В ближайшие месяцы для нужд бойцов в зоне СВО будет создан усовершенствованный вариант бронесистемы «Архангел». Об этом в эксклюзивном интервью RT сообщил руководитель отдела по связям с общественностью НПП «Филлин» (Новосибирск) Семён Ковалёв. По его словам, модернизированная экипировка получит увеличенную площадь противоосколочной защиты. «Архангел» оснащается бронепанелями высокого класса защиты Бр5 собственного производства. Как рассказал Ковалёв, в начале октября был проведён отстрел этой плиты натовскими винтовочными боеприпасами, которые применяют снайперы ВСУ, и ни одна пуля не смогла её пробить.
— СВО послужила стимулом для совершенствования средств индивидуальной защиты. Какую продукцию вы поставляете на фронт?
— В зону СВО были поставлены тысячи средств индивидуальной бронезащиты (СИБЗ) в самых различных вариациях. Большую популярность получили базовые бронесистемы «БОР-М» и «Архангел». Первый легче, но у него и несколько меньше площадь защиты.
Масса снаряжения, входящего в «БОР-М», составляет 8 кг при стандартной комплектации по уровню защиты Бр5. Основа системы — это классический «плитник» (жилет с грудной и спинной бронеплитами. — RT). Он не стесняет движений, не мешает носить боевые пояса и передвигаться на автомобиле.
Также «БОР-М» обязательно оснащается эвакуационной петлёй для того, чтобы можно было переместить раненого в укрытие.
На своё усмотрение бойцы дополнительно вешают на бронесистему подсумки, «напашники» (защита паховой области. — RT), «пятиточечники», «наплечники» и другие элементы защиты.
«Архангел» — это уже, если так можно выразиться, более серьёзная бронесистема массой около 10 кг в базовой комплектации при уровне защиты Бр5. Она была разработана в 2019 году с учётом требований силовых ведомств и ВС РФ. Ключевая особенность «Архангела» состоит в том, что бойцы могут установить бронеплиты высокого класса защиты Бр5 в спинной и грудной проекциях и плиты Бр4 — в боковых секциях.
Помимо этого, в полном комплекте «Архангела» реализована защита воротниковой зоны и всей руки. С помощью трёх пакетов с каждой стороны полностью перекрываются зона плечевого сустава, предплечья, бицепса и локтя. Подобные решения в России предлагают единицы.
В полном оснащении «Архангел» наиболее актуален в штурмовых действиях, когда бойцам необходимо двигаться вперёд под плотным огнём неприятеля. В таких ситуациях защита приоритетнее мобильности.
Важным достоинством «Архангела» являются быстроразъёмные пряжки ROC, выполненные из морозостойкого и ударопрочного полимера. Они позволяют быстро собирать систему, сбрасывать снаряжение за считаные секунды и без всяких опасений носить средства защиты длительное время в разных погодных условиях.
С началом СВО мы адаптировали «Архангел» под переноску пояса и несколько модернизировали его. Ранее у пояса было четыре точки крепления, сейчас — шесть, что позволило военнослужащим устанавливать больше подсумков с БК (боекомплектом. — RT). Это стало удобным решением для пулемётчиков, которые всегда стремятся не перегружать спину (боевой пояс в большей степени нагружает ноги. — RT).
Сейчас на основе отзывов бойцов с передовой идёт обновление «Архангела», направленное на увеличение площади противоосколочной защиты. Работы должны завершиться зимой.
В частности, «Архангел» получит элементы защиты спинной проекции — речь идёт о практически окончательном решении проблемы открытых лопаток.
Дело в том, что при подготовке к стрельбе и ведении огня боец всегда инстинктивно прижимает автомат ближе к плечу и щеке. Он сутулится, а значит, площадь спины увеличивается и появляется ничем не прикрытое пространство тела, куда нередко прилетают осколки от разрыва гранат и артиллерийских боеприпасов.
В современной модификации «Архангела» проблема открытых лопаток частично решена за счёт крупных пакетов защиты плечевого сустава. Обновлённая же версия бронесистемы будет оснащаться гораздо более функциональным чехлом. Также «Архангел» станет эргономичнее — военнослужащим будет проще совершать резкие движения и избавляться от пакетов защиты при ранении.
