Араик Маргарян в 21-й раз привёл «Динамо-Ак Барс» к чемпионству.
«Динамо-Ак Барс» стал чемпионом России-2023, не проиграв ни одного матча: 21 победа и три ничьи. Казанской команде под руководством Араика Маргаряна нет равных в отечественном хоккее на траве с 2003 года.
По числу титулов он уже превзошёл многих великих наставников, чьи команды доминировали в различных игровых видах спорта – Николая Карполя (14, «Уралочка», волейбол), Александра Гомельского (14, ЦСКА, баскетбол), Виктора Тихонова (12, ЦСКА, хоккей), Владимира Алекно (9, «Зенит-Казань», волейбол). Также 72-летний специалист догнал Владимира Максимова (21, «Чеховские медведи, гандбол).
В интервью «БО Спорт» Маргарян рассказал, как он и его игроки сохраняют мотивацию, выразил сожаление, что хоккей на траве не включили в программу Игр БРИКС и Игр Дружбы, а также заявил, что премьер-министр Армении совершает огромную ошибку, отворачиваясь от России.
Араик Маргарян / фото: Руслан Ишмухаметов, minsport.tatarstan.ru «Подошёл один функционер: «Может, проиграете один раз ради общего блага?»
– Араик Арташович, как вашей команде удаётся стабильно держать столь высокую планку?
– Это не так просто, как может показаться. Сами представьте, как против нас настраиваются. Но я максималист, как и все в нашем коллективе. Психология – важнейший аспект моей работы. Постоянно общаюсь с ребятами, чтобы у них и мыслей не было расслабиться. Ни в коем случае нельзя останавливаться – нужно постоянно развиваться технически и тактически, становиться морально сильнее. Постоянно ищем новые решения, потому что соперники тоже готовятся, разбирают. Мы должны быть на шаг впереди.
– Такое доминирование Казани не вредит развитию хоккея на траве в стране?
– Соперники постоянно об этом говорят. Однажды подошёл один функционер: «Слушайте, может, проиграете один раз чемпионат ради общего блага?». Я думал, что он шутит, но он говорил серьёзно. Остальным клубам непросто держать ответ перед спонсорами и кураторами, если они могут похвастаться максимум вторым местом. Федерации и министерству спорта, наверное, тоже было бы интереснее, чтобы выигрывали разные регионы.
Но мы-то чем можем помочь в этой ситуации? Пусть другие клубы становятся сильнее. Наша задача – оправдывать доверие руководства, партнёров, республики. В 2005 году у меня был неудачный опыт работы со сборной России, когда игроки сдавали матчи и откровенно «сливали» тренера. По приезду в Казань я чувствовал, что не оправдал доверие, но в этой ситуации Асгат Ахметович Сафаров поддержал в меня. Я до сих пор чувствую его большую поддержку.
– У «Динамо-Ак Барса» самый большой бюджет в чемпионате?
– Не думаю. Насколько я знаю, в Электростали средняя зарплата выше, чем у нас. Екатеринбург постоянно пытается переманить наших игроков. Помните, у нас в своё время был пакистанский легионер Саед Варси? Классный исполнитель штрафных угловых. Он ушёл в Екатеринбург и там за два года получил квартиру. Не думаю, что у них меньше финансовые возможности.
– Как вы находите мотивацию для своих игроков? За весь сезон команда не проиграла ни одного матча.
– Ребята уже пропитаны духом победителей, но дополнительная накачка тоже бывает нужна. Вот сейчас мы уже в ранге чемпионов выходили на последний матч с Электросталью. По идее можно было расслабиться. Но как можно проиграть дома перед церемонией награждения? Нельзя было испортить праздник. Кроме того, из-за травмы не смог сыграть наш капитан Семён Матковский. Я попросил парней сыграть и за себя, и за него. Мне кажется, что я хорошо чувствую игроков и уже по глазам вижу настрой, желание биться.
Александр Гилев (с мячом) / фото: Илья Хамов, hcdinamo-kazan.ru «Пропускаю игроков через спортивный дуршлаг»
– Результаты же влияют на зарплату игроков?
– Безусловно. Всё влияет, каждая тренировка. У нас контракты игроков составлены таким образом, что есть базовая часть, а есть бонусная, которую определяю я. У меня есть три ассистента, которые после каждой тренировки и каждого матча ставят игрокам баллы, оценивая их по различным критериям. Разумеется, моё мнение тоже влияет на итоговый средний балл. Это открытая информация, которую мы раз в неделю вывешиваем в раздевалке.
– Ребята обижаются?
