Алгоритм работы над сочинением ОГЭ с примерами
Сегодня мы разберемся, как работать над сочинением в формате ОГЭ по русскому языку. В 2024 году разработчики экзамена предлагают на выбор выпускникам три тематических направления. Мы выберем последнее. Для примера возьмем текст Ю.О.Домбровского, который входит в основной государственный экзамен.
Во-первых, прочитайте тему сочинения
Относительно выбранного нами текста она звучит так: "В чём заключается ответственность за свои поступки?"
Во-вторых, выделите в названной теме ключевое слово
В нашем примере это слово "ответственность".
В-третьих, подберите ассоциации к ключевому понятию
Начнем с существительных. Ответственность – что это? Например: долг, поступок, обязанность, труд, обязательство. Ответьте себе на вопрос: «Какая может быть ответственность?» Предположим, что у нас получились следующие прилагательные: серьезная, исполнительская, требовательная, разумная, безопасная. Теперь подберем ассоциации-глаголы к слову ответственность. Допустим, получим такой список: нести, заботиться, доверять, хранить, выполнять.
В-четвертых, соедините слова-ассоциации
Теперь попробуйте составить определение «Что такое ответственность?» или "Ответственность - это...". Возможный вариант может выглядеть так:
Ответственность – это серьезное обязательство человека, которое несет личность перед собой или обществом, выполняя нравственный долг.
В-пятых, поясните получившееся определение
Как это сделать? В формулировке задания сказано: «Прокомментируйте получившееся определение, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения». Получается, нам при комментировании надо ответить на вопрос: «В чём заключается ответственность за свои поступки?» Вот что получаем:
В течение жизни каждый человек совершает разные поступки: хорошие или плохие. За добрые дела он получает похвалу, за дурные - порицание. Рано или поздно придется отвечать за них. К принятию решений в той или иной ситуации следует подходить разумно, потому что обвинить никого не получится. Ведь человек делает выбор сам, а значит, несет ответственность за исход события.
У нас получился первый абзац сочинения-рассуждения на ОГЭ по русскому. Заветный балл заработали 😊
Теперь наше высказывание надо подкрепить аргументами. По-другому его называют тезисом. Иначе никто не поверит, что мы действительно придерживаемся такой точки зрения. В критериях оценивания этой позиции сказано:
Давайте остановимся на 2-х примерах из прочитанного текста.
В-шестых, прочитайте текст
(1) В тот день на берегу моря Зыбин всё-таки достал краба. (2) Краб был страшно большой и плоский, и, присмотревшись, на нём можно было разглядеть бугры и колючки, какие-то швы, зубчатые гребешки. (3) Если его засушить, получится, наверное, прекрасный сувенир!
(4) Краб неделю просидел под кроватью. (5) Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню. (6) На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил ему палец. (7) Тогда Зыбин ногой задвинул краба к самой стене - вот он там и сидел сначала, а потом лежал. (8) На пятый день его глаза подёрнулись белой плёнкой, но только Зыбин притронулся к нему, как он выбросил вперёд всё ту же страшную и беспомощную клешню.
(9) На панцире тоже появилось что-то вроде плесени.
(10) На седьмой день Зыбин утром сказал Лине:
– (11) Всё, больше я не могу - вечером я его выпущу.
(12) Она ответила:
– (13) И я пойду с вами.
(14) Они договорились встретиться на набережной.
(15) Когда стемнело и она подошла к морю, он уже сидел и ждал её. (16) Краб был в его шляпе. (17)3ыбин сказал:
– (18) Вот уж не думал никогда, что во мне сидит такой скот! (19) Обречь кого-то на медленное и мучительное умирание! (20) Никогда бы не поверил, что способен на такое! (21) Я думал: посидит, заснёт, как рыба. (22) А боль я должен был понимать… (23) Этим нельзя пренебрегать...
– (24) Слушай, - прервала его Лина, наклоняясь над шляпой. - (25) Ещё бы день, и он был бы готов.
