Системы (или стили) современной самообороны представляют собой любопытное явление. Они появились относительно недавно, и быстро приобрели популярность, потеснив многие известные школы боевых искусств. Откуда же они взялись, для чего и как созданы, а, главное, какие у них перспективы?
Чтобы ответить на эти вопросы, для начала надо попытаться дать определение. Самооборона - это самостоятельный отпор агрессору, осуществляемый лицом, которое подверглось нападению. Соответственно, под системой самообороны подразумевают совокупность взаимосвязанных элементов, технических действий, которые помогают защитить себя в ситуации нападения. Вопрос, являются ли системы самообороны боевыми искусствами, является дискуссионным. Одни считают, что, да, безусловно, являются. Другие уверены в обратном. Также существует некая компромиссная точка зрения, которая гласит, что самооборона – это сильно упрощенная часть боевого искусства, прикладной аспект, избавленный от всего лишнего. Разумеется, «лишнее» в данном случае - это понятие достаточно условное. Просто надо понимать, что боевое искусство, как сложный и многогранный вид деятельности – это нечто гораздо большее, нежели банальные навыки эффективной драки. А самооборона – дело иное: там-то как раз только это и требуется.
Трудно сказать, когда появились школы самообороны, но попытки создать упрощенные комплексы боевых приемов, возникли еще на рубеже девятнадцатого –двадцатого веков. Например, в нашей стране известным атлетом, цирковым импресарио, и популяризатором тяжелой атлетики, Иваном Лебедевым (или, как его называли, Дядей Ваней), еще до революции была создана система «Самооборона и арест», предназначенная для полицейских чинов. Это была одна из первых попыток научить сотрудников органов правопорядка эффективно исполнять свои обязанности, и не дать уличным преступникам причинить им вред. А в 1930 г. увидела свет книга Нила Ознобишина «Рукопашный бой». Это уже было хорошо продуманное руководство по уличному бою, включавшее в себя, помимо технических приемов, теорию, методику, а также обзор известных автору стилей боевых искусств и спортивных единоборств.
Грянувшая Вторая мировая война потребовала пересмотра системы подготовки личного состава. Это касалось и рукопашного боя. Так появилась крав-мага Имриха Лихтенфельда, дефендю Уильяма Фэйрберна, и другие аналогичные системы. После окончания войны, они продолжили совершенствоваться,приспосабливаясь под новые реалии, а затем и вовсе шагнули в гражданскую (но отнюдь не мирную) жизнь.
Кстати сказать, не все системы самообороны вышли из военной среды. Например, такие разработки, как дзюкадо, или кадзюкенбо, изначально создавались как гражданские версии система самозащиты. Эти и подобны им направления, представляют собой соединенные воедино фрагменты традиционных школ. Дзюкадо – это дзюдо, карате, айкидо; кадзюкенбо – карате, дзю-дзюцу, кенпо, бокс, и т. д.
Еще один путь - авторские стили, тесно связанные с именами своих создателей. К таким можно отнести, например, систему Роберта Патюреля, Фреда Мастро, или Хусто Дьегеза.
Таким образом, запрос общества на безопасность, реализовывался путем создания систем самозащиты. И процесс этот не ограничился определенным отрезком времени. Новые школы начали появляться одна за другой, подчас отличаясь друг от друга лишь названием, логотипом, и методами продвижения своих услуг. Таже самая крав-мага, после смерти своего создателя, моментально начала дробиться на стили, школы, и новые разновидности. Смарт крав-мага, «спортивное крав-мага», и даже айки-крав-мага – вот лишь некоторые из вновь появившихся названий. Впрочем, в появлении новых ответвлений, нет ничего нового - это свойственно большинству школ боевых искусств. Достаточно вспомнить историю карате, которое за относительно короткий период времени разделилось на не поддающееся никакому учету количество стилей (и конца этому процессу не видно).
Каковы же перспективы всех этих школ? Что с ними будет в дальнейшем? Какая-то часть из них просто исчезнет. Другая будет тихо существовать, оставаясь мало кому известной за пределами своего зала. И лишь некоторым суждено остаться востребованными и популярными, удерживаясь на волне успеха. При этом, с чисто технической точки зрения, школы самообороны мало чем отличаются одна от другой – ведь принципы безопасности едины для всех. Надо думать, решающую роль играет личность инструктора, или, правильнее сказать- первого лица школы. Один и тот же пинок в пах и тычок локтем, можно преподнести по-разному. Умение связно и интересно донести свои мысли до учеников, «разбавить» монотонность обучения свежими моментами, интересной и нестандартной методикой – вот залог успеха.
Необходимо отметить два немаловажных момента. Во-первых, несмотря на относительную простоту, стили самообороны, зачастую, предлагают довольно трудный (физически и морально) процесс изучения, который в отдельных случаях может превосходить аналоги из традиционных боевых искусств. Во-вторых, программа обучения со временем, меняется, гибко приспосабливаясь под новые вызовы. Зачастую в нее включают навыки работы с холодным и огнестрельным оружием, базовые основы медицинских знаний, курс выживания в городской среде, психологическую подготовку, и т. д.
Сегодня школы самообороны стоят особняком как от спортивных единоборств, так и от традиционных боевых искусств, занимая особую нишу. Они не являются конкурентами ни тем, ни другим, решая ровно те задачи, ради которых и были созданы. Думается, что исчезнуть им не грозит. Впрочем, также, как и взметнуться на вершину популярности: в век интернета людей уже очень трудно удивить чем-то новым, а большинство устроено так, что от всего и во всем ждет чего-то необычного, каких-то чудес. Однако условия жизни современного мира, непростого, и, временами, даже опасного, будут по-преджнему заставлять многих искать способы обезопасить себя. В их число входят и навыки самообороны. Здесь кроется парадокс: многие, выкраивая время и деньги для занятий, вовсе не в восторге от тренировок.То есть, если спортом или традиционными боевыми искусствами занимаются с удвольствием, наслаждаясь процессом, то в школы самообороны многие идут «по необходимости», не испытывая ни малейшей радости от тренировок. Но все же – идут. И, думается, будут продоолжать идти.
Одним словом, школы самообороны будут оставаться особым явлением, в котором каждый может найти что-то свое. Для одного это боевые искусства, для другого - способ поддержать себя в хорошей форме, для третьего – спорт. Есть и те, кто видит в таких школах способ саморазвития, как бы странно это ни звучало. Наверное, в том и кроется секрет успеха школ самообороны: быть универсальными, и давать каждому то, что ему нужно. Их девизом можно выбрать «выживание любой ценой, без условностей и догматизма». Или даже так: «да здравствует простота и эффективность».
Разумеется, стили современной самообороны далеки от высокого искусства, и почти сверхъестественное мастерство лучших представителей традиционных школ, остается для них непостижимым. Однако, они вполне отвечают духу времени, и способны дать то, ради чего к ним и приходят: крепкий уровень простых и надежных техник, которые однажды могут спасти чью-то жизнь. И кто скажет, что этого мало?