Найти тему

ЕЁ СЧАСТЛИВАЯ ЗВЕЗДА

10 августа выдающейся балерине, легендарной исполнительнице башкирских народных танцев и замечательному педагогу Тамаре Шагитовне Худайбердиной (1923–1998) исполнилось бы 100 лет со дня рождения.

ЕЁ СЧАСТЛИВАЯ ЗВЕЗДА 
Автор — Рамиля Латыпова
ЕЁ СЧАСТЛИВАЯ ЗВЕЗДА Автор — Рамиля Латыпова

Она была человеком неординарной, и в то же время счастливой судьбы. Неугомонная, солнечная, наделённая природной грациозностью, с малых лет Тамара заявила о себе как о большом таланте. Девочки-одноклассницы уфимской татаро-башкирской школы № 14, что и сегодня располагается по улице Г. Тукая, подшучивали над мечтательницей. Им нравилось, как Тамара в оранжевом платье с оборками исполняла разные виды дробушек под народную мелодию «Апипа». Но они и подумать не могли, что подружка станет настоящей балериной. Много позже балетные критики отметят в танце заслуженной артистки РСФСР и БАССР Тамары Худайбердиной виртуозность, яркое актёрское дарование и выразительную мимику. «Лучистым» и лирическим персонажам балерина предпочитала балеты-драмы, где каждая сюжетная линия требовала своей эмоциональной реакции. Это было время, когда при упоминании имени Тамары Худайбердиной перед глазами современников возникало множество замечательных женских образов, в которых они находили глубокую страсть, неподдельную искренность и правду жизни. Любовь зрителей многих стран мира Тамара Шагитовна завоевала своим талантом, исключительной работоспособностью, огромной силой воли и умением раскрывать внутренний мир своих героинь. А быть интересной в каждой из них — ей помогала наблюдательность и эрудированность, которую она черпала в литературе. «Эффектные броские вариации, — пишет балетный критик Майя Тагирова, сложные по форме танцевальные композиции в исполнении Худайбердиной воспринимались зрителями как внутренние монологи её героинь, языком танца рассказывающих о своей любви, страданиях, надежде на счастье».
Двадцать три года Тамара Худайбердина посвятила сцене, своему родному коллективу. Здесь родились и жили её героини, каждая своей жизнью. Нежная и любящая Одетта и коварная Одиллия («Лебединое озеро» П. Чайковского), застенчивая и решительная Зайтунгуль («Журавлиная песнь» Л. степанова — З. Исмагилова) обольстительная и гордая Зарема («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева), наивно-простодушная Эсмеральда и пластичная недосягаемая Шехерезада в одноимённых балетах Пуни и Римского-Корсакова, смелая, сражающаяся за свою любовь Тао-Хоя («Красный мак» Глиэра) и пламенная Лауренсия в балете Крейна, гимназистка Лена в спектакле «Юность», созданном Чулаки по роману «Как закалялась сталь» Н. Островского и многие другие. Но самой первой ролью Худайбердиной была обаятельная красавица Зюгра в одноимённом балете Нажиба Жиганова. Известный композитор присутствовал на премьере и хотел видеть молодую талантливую балерину в труппе Татарского музыкального театра. Но Тамара Шагитовна осталась верна своему уфимскому зрителю и башкирской балетной труппе.
Тамара родилась в семье писателя и видного башкирского государственного деятеля, возглавлявшего наркомат внутренних дел и высший орган исполнительной власти Башкирии — Шагита Ахметовича и Магруй Шариповны Худайбердиных. Девочке было полтора года, когда в московской клинике умер её отец. несмотря на все жизненные трудности, мама и бабушка окружили девочку своей заботой, любовью и нежностью, поддерживали друзья и знакомые семьи. Среди них драматург Сагит Мифтахович Мифтахов, работавший некоторое время директором Башкирского драматического театра.
Впервые юная Тамара увидела балет в спектакле «Башкирская свадьба» на сцене Башкирского театра драмы им. М. Гафури в середине тридцатых. В тот вечер танцевал Файзи Гаскаров, первый профессиональный танцовщик, хореограф, а в последующем главный балетмейстер Башкирского государственного театра оперы и балета и талантливая выпускница хореографического отделения Уфимского музыкального техникума Загида Бахтиярова. Это был эффектный вставной номер, который при фиолетово‑голубом освещении иллюстрировал сцену грёз главной героини. Но самое большее впечатление на девочку произвел фрагмент, когда танцовщик сажал на плечо невесомую балерину и уносил её со сцены под бурные аплодисменты зрителей. А затем выходила героиня спектакля (Гульгайша — З. Бикбулатова), и начинала свой монолог словами: «Унёс бы и меня мой любимый».
