75 - 66 годы до н.э.
Восточное Средиземноморье
В 69 году до н.э., в 685 год существования Рима, при консулах Квинте Гортензии Гортале и Квинте Цецилии Метелле вспыхнула Вторая война на Крите. Кое-кто в Риме решил, что Крит будет неплохо смотреться в составе Римской Республики. Поводом для вторжения римских войск на Крит послужило ложное обвинение в том, что критяне помогают царю Понта Митридату (правил около 120 – 63 гг. до н.э.) в войне с Римом. Хотелось также отомстить критянам за первую войну 75-74 гг. до н.э. И в Риме не забыли, что Крит был вторым после Киликии гнездом пиратов восточной части Средиземного моря. Здесь было много пиратских укреплений, где пираты складировали свою добычу.
В 74 году до н.э. на Крит двинулся с флотом и легионами претор Марк Антоний, Он был настолько уверен в успехе, что вёз на своих кораблях оковы для будущих рабов в числе большем, чем количество оружия и снаряжения для своих воинов.
И, разумеется, вполне ожидаемо поплатился за самонадеянность. Критяне на своих малых судах вышли в море и захватили множество римских кораблей из флота Антония. Издеваясь над римским военачальником, она привязали пленных римлян кого к парусам и мачтам, кого к якорным канатом, и с триумфом проплыли на виду у сухопутных римских войск, стоявших на побережье.
В 68 г. до н.э. на Крит для ведения войны прибыл с полномочиями проконсул Квинт Цецилий Метелл*, консул предыдущего года. Он быстро разобрался, что его войскам противостоит двадцатичетырёхтысячная армия отлично подготовленных лучников и пехотинцев, проворных и быстрых, неутомимых в военных походах, отличных стрелков. Ими руководили опытные военачальники Панар и Ласфен.
Отбивая постоянные нападения воинов Панара и Ласфена Квинт Цецилий Метелл начал применять тактику «выжженной земли». Он огнём и мечом опустошал поля и долины Крита, загоняя сельское население в города и крепости. Знал, что без продовольствия они там долго не продержатся. С пленными критянами расправлялся с такой жестокостью, что многие из местных в безвыходной ситуации предпочитали покончить жизнь самоубийством, чем попасть в руки римлян.
К началу 67 года до н.э. почти всё сельское население Крита укрывалось в городах. А потому Квинт Цецилий Метелл приступил к их захватам.
Войска проконсула захватывают Кносс, Ликт, Елефверну. Осадили Кидонию, или как называли ее местные «мать городов».
И в этот момент местные, прослышав про отношение Гнея Помпея к пленным пиратам, и устрашённые жестокими действиями Квинта Цецилия Метелла, напрвляют к Гнею Помпею посланцев с просьбой взять их под свое покровительство, так как Кидония входит в определённую законом Рима приморскую полосу, на которую распространяется власть Гнея Помпея, как командующего в войне с пиратами..
И что в этой ситуации делает Гней Помпей?
Он присылает легата Луция Октавия с письмом к Метеллу, в котором требует от того немедленно снять осаду с Кидонии. Вручив послание Помпея Метеллу, Луций Октавий отправляется в Кидонию к Панару и Ласфену.
Возмущённый выходкой Помпея, Метелл отправляет жалобу в Рим на Помпея, продолжая осаду Кидонии и прочих крепостей Крита. Более того, активизирует осадную деятельность. Луций Октавий, вместо того, чтобы покинуть вражеский город, остаётся в нём и начинает помогать Ласфену и Панару в организации обороны Кидонии, обещая им защиту и покровительство Гнея Помпея. Тем временем Помпей требует, чтобы из Рима Метеллу отправили приказ снять осаду с крепостей и городов Крита, готовых сдаться Гнею Помпею и его легатам.
Подобный поступок Гнея Помпея возмутил не только сенаторов, но даже часть друзей Помпея и народ Рима: кто-то вынес на себе всю тяжесть непростой войны, а кто-то решил себе снять сливки и присвоить себе чужие достижения.
Пока шла переписка, Квинт Цецилий Метелл взял Кидонию и закончил завоевание острова Крит. Местных пиратов подверг наказанию. Захваченного в Кидонии Луция Октавия с оскорблениями и бранью Квинт Цецилий Метелл выпроводил из своего лагеря обратно к Помпею.**
По случаю завоевания Крита в 66 г. до н.э. в Риме был устроен торжественный триумф Квинту Цецилию Метеллу и его легионам.***
Споры и конкуренция, борьба оптиматов с популярами постепенно подтягивали Римскую республику к краю бездны гражданской войны. Конфликты между римскими "фамилиями" углублялись и передавались "по наследству". Одним из них стал описываемый конфликт меду Цецилиями Метеллами и Помпеем. Но это всё ещё только пролог. Веллей Патеркул в своей «Римской истории» высказывает радость в связи с тем, что Метелл «процветал в государстве, не знавшем вражды, возвысился, не ведая опасности, и был унесён смертью спокойной или, по крайней мере, не ускоренной роком до начала гражданских войн».
* Квинт Цецилий принадлежал к влиятельному плебейскому роду Цецилиев Метеллов, происходившему, согласно легенде, от сына бога Вулкана Цекула, основателя города Пренесте. Метеллы вошли в состав сенаторского сословия в начале III века до н. э.: первый консул из этого рода был избран в 285 году до н. э. Метелл Критский был сыном Гая Цецилия Метелла Капрария и одним из многочисленных внуков Квинта Цецилия Метелла Македонского. Его братьями были Луций Цецилий Метелл, консул 68 года до н. э., а также, возможно, Марк Цецилий Метелл, претор 69 года до н. э.
** В конце концов, Помпей, получивший командование в Третьей Митридатовой войне, потерял интерес к Криту, так что Метелл остался единственным наместником. Квинт закончил покорение острова и организовал на нём новую римскую провинцию. По выражению Орозия, он «заменил законы Миноса римскими законами».
*** Возвращение Метелла в Италию источники датируют 63 годом до н. э. Его требование триумфа не было сразу удовлетворено из-за противодействия друзей Помпея; прежде проконсулу пришлось подавить волнения в Апулии, поднятые участниками заговора Катилины. В мае 62 года до н. э. Квинт Цецилий, всё-таки, отпраздновал триумф и получил почётное прозвание «Критский» (Creticus).
(Источники: Веллей Патеркул, Евтропий, Луций Анней Флор, Плутарх, Тит Ливий)