли в нашу землю княжить. Первоначально, сев в словенах, был срублен град Ладога…» (в верховьях реки Волхов на побережье Ладожского озера) «…, где стал править старший брат Рюрик. Синеус сел в Белозере, а Трувор в Изборге. От тех варягов прозвалася Руская земля. Через два года умерли Синеус и Трувор и принял полную власть в земле Руской старейший брат Рюрик, ставший единовластным правителем всей земли.». Согласно Воскресенской летописи Рюрик (род. 830 г. н.э. – ум. 879 г. н.э.) является потомком Пруса (Руса) в сороковом колене, а также римского императора Августа, что было возможным благодаря заключению политического брака между представителями правящих династий, причём заключение подобного брака показывает весьма весомое политическое значение, которое римская империя должна была придавать целесообразности заключения такого союза. Из текста летописи невозможно сделать вывод, были ли Прус (Рус) и римский император Август современниками друг-друга, однако, первый римский император и основатель Римской империи Октавиан Август родился 23 сентября 63 г. до н.э., а умер 19 августа 14 г. н.э. Сороковое поколение с средним обновлением рода раз в 20 лет примерно соответствует 800-летней разнице между описываемыми деятелями и Рюриком. «Придя к Ильмер озеру во Словяны и срубив там над рекою Волхов город и назвав его Великий Новгород, Рюрик сел там княжить, раздавая боярам своим волости, повелевая города ставить и во всех тех городах варяги соседствовали с словенами, от них же все словене, кривичи, весь, мурома, дреговичи, северяне, древляне, поляне и прочие Русью прозвались до настоящего дня.».
По Ипатьевской летописи XV века «… при Рюрике были бояре не княжьего рода Оскальд и Дир, которые испросили у князя разрешения идти со своими родами к Царьграду. Проходя в 862 году Днепром и увидев город Киев, разузнав, что в нём давно нет князя, остались оба в нём княжить.». По смерти Рюрика в 879 году Олег, его родственник, остался на княжении с Игорем, сыном Рюрика, на руках. В 882 году Олег, взяв Смоленск и Любеч, пришёл к Киеву, где обманом под видом встречи со своим родом выманил Оскальда и Дира из города, и убил их, так как они не были княжьего рода как он сам или Игорь.
Согласно Ипатьевской летописи, составленной в Костромском Ипатьевском монастыре, приильмерские славяне - словены, до призвания варягов, звавшихся Русью, имели свои города и собственное устройство власти. Причём города ставились славянами со времён Кия, что было задолго до прихода варяг. Новгород упоминается в летописях как минимум за три года до прибытия Рюрика к словенам. Во главе славянских родов находился старейшина, представлявший свой род на межродовом совете. По указу такого старейшины - Гостомысла был призван Рюрик, давший всем подданным народам название Русь. Именно с этого момента все дошедшие до нас летописи и отсчитывают начало земли Русской. Ипатьевская летопись наряду с Густинским списком, также содержит упоминание о Гостомысле, как предводителе своего рода. Официальная история не признаёт в Гостомысле правителя приильмерских славян и не учитывает ту роль, которую он сыграл в образовании Древнерусского государства.
Летописи выдвигают несколько версий происхождения названия народа Русь. Вот некоторые из них: «… от князя западного Росса (Руса сына Лехова, некогда княжившего на западе), от русых волос жителей, от города Русы…» (Старая Русса, впервые упоминается в летописях под 1167 годом н.э.) «…, лежащего недалеко от Великого Новгорода, а также от рассеянности рода, который греко-римские географы Страбон и Птолемей вместе с остальными греками прозывали Спорами, т.е. родом больше других рассеянным по многим странам. При этом земли славян греки называли Великой Скифией.».
По Воскресенской летописи XVI века, созданной в пределах Московского государства, «… словене, придя с Дуная и осев у Ладожского озера, а затем придя и сев у озера Ильменя, прозвались Руссами из-за Русь реки. Умножившись, сделали град, назвав его Новгород и посадили в нем старейшину Гостомысла.».