– Такое бывает, но на следующей тренировке они выходят и работают с утроенной энергией. Может быть, не все посчитают такой метод мотивации правильным, но у нас он достаточно эффективно работает. Я жёсткий тренер, пропускаю игроков через спортивный дуршлаг, но, как мне кажется, в командных видах спорта иначе невозможно. Трудно в учении – легко в бою.
– Вам иногда хочется, чтобы команда проиграла?
– Нет. Но, безусловно, осечки иногда случаются. Они важны в том плане, что помогают понять, где ты не доработал и что нужно исправить. Самое главное понимать, почему ты проиграл, и правильно объяснить это игрокам. Мы к каждому матчу очень серьёзно готовимся, используя разные игровые схемы. Если делать ставку на одну тактическую схему, то вырабатывается игровой рефлекс, от которого потом непросто освободиться. Это опасная вещь. Важно быть тактически гибкими: максимально использовать свои сильные стороны и слабости соперника.
– У вас за спиной висит диплом Книги рекордов России…
– Там моё имя, но это общее достижение – руководства, спонсоров, всех игроков, которые прошли через команду за эти годы. Это наш общий рекорд. Надеюсь, что мы его значительно улучшим. Знаем, что «Чеховские медведи» в гандболе тоже выиграли чемпионат России 21 раз. Мы сравнялись, теперь надо это достижение превзойти. Самое главное, что я не остываю от своей работы, не чувствую усталости. Даже если выходной, могу приехать на стадион, посмотреть записи матчей. У меня и отец такой был – даже когда вышел на пенсию, не мог сидеть без работы.
– В последнем чемпионате России выступало всего пять команд. Не надоедает играть с одними и те же соперниками?
– Не то, чтобы надоедает... Это сложно, потому что команды уже досконально друг друга знают. В следующем сезоне команд будет больше. Добавится клуб из Санкт-Петербурга. Кроме того, есть вероятность, что к нам присоединятся белорусские команды из Бреста и Минска. Конечно, это здорово, но есть и минус в виде дополнительных расходов на путешествия. Потребуется увеличение бюджета.
«Татарстанскому хоккею на траве необходим манеж»
– В 2020 году вы возглавили сборную России. Обидно, что вскоре после этого страна оказалась в спортивной изоляции?
– Конечно. Как тренеру, мне хочется проявить себя не только на клубном уровне, но и оставить след в истории сборной России. Не только победой на Универсиаде. У меня душа болит из-за того, что нам не дают международных турниров. Сейчас в ЮАР проходят Игры стран БРИКС. Хоккея на траве там нет. В 2024 году в Москве и Екатеринбурге пройдут Игры Дружбы. В программе 27 видов спорта, но хоккей на траве в программу не включили. Такое игнорирование нашего вида спорта очень обидно. Пока нас нет и в программе Игр БРИКС-2024 в Казани, хотя у нас две прекрасные площадки, арена мирового уровня. Когда мы вернёмся на международную арену, мы должны быть готовы к борьбе, а для этого нужна игровая практика. Сборной необходимы турниры! И чем больше, тем лучше.
Фото: Руслан Ишмухаметов, minsport.tatarstan.ru
– В сентябре сборная России выиграла в Казани Кубок наций с участием Беларуси и Китая, а также двух молодёжных сборных.
– Да. «Динамо-Ак Барс» стал базовым клубом национальной команды. Было 10 наших игроков и тренерский штаб. Мы обыграли китайцев со счётом 2:0, после чего они в том же составе отправились на Азиатские игры. Заняли там 4-е место и завоевали право сыграть в олимпийской квалификации. В группе китайцы обыграли Корею, которая стала бронзовым призёром турнира. «Серебро» взяла Япония, «золото» – Индия.
– Вы склоняетесь к тому, что нам нужно двигаться в сторону Азии?
– Да. Мы бы развивались в Азии, хотя уровень там не выше, чем в Европе. Но там, как мне кажется, нас не будет минимум пять-шесть лет, а может и десять. Кроме того, европейцы всегда относились к нам предвзято. Во время одного из последних для нас розыгрышей Евролиги мы обыграли в 1/8 финала французский «Сен-Жермен» (4:2). Комиссар накануне матча проверял загиб клюшек и забраковал одну клюшку. Перед четвертьфиналом с английским клубом «Сурбитон» снова замеряют те же самые клюшки, но забраковывают уже девять! А потом одну половину поля поливают, а другую – нет. Проиграли 1:4. Таких мелких пакостей всегда хватало.
– Без международных турниров развития не будет?