— Насколько удобен «Архангел»? Ведь в полной комплектации получается весьма массивная система...
— Мы стараемся максимально чутко реагировать на рекомендации военнослужащих. Любые наши изделия — это всегда попытка соответствовать потребностям пользователей. Решение об установке тех или иных пакетов защиты перед выходом на боевое задание принимает сам военнослужащий. Задача разработчика — предлагать варианты.
«Архангел» весьма неплохо отвечает запросам на увеличение площади защиты. Само название бронесистемы отождествляет наше стремление уберечь, спасти жизни бойцов.
Вы затронули извечную проблему поиска баланса между защищённостью и мобильностью. Однако разработка и выбор боевой экипировки априори требует некоего компромисса и понимания конкретных боевых задач.
Если штурмовик и сапёр стремятся к максимальной защищённости, то разведчик, артиллерист, экипажи танков и бронемашин отдают приоритет свободе движений и потому чаще всего прикрывают только жизненно важные органы. Для разработчика главное, чтобы его продукция отвечала стандартам заказчиков и соответствовала собственным заявленным характеристикам.
— Кстати, насколько в России адекватные стандарты качества средств индивидуальной защиты?
— Они предельно жёсткие и хорошо учитывают реалии вооружённых конфликтов. Например, в РФ допустимая деформация тела или «вздутие» за бронеплитой составляет 20 мм. То есть средства защиты не пробиты пулей, но военнослужащий испытывает ощутимый кинетический удар, который называется заброневой (запреградной) контузионной травмой.
Сердечник пули при соприкосновении с бронеплитой разрушается, боеприпас, по сути, сплющивается. Однако и в таком виде он представляет угрозу для человека, нанося ему в итоге травму.
Для смягчения степени её тяжести под бронепанель устанавливается противоосколочный пакет, состоящий из нескольких слоёв баллистических тканей — например, арамидных полотен или полотен из СВМПЭ (сверхвысокомолекулярный полиэтилен высокой плотности. — RT).
Получая кинетический удар пули, такие пакеты выступают за пределы плиты, но не наносят человеку увечья.
Помимо противоосколочного пакета, бойцов защищает ещё одна преграда — так называемый демпфер КАП (климатический амортизационный подпор). Фактически он выполняет роль смягчающей «подушки». Таким образом, пуле и осколкам противостоит три основных элемента защиты.
Примечательно, что в натовских странах приняты гораздо менее жёсткие стандарты. Например, в США показатель допустимой деформации тела или «вздутия» за бронеплитой составляет 44 мм. Более мягкие требования объясняются расчётом на пресловутый «золотой час» (общепринятый период оказания раненому квалифицированной медпомощи. — RT).
Однако опыт СВО показывает, что в столкновении с примерно равным противником ни на какой «золотой час» всерьёз полагаться не приходится. Своевременная эвакуация с поля боя — это проблема, которая пока остаётся нерешённой. Тем не менее американцы по-прежнему не меняют требования к средствам индивидуальной защиты. Возможно, инерция Пентагона объясняется бюрократией и тем, что со времён Вьетнама по-настоящему на суше США не воевали.
В России же сделали совершенно оправданную ставку на то, что военнослужащего прежде всего должна спасать броня, а при её повреждении он должен иметь возможность самостоятельно оказать себе первую помощь, не дожидаясь эвакуации.
Кроме того, по действующему армейскому ГОСТу все отечественные керамические бронеплиты должны выдерживать пять выстрелов и обязательно заменяться после пяти попаданий. Любой компетентный человек понимает, что пять пуль в одну плиту влетают крайне редко.
В Минобороны прекрасно это знают, но сознательно завышают планку качества, чтобы ставить перед разработчиками задачу-максимум.
Напомню, что самый высокий класс защиты от носимого стрелкового вооружения в России по ГОСТу — это Бр5. Он означает, что бронепанель должна выдерживать попадание пяти бронебойно-зажигательных боеприпасов от СВД с расстояния 10 м.
Некоторые предприятия в России предлагают керамические плиты класса Бр6. По идее, они должны выдерживать попадание из крупнокалиберных пулемётов и винтовок калибра 12,7 мм вроде нашего «КОРДа».