Патриаршая или Никоновская летопись под 6372 (864) годом содержит запись о подавлении Рюриком восстания свободолюбивых новгородцев, недовольных своим рабским положением «много зла претерпевших» от нового князя в результате которого был убит Вадим храбрый и многие новгородцы, советники его. Некоторые историки считают, что Вадим храбрый был претендентом в новгородские князи, а также возможным наследником Гостомысла или представителем местного княжьего рода, убив которого вместе с его приближёнными Рюрик обеспечил собственную власть над Новгородскими землями. Таким образом, приход и вокняжение Рюрика в Новгороде не были простыми. За неполные два года правление нового князя вызвало вооружённое восстание, которое Рюрику пришлось подавлять силой, истребляя оппозицию.
Вопросы создания кириллицы и неоднократного прихода христианства на территорию древней Руси, широко освещены в других статьях и не относятся к предмету настоящей работы.
Подводя итог первой части статьи следует отметить, что славяне, имеющие общие родовые корни с другими европейскими народами, получили широкое распространение на всей территории Европы от Балтийского до Чёрного моря. При этом независимо от общего происхождения славяне обособлялись друг от друга. Часто враждуя между собой, они держали совет друг с другом через старейшин родов, собиравшихся вместе для решения общих дел.
Анализируя летописи свода, создаётся впечатление, что до прихода варяжского племени-Русь и Рюрика к славянам (словенам) последние не имели ни собственной истории, ни руководства (старейшины), ни строения доброго (государства), пребывая в состоянии, приближенном к первобытной племенной дикости. Русь, как прибалтийский народ, придя в словены, дала своим подданным собственное имя - Руси новгородской. При этом прибывшие быстро ассимилировались, растворившись среди коренных жителей, не имея с ними различий ни в языке, ни в вере, ни в обычаях, либо переняли образ жизни своих подданных. Основываясь на этих положениях, опровергаемых текстами ряда летописей, в первой половине XVIII века немецкие историки Г. З. Байер (за многие годы работы в России он так и не соизволил овладеть русским языком), Г. Ф. Миллер, Ф. Г. Штрубе де Пирмонт и А. Л. Шлёцер, работавшие по приглашению властей в Российской академии наук, сформулировали "Норманскую теорию", как историографическое направление развития отечественной истории – норманизм, согласно которому народ-племя Русь происходит из скандинавских норманнов периода экспансии викингов. Варяги создали у славян государственность по известному им "западному" образцу, о котором им стало известно во время несения службы в войсках и при дворах правителей западных держав. Киевляне же становятся Русью вслед за новгородцами, с приходом Олега, коварно расправившегося со своими бывшими подданными Оскальдом и Диром, чьё существование подвергается сомнению рядом историков.
Летописи XIV - XVII веков, положенные в основу официальной истории Российского государства, имеют общую основу - Лаврентьевскую летопись, основанную на трудах временника Нестора. Часть утерянных страниц летописи восполняется событиями, изложенными в других списках. Летописи свода составлены христианскими монахами с чётко прослеживаемой целью - превознесения вклада в становление и развитие отечественной государственности и истории христианских правителей Руси (и прежде всего - династии Рюриковичей), оставляя за пределами повествования "звериный образ жизни", культуры и веры древних славян, их предводителей и государств. Очевидно, что при составлении своей летописи Нестор, не бывший очевидцем части описываемых событий, а затем и другие летописцы - использовали более ранние источники, которые с большой долей вероятности в процессе лихолетия крещения Руси "огнём и мечом", были либо преданы костру, уничтожающему языческие ценности, либо были запрятаны подальше от глаз простого люда в тайных хранилищах христианских монастырей или знати. Не исключено, что часть исторических источников могла быть утрачена позднее - в пожарах многочисленных войн и конфликтов, часто посещавших Русскую землю. Часть могла покинуть пределы России и осесть в частных коллекциях древностей вместе с иными культурно-историческими ценностями.
Основные тексты собрания летописей не содержат в себе упоминаний о правителе Словене, по которому словены, а затем и славяне получили своё наименование. Нет в летописном своде и упоминаний об основанном им городе - Словенске, носящем название, как и Киев, по имени своего основателя, о чём изложение пойдёт далее.