– Разумеется, ты становишься сильнее только конкурируя с лучшими. Мы в России изначально в проигрышной ситуации из-за климата. Мы только шесть месяцев в году можем работать с клюшками на своём поле. В остальное время оно засыпано снегом. Перебираемся в зал спортивного комплекса в посёлке Мирный. Но там и покрытие, и размеры площадки совершенно другие – пространственное мышление не развивается.
Каждую весну работу приходиться начинать не с нуля, но много времени тратить на вспоминание того, что мы уже умеем. А затем начинаем работать над чем-то новым. В последние годы оттачивали комбинационно-атакующий стиль игры «ромб» с учетом компактности тактических действий. С заключительной фазой атаки пока есть проблемы, но, думаю, в следующем сезоне дожмём.
Фото: Илья Хамов, hcdinamo-kazan.ru
– Чего сейчас не хватает татарстанскому хоккею на траве?
– Мечтаем, что наше второе поле закроют крышей и превратят в манеж. Это будет мощнейшим подспорьем для развития хоккея на траве в Татарстане. Игроки нашей школы смогут круглогодично тренироваться, оттачивать мастерство. Поток воспитанников есть, но не такой большой, как хотелось бы. Мужской и женский профессиональные клубы тоже извлекли бы из манежа огромную пользу. Сборная России могла бы проводить сборы и турниры.
– Уже есть какой-то проект?
– Пока на уровне разговоров. Я подходил к Олегу Матыцину. Говорю: «Постоянно молюсь Деве Марии, чтобы проработать тренером до 86 лет. Пообещайте, что к этому времени у нас будет манеж». Посмеялся и сказал, что министерство спорта постарается решить этот вопрос. Его взял на заметку и министр строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан Марат Айзатуллин. В прошлом году он возглавил республиканскую федерацию хоккея на траве. Он оставил очень хорошее впечатление, это человек слова. Как и президент нашего клуба, основатель «Сувара» Евгений Корольков. Очень порядочный человек. Он в 2010 году принял руководство нашим клубом, и с тех пор не было ни одного сбоя.
«Обидно за армянский народ»
– Этой осенью серьёзно ухудшились политические отношения между Россией и Арменией. Что вы об этом думаете?
– Мне жаль родину, обидно за армянский народ. Премьер-министр Пашинян и политическая элита страны продались американцам. Знаменитый армянский поэт Егише Чаренц писал «Будь благословенна русская рука». Россияне всегда приходили Армении на помощь. Они совершают ошибку и ещё пожалеют, что отворачиваются от России. Всю Армению всегда кормили армяне, которые уехали работать в Россию. Я и сейчас оправляю деньги родственникам жены, чтобы они зимой могли купить дрова и не замёрзнуть. Конечно, когда Пашиняна прижмут, он убежит в Америку, но народ от его политики пострадает.
– Что для вас Татарстан?
– Вторая родина. Я счастлив, что судьба позволила мне оказаться в Казани, она стала для меня домом. Здесь я состоялся и как тренер, и как отец, и как дедушка. Я оказался в республике, где рядом мирно живут люди многих национальностей. В республике, где очень любят спорт. В этом огромная заслуга Минтимера Шаймиева и Рустама Минниханова.
Араик Маргарян и Рустам Минниханов / фото: tatarstan.ru
– Вашей старшей внучке 20 лет. Как отнесётесь к тому, что она выберет жениха не армянина?
– Марьям уже само по себе арабское имя. Если она выберет татарина, я это приму. Я вижу между татарами и армянами много общего.
– О чём вы мечтаете?
– Если говорить о спорте, то хочу добиться успехов со сборной России. И чтобы в Казани зритель пошёл на хоккей на траве, и мы вновь испытали те эмоции, что были во время Универсиады. А в житейском плане, конечно, хочу увидеть, как внуки вырастут.
Стелле сейчас 12 лет, она занималась синхронным плаванием. Как-то сидим всей семьёй. Я рассказываю, что игроки еле три минуты на планке выдерживают. Внучка говорит: «Я выдержу 13 минут». Её дядя не мог в это поверить: «Спорим, и десяти минут не продержишься? Тысяча рублей? Давай три тысячи!». В армянине заиграла кровь! И что вы думаете? Продержалась больше 13 минут и выиграла спор. Она с характером.
У меня две внучки и два внука. Старшему внуку пять с половиной лет. Его, как и меня, зовут Араик Арташович Маргарян. Я молюсь, чтобы дожить до 91 года и увидеть их взрослыми.
Реклама. hcdinamo-kazan.ru. 6+