(26) Он закатал до колен брюки и вошёл в воду.
– (27) Да, - сказал он. - (28) Конечно! (29) Но больше я уже не могу. (30) У каждого скотства есть какой-то естественный предел. (31) А я перешёл его.
(32) Он наклонился над водой и опрокинул шляпу. (33) Под светом фонарика по белому подводному песочку бегали светлые извилистые тени волн. (34) Краб упал на спину да так и остался.
– (35) Мёртв, - сказала Лина, подняв на Зыбина обескураженный взгляд.
– (36) Да, - тяжело согласился он. - (37) Поздно. (38) Ещё вчера... - (39) Смотри, смотри!
(40) Сперва заработали ноги. (41) Краб перевернулся, медленно, с трудом поднялся. (42) Встал, отдыхая и отходя. (43) Он стоял, большой, корявый, стоял и набирался сил. (44) И как-то сразу же пропали все белые пятна.
– (45) Будет жить, - сказал Зыбин твёрдо.
(46) Какая-то мелкая рыбёшка приплыла, сверкнула голубой искрой и сгорела в луче фонаря, исчезла.
(47) Тогда краб двинулся. (48) Он пошёл неуклюже, кряжисто, как танк. (49) Шёл и слегка шатался. (50) Прошёл немного и остановился.
– (51) Будет жить, - повторил Зыбин. - (52) Будет жить!
(По Ю. Домбровскому)
* Домбровский Юрий Осипович (1909 — 1978) — русский прозаик, поэт, литературный критик.
В-седьмых, задайте себе вопросы по прочитанному тексту и ответьте на них
- Как зовут персонажей?
- Что делает каждый из них?
- Как поступил Зыбин по отношению к крабу? (Хорошо, он его спас)
- Что чувствовал Зыбин, наблюдая за жизнью краба в неволе? Найдите цитаты в тексте и сделайте вывод. Например: "Всё, больше я не могу; Вот уж не думал никогда, что во мне сидит такой скот! Обречь кого-то на медленное и мучительное умирание! Этим нельзя пренебрегать..."
Героя мучает совесть за то, что обрек животное на страдание, поместил его в неестественную для него среду. Зыбин чувствует ответственность за свой поступок, поэтому принимает решение отпустить краба.
Осталось написать микровыводпо абзацу, отвечая на вопрос: «В чем заключается ответственность за свои поступки на примере Зыбина в представленном для анализа отрывке текста?»
На примере героя этого текста мы видим, что ответственность заключается в умении правильно оценить обстановку и принять решение, которое не навредит окружающим. В данном случае животному.
В-восьмых, перечитайте финал текста
Предлагаю для анализа взять предложения 45 - 52. Почему Зыбин трижды повторяет фразу: «Будет жить!»?
Этим высказыванием герой показывает свое внутреннее состояние радости за положительный исход дела. Герой как будто убеждает самого себя в том, что поступил правильно, по совести, даровав жизнь и свободу крабу.
Делаем микровывод по абзацу, отвечая на вопрос: «В чем заключается ответственность за свои поступки на примере внутреннего состояния героя?»
Мы понимаем, что человек в ответе за тех, кого приручил. Нужно выполнять обязательства, пусть даже данные негласно. В этом проявляется ответственность за свои действия.
В-девятых, перечитайте свое сочинение и сделайте общий вывод
Выполнять добросовестно обязанности, заботиться о ближнем, поступать по-человечески – в этом заключается ответственность за свои поступки.
В-десятых, проверьте наличие всех структурных элементов в сочинении 👇
Что в итоге?
1.Составили определение к ключевому понятию по теме сочинения.
2.Прокомментировали его, объяснив, как мы его понимаем.
3.Для подтверждения мысли привели в пример состояние героя до того, как он выпустил животное на волю. Сделали вывод.
4.Рассмотрели состояние героя после доброго поступка. Сделали вывод.
5.Написали ответ на заявленный в теме вопрос, подытожив рассуждение.