«Он был стремительным, стройным и пластичным молодым человеком», — таким запомнила десятилетняя девочка Файзи Адгамовича Гаскарова, личность и творчество которого станет эпохой в башкирском искусстве. В годы учёбы детей в Ленинградском хореографическом училище, он был для них духовным наставником и внимательным воспитателем. На протяжении нескольких лет (с 1934 по 1937 гг.) Гаскаров возглавлял приёмную комиссию, состоящую из известных педагогов балетной школы. Александр Викторович Ширяев — внук известного балетного композитора Ц. Пуни, Елена Васильевна Ширипина и Наталья Александровна Камкова, удостоенные высоких правительственных наград за подготовку профессиональных кадров для Башкирии. В их числе был и Александр Иванович Пушкин (педагог Р. Нуреева), обожаемый юной Тамулькой, как ласково звали Худайбердину педагоги училища.
В первый набор, из которого выросла плеяда танцовщиков, составивших славу национального исполнительского искусства, Худайбердина не попала. (Справедливо отметить, что в каждом наборе были свои неповторимые исполнители, «звёзды» башкирской балета). Несмотря на огромное желание дочери, Магруй Шариповна не хотела расставаться с ней — единственной дочерью. И лишь встреча с подругой Фатимой–ханум, супругой Даута Юлтыя, посетовавшей, почему же она не отпускает дочь учиться в Ленинград, изменила ситуацию.
«Поедешь в Ленинград, — сказала она, обняв Тамару. — Вот только покажем тебя Гаскарову. Научишься танцевать так, чтобы волновать сердца людей, помогать становиться им чище, лучше, добрее. Это и есть счастье. Наш папа так этого хотел…» — напутствовала она.
В назначенный день Тамара пришла в Летний театр сада, что располагался в саду им. А. В. Луначарского, ныне носящего имя известного классика С. Т. Аксакова.
«Гаскаров прогуливался по аллее — пишет в своих воспоминаниях Худайбердина. — Он проверил мой слух, ритм...». В тот же день дети прошли медкомиссию, а на следующий день на железнодорожном вокзале их провожали родные и близкие. И девять будущих артистов в сопровождении Файзи Адгамовича отправились в город на Неве. Тамара Худайбердина, Нинель Юлтыева — дочь репрессированного писателя Даута Юлтыя, Альфия Айдарская — дочь известного татарского композитора Сары Садыковой, Галия Хафизова — ставшая впоследствии женой композитора и солиста Башкирской оперы Шамиля Кульбарисова, Рамзия Аширова — долгие годы проработавшая в башкирской балетной труппе. Вместе с ними учились Диля Гумерова и Чулпан Кудашева — дочери поэтов Гарифа Гумера и Сайфи Кудаша, Марат Юсупов — сын выдающейся драматической актрисы Бэдер Юсуповой…
Незаметно летели годы учёбы в стенах лучшей балетной школы страны. Улица Зодчего Росси, дворцы на набережной, атланты Эрмитажа, «Медный всадник» и разводные мосты над Невой… Это был другой мир, другая атмосфера, в которой Худайбердина, как и другие её однокурсники, постигала азы хореографического искусства. Это со временем соблюдение строгого режима дня, бесконечные приседания и батманы обретут для них внутренний смысл, а утренний балетный экзерсис будет не таким сложным. Процесс преодоления трудностей воспитает в них силу воли, целеустремленность и чувство долга.
Как обычно, на летних каникулах учащиеся приезжали в Уфу и оформлялись практикантами в Башкирский оперный театр (с 1941 года — Башкирский государственный театр оперы и балета). На сцене Летнего театра, они исполняли фрагменты из классических миниатюр и танцы народов мира (норвежский, испанский, венгерский, русский, украинский, цыганский, индийский). Но Башкирия с нетерпением ожидала приезда первых выпускников национальной балетной студии Зайтуны Насретдиновой, Халяфа Сафиуллина, Фаузи Саттарова, Раисы Дербишевой, Адыхама Нарыкова, Хашима Мустаева, Николая Захарова и Наджета Аюханова — будущих звезд национального исполнительского искусства.

(Продолжение следует)

-2

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц