Понятие «стохастический» используется для обозначения вероятностных процессов, событий и явлений, которые возможны и случаются, но не обязательно реализуются в данных обстоятельствах. А «вероятность» означает веру в ожидаемое, тождественную незыблемым знаниям. Чем больше их у человека, тем твёрже его вера и, следовательно, вероятность возникновения тех или иных событий (учитывая влияние Мыслящего-«Я» на формируемое мышлением Мыслимое-бытиё).
Представления людей о том, что происходит во Вселенной, – противоречивы. С одной стороны, события и явления воспринимаются ими как случайные. С другой стороны, все материальные объекты есть холоны, относительно независимые и изолированные, состоящие из многих частей. Погружаясь в глубины материи, невозможно «дойти до конца», до тех «кирпичиков»-кварков, четырёх «первоэлементов», подобных «воде, воздуху, земле и огню» древних философий, из которых она «сложена».
Для холонов применимо понятие «фрактальность», которое характеризует их дробную делимость и иерархический принцип организации соподчинённых элементов. Фракталы, как правило, математически описываются степенными рядами, основанными на трансцендентных числах (π, Фибоначчи, отношений сторон треугольника Пифагора и др.). И по ним, как по отдельным фрагментам голограммы, можно воссоздать Целое.
Самоподобие холона выражается в том, что он воспроизводит в себе нижестоящие части и элементы. Они оказываются объектами разных мерностей (пространственных и временных). И отображают кажущуюся непрерывность взаимосвязей Целого в дискретностях, структура отношений которых во многом повторяется.
Итак, мы наделяем Мироздание свойствами стохастичности и фрактальности. Но какое оно на самом деле: вероятностное, случайное и неопределённое либо детерминированное, построенное на строгих закономерностях и причинно-следственных связях? А если имеют место оба аспекта, то как они соотносятся друг с другом?
Чем определяется стохастичность – «свободой самовыражения» фракталов, т.е. программными ошибками, возникающими в процессах их выявления? Или особенностями формирования их в мышлении и последующего восприятия Мыслящим-«Я», в том числе недостаточностью его знаний? Эти вопросы связаны между собой, а ответы на них лежат в сфере метафизики
Все объекты Вселенной, как и сама она, – иллюзорны и вторичны. Первопричиной их является высшая психическая энергия «То», преобразуемая Иерархией мыслящих сознаний в Сферу идей, которые отображаются затем в субъективное Мыслимое-бытиё.
Любой материальный холон есть воспринимаемая и порождаемая сознанием идея его и вместе с тем виртуальная структура представлений и отношений мышления. Такая идея-представление обладает внутренней стабильностью и вероятностью воспроизводства (в мышлении) иерархически нижестоящих холонов с заданными свойствами.
Если вероятность мала, это приводит к нарушению устойчивости Целого. Последняя сохраняется, пока идея его реализуется во всех соподчинённых частях и элементах.
Поэтому важнейшим принципом существования холонов является целостность и полнота идеи каждого из них. Они выявляются как структуры отношений с предопределёнными возможными изменениями, выражаемыми в категориях пространства и времени. А сами идеи – иерархически взаимосвязаны.
Чтобы было понятней, приведу пример соответствия идей. Когда человек собирается возводить дом, у него рождается общая идея-представление его. Которая включает в себя комплекс сопутствующих идей, таких как устройство фундамента, стен и крыши, выбор кровли, число этажей, расположение окон и дверей. Далее следуют идеи отопления, вентиляции, электро- и водоснабжения, канализация, внутренней отделки и меблировки дома. Каждая из них обрастает множествами частных идей-деталей того, как всё это сделать, где приобрести и пр.
Абстрактная идея Целого (иерархическая структура отношений) и её конкретная реализация в нижестоящих частях и элементах холона составляют нерасторжимое единство. Их взаимосвязь – мгновенная, вне пространственно-временная.
Пространство (как и время) оказывается субъективным ощущением мыслящего сознания, сферой проявлений идеи Целого в материальных (виртуальных по сути) телах и взаимодействиях. А время характеризует изменение состояний и структур отношений соподчинённых холонов – их частных идей в обобщенной идее Целого и её самой под влиянием идей как равнозначных, так и иерархически вышестоящих Целых.
Идеи – первичны, без них невозможны мышление и существование чего-либо. Они, как и все отображаемые разумом проявления Мыслимого-бытия, – изначально дискретны.
Любая «непрерывность» есть мультипликатная смена на «экране» сознания кадров-фрагментов настоящего. Но из-за «инерционности» мышления она познаётся Мыслящим-«Я» как движение и процессуальность.
Все восприятия человека – субъективны, относительны и условны, а потому ло̀жны. Его сознание отражает дискретные состояния Божественной Идеи, которые воплощаются в мгновенные соответствия множеств идей Мироздания.
Те отображаются и понимаются разумом как вещи (объекты) и явления материально-физической Вселенной, а их изменения оказываются скачками-переходами из одних состояний в другие (из прошлого в настоящее, во всё новые «сейчас). В этом – глубинный смысл Божественного Начала.
Люди – лишь «восприниматели», отражатели и преобразователи идей, реализующие (или не реализующие) свои предназначения. А «кармические последствия» (деятельности) есть следы, зависящие от их состояния и исполнения той, ведущие из прошлого в будущее. Проблема – не в том, как и почему человек действует, и за что его нагружают испытаниями, но в том, насколько он использует предоставляемые шансы и воплощает высшие идеи бытия.
Ценность жизни индивида обусловлена соответствием его сознания и души Высшему Божественному Замыслу. А любые нарушения этого соответствия компенсируются другими людьми, иными разумными и частично разумными сознаниями или неразумными сущностями, а также физическими и природными явлениями и пр.
Невозможна неполнота Божественной Идеи. Но имеют место не полные отражения сознанием человека её частных идей и отображения их в субъективные представления и отношения мышления.
В каждое мгновение Мироздание выявляется как гармоничное единство и целостность иерархии холонов, их индивидуальных состояний и структур отношений. А информация описывает их качественные и количественные взаимосвязи.
Нам кажется, что она характеризует происходящие в холонах объективные изменения, но это – лишь субъективные восприятия нами дискретных соответствий их идей. Не информация определяет полноту, но полнота и соответствие идей выражаются через информацию (через числовые отношения).
Затронутые здесь философские вопросы трудны для изложения и восприятия, а тексты мои – отнюдь не истина в последней инстанции. Так что тебе будет о чём подумать.