Всероссийский форум «Педагоги России: инновации в образовании» при поддержке Российской академии образования собрал на площадке Волгоградского государственного университета педагогов дошкольного образования и учителей школ региона. На форуме поднимаются вопросы психологии, роли и рамок ответственности педагогов во взаимодействии с детьми с отклонениями в психическом развитии, вопросы повышения квалификации в области современных технологий и развитие потенциала ребенка через творчество, а также другие актуальные вопросы современности, влияющие на социум и работу педагогов.
Участников мероприятия от имени ректора ВолГУ Аллы Эдуардовны Калининой приветствовал проректор по учебной работе Дмитрий Юрьевич Ильин, он пожелал плодотворной работы и рассказал об уникальных образовательных программах, появившихся в ВолГУ не так давно:
«Педагогическое образование в ВолГУ отличается от образования в педагогических вузах, это сочетание лучших традиций классического образования и современных технологий. В университете реализуются программы педагогического образования на всех уровнях: бакалавриат, магистратура, аспирантура. В этом году программа педагогического образования реализуется по направлениям подготовки с двумя профилями «Английский язык. Немецкий язык», «Русский язык. Литература», «История. Обществознание». С 2024 года добавится еще один профиль педагогического образования - «География и безопасность жизнедеятельности». В институте истории, международных отношений и социальных технологий ВолГУ есть новые инновационные и уникальные программы магистратуры: «Образовательный блогинг», «Педагогический дизайн», «Педагогика корпоративного образования» и «Педагогика поддержки одаренных детей». Я уверен, что на форуме коллеги расскажут много интересного об инновациях в сфере педагогики, и вы плодотворно проведете время в Волгоградском государственном университете».
Дмитрий Юрьевич подчеркнул, что с 2017 года на базе ВолГУ функционирует НЦ РАО, в котором ученые ВолГУ являются экспертами и выступают с докладами на благо отечественной педагогики.
Открывая программу форума, социальный и детский психолог, практикующий нейропсихолог, руководитель Международной школы лидерства Мария Александровна Токмянина (Екатеринбург) провела лекцию «Лечить или воспитывать? Границы ответственности педагога», на которой спикер поделилась своим опытом в общении с родителями детей с отклонениями в психическом развитии.
Лектор озвучила проблему: «Часто говорится о комфорте ребенка в школе, а о комфорте учителя говорится очень мало, но на это также важно обращать внимание, ведь во многом от учителя зависит психологическая обстановка в классе. Учитель не должен нести ответственность за те области, которые входят в компетенции психологов, психиатров и психотерапевтов». Решение проблемы психологического комфорта учителей лектор видит в грамотном разделении зоны ответственности.
Эксперт подробно рассмотрела вместе с педагогами типы неврозов, причины психических заболеваний и отклонений от норм развития. Мария Александровна дала четкий скрипт о том, как замотивировать родителей на лечение ребенка с отклонениями в поведении, не вызвав на себя их гнев и негодование.
На интерактивном занятии «Формирование высших психических функций с помощью игровой психокоррекции» Мария Токмянина провела мастер-класс по играм, развивающим социальные связи, умение работать в команде, влиять на развитие коммуникативных навыков. Участники форума узнали о специально подобранных играх, тренирующих какую-либо функцию психики ребенка.
Еще одной важной темой, озвученной на форуме, является адаптация педагога к современным техническим средствам связи, интерактивное и дистанционное взаимодействие с родителями и детьми. Директор форума «Педагоги России» Вероника Валерьевна Пиджакова выразила точку зрения о том, что не стоит заставлять учителей учиться онлайн-навыкам, необходимо снять те риски и причины, почему не хотят учиться педагоги, и устранив их, дать возможность учителям познавать онлайн-навыки с удовольствием, тогда педагоги смогут идти в ногу со временем безболезненно. Вероника Пиджакова представила вниманию аудитории онлайн-школу для учителей, в которой педагоги могут обучаться за символическую плату, в удобное для них время, по окончании получая сертификат о прохождении курсов повышения квалификации.
Для педагогов не является секретом тот факт, что творчество необходимо для развития мелкой моторики, влияющей на формирование нейронных связей. Так, например, рисование тренирует мышление и память, позволяет иначе взглянуть на привычные вещи, в процессе рисования вырабатывается серотонин, снижается уровень стресса, появляется заряд энергии. Психологи уверены, что творчество - это отличный инструмент для прорабатывания страхов, проблем, гнева.
Поэтому неслучайно на форуме выступили с презентациями представители компании по производству товаров для детского творчества «Луч» (Ярославль), завода художественных красок «Невская палитра» (Санкт-Петербург) и магазина товаров для рукоделия «Леонардо». Они не только рассказали о своей продукции, но и повели мастер-классы, подарили подарки для педагогов.
В форуме приняли участие преподаватели ВолГУ: заведующая кафедрой педагогики, психологии и социальной работы, ученый секретарь НЦ РАО, кандидат юридических наук, доцент Надежда Тельмановна Абрекова, доктор педагогических наук, профессор, директор НЦ РАО на базе ВолГУ,член-корреспондент РАЕ Николай Михайлович Борытко, директор института истории, международных отношений и социальных технологий, доктор педагогических наук, профессор Ирина Вячеславовна Власюк.
На протяжении двух дней учителя и педагоги погрузятся в мир новых знаний, вдохновятся на дальнейшее развитие и личностный рост и пообщаются с коллегами в гостеприимном ВолГУ.