Вышли из Осло фьорда. Северное море встретило нас хорошим ветром и средней волной. Шли под парусами, но Товарищ сильно раскачивался - когда ветер крепчал, он ложился на один борт. Когда слабел - по инерции выпрямлялся или ложился на другой.
Качку и крены на парусных судах можно сравнить разве что с военными кораблями. И то с натяжкой - на военных существенно меньшая парусность и, соответственно, ветровая нагрузка при боковом ветре.
Нам говорили, что на круизных лайнерах есть успокоители качки. Это когда в ритм волны вода из танков одного борта большими насосами перекачивается быстро в танки другого борта. Но как-то я посмотрел видео, где огромный круизный лайнер идёт по штормовому морю, и понял, что всё дело в высоте волн. Наступает момент, что уже ничто не спасает. Это неизбежно. И тогда по всем помещениями круизера начинают кататься неприкрученные столы, стулья, диваны. Короче, всё, что не закреплено, включая пассажиров и команду. Думаю, в такие моменты пассажиры думают, что больше в круиз ни-ни! 😂😂😂
Натянули леера, чтобы можно было ходить по палубе, держась за них. Частенько морская вода переливалась через борт и уходила в отверстия в фальшборте, которые по морскому называются "шпигат".
Я писал, что мы взяли на борт в Генте много продуктов, в том числе сливочное масло и молоко.
Утром все посменно забегали в столовую и ели. Но на парусниках во время качки запрещено готовить и давать горячую пищу. Просто из-за опасности ошпариться. Поэтому всем дали по кружке холодного молока и масло, которое мы мазали на хлеб.
Небольшое отступление: из столовой небольшая дверь вела в помещение, где мыли посуду. Оно было совсем маленьким - пару метров в ширину и метра три в длину. Без иллюминаторов. Это была пыточная! Там стояли две мойки, где, собственно, всё и мыли. Воду для экономии набирали в мойку, мыли там посуду, а потом только немного споласкивали. Пытка была в другом: температура воды по ощущениями была градусов 60! Помните, как в детстве при простуде парили ноги с горчицей в тазике с водой? Вот как-то так, только руки. И без горчицы 😂 Поначалу было невозможно опустить в неё руки. А потом привыкаешь и перестаёшь ощущать. Потом, конечно, всё забывается... до следующего наряда в столовую, которые по очереди случались не так часто.
Я, как и все, всё это съел и пошёл к себе в радиорубку. Помните, я писал про паяльник на стене? Вот именно в этот день я увидел, как он отклоняется на 40 градусов. Нет, в основном было градусов по 20-25, но пару раз видел. Беда в том, что радиорубка находилась на самой корме. При таких боковых кренах на волнах там ещё прилично бросало вверх и вниз. А окон-иллюминаторов нет.
Что снаружи происходит - не знал. Но почувствовал в какой-то момент, что утренние масло и молоко рвутся на свободу. Вышел на палубу, а там сюжет неизвестной картины Айвазовского под названием "Кормление рыб молоком и маслом с двух бортов парусника" 🤮😂
Жаль не было фотика под рукой! Но картина этого эпичного события до сих пор перед глазами!
Я вышел к грот-мачте - это самое малокачаемое место - и отдышался. Когда понял, что всё хорошо, пошёл опять в радиорубку.
Ближе к проливу Па-де-Кале начались "смотрины" - сначала над нами на низкой высоте полетали несколько самолётов. Уж не знаю, то ли шпионов искали, то ли просто интересно стало. Всё же не каждый день увидишь большой парусник под полными парусами - зрелище завораживающее и необыкновенное по своей красоте!
А потом судно на воздушной подушке, двигающееся из Франции в Великобританию, на большой скорости сделало вокруг Товарища пару кругов и продолжило свой путь.
Прошли проливы и направились к порту Лиссабон.
Буду рад, если подпишитесь на мой канал! Будет ещё много интересного.
Спасибо за просмотр!
Все статьи "Записки матроса первого класса"
#одесса #овиму #мореходка #море #мечта #учёба #практика #товарищ #парусник