Однако на сегодняшний день нигде в мире нет адекватных решений по интеграции плит класса Бр6 в носимые СИБЗ. В частности, пока не проработаны технологии погашения значительной части кинетической энергии при попадании пуль калибра 12,7 мм.
— Получается, что жёсткие стандарты стимулируют прогресс в сфере бронезащиты? Какая броня сейчас самая ходовая в зоне СВО?
— Любое добросовестное предприятие и так осознаёт необходимость поставки высококачественных изделий. Во-первых, производитель в буквальном смысле лично отвечает перед бойцами. Во-вторых, конкуренция на рынке большая, и каждая серьёзная компания стремится сделать хорошее предложение по приемлемой цене.
Выше я уже упомянул «ходовую броню». СВО доказала эффективность применения бронепанелей, состоявших из небольших слегка изогнутых квадратных керамических плиток. На сегодняшний день им нет альтернативы в соотношениях «лёгкость — прочность» и «цена — качество».
НПП «Филлин» имеет собственную производственную линию сертифицированных керамических бронепанелей всех классов. Но на ЛБС в основном идут панели классов Бр4, Бр4+ и Бр5 массой около 3 кг.
Они изготавливаются из карбида алюминия. Отличительной особенностью нашего производства является особое внимание к стыковке керамических плиток. Они квадратные размером 50 мм на 50 мм. Плитки расставляются в шахматном порядке и максимально плотно примыкают друг к другу. Зазор между ними не должен превышать 0,3 мм.
Специалисты «Филлина» не экономят на резке плиточек, когда требуется их подогнать к краям панели. Соблюдение этих нюансов критически важно. Иначе зазоры между плитками или неприкрытые ими края бронепанели (в основном в зоне СВО эти проблемы встречаются на бронепанелях китайского производства) будут резко снижать качество защиты.
Бронепанели нашего предприятия имеют плотную полимерную окантовку, которая улучшает прочность. Наряду с этим мы обтягиваем их арамидной тканью, предотвращающей разлёт осколков плиток при их разрушении (могут повредить шею и лицо военнослужащего. — RT).
Например, за нашей керамической плитой Бр5, которая пользуется большим спросом у бойцов на ЛБС, находится 60 слоёв полиэтилена и демпфер-КАП.
«Филлин» постоянно проверяет качество своей продукции. В начале октября предприятие провело отстрел плиты Бр5. Испытания были максимально приближены к реальному поражению человека. В ходе них мы в очередной раз убедились, что наша продукция вносит посильный вклад в спасение жизней на фронте.
Кроме того, понимая важность адаптации бронепанелей к условиям СВО, в этом году специалисты из различных силовых структур провели отстрел плиты Бр5 патронами натовского калибра .338 Lapua Magnum (8,68 × 70 мм), в том числе и патронами Armor Piercing — бронебойными, с чёрным носиком у пули. Эти боеприпасы широко применяются снайперами обеих сторон на дистанциях около 1 км. Мы стреляли тремя такими .338 Lapua Magnum с 500 м в разные части плиты. Ни одна пуля не пробила бронепанель.
— Почему в качестве керамической основы вы выбрали плитки из оксида алюминия?
— Оксид алюминия — это прежде всего доступный для нас материал — в Новосибирске расположено предприятие НЭВЗ-Керамикс, которое производит керамические элементы для военных и гражданских нужд.
Вообще в мире керамические бронепанели изготавливаются также из карбида кремния и карбида бора, но в России таких производств, насколько нам известно, нет. Если я не ошибаюсь, то работает лишь один завод по выпуску керамики из карбида бора. И мы сейчас с ним интенсивно взаимодействуем для развития нового направления в создании бронеплит.
Главное преимущество карбида бора и карбида кремния в том, что они немного полегче, но по прочностным характеристикам при обстреле бронебойно-зажигательными боеприпасами оксид алюминия чуть лучше.
России имело бы смысл наладить полноценное производство этих двух типов керамики, чтобы не зависеть от зарубежных поставок и дать разработчикам боевой экипировки возможность выпускать предельно разнообразную продукцию.