Найти тему
Cinema Asylum

Джон Карпентер: четыре главных хоррора великого автора

Джон Карпентер снял множество культовых фильмов в разных жанрах – «Побег из Нью-Йорка», «Нападение на 13-й участок», «Элвис», но колоссальная часть его фильмографии состоит их блестящих хорроров. Режиссер даже завершил карьеру в 2010 году (надеемся, что не окончательно) фильмом ужасов, пусть и неудачным. Слэшер, сай-фай хорроры, vampire-movies – Карпентер охватил многое и во многом преуспел. Рассказываем о четырех важнейших картинах мастера ужасов.

«Чужие среди нас» / They Live (1988)

Кадр из фильма «Чужие среди нас» / They Live, 1988, Alive Films
Кадр из фильма «Чужие среди нас» / They Live, 1988, Alive Films

Фильм рассказывает о бродяге по имени Нада, который, скитаясь по США, находит работу на стройке и крышу над головой в приюте для бездомных. Там он случайно натыкается на местное кустарное производство солнцезащитных очков, которое накрывает спецназ. С чего бы? Нада, задавшись этим вопросом, берет себе одну пару и узнает о мире много нового и страшного. Под маской многих людей, особенно находящихся у власти, скрываются жуткие твари, явно не с этой планеты.

Фантастический хоррор «Чужие среди нас» – фильм-сатира на общество массового потребления, захватившего Америку, а следом и весь мир, во второй половине ХХ века. Властная элита на колеснице капитализма с помощью СМИ искажает реальность и зомбирует простых людей для порабощения.

Забавно, что в 80-е многие зрители не рассмотрели под жанровой оболочкой социальный подтекст картины и холодно восприняли неудивляющую спецэффектами и экшеном фантастику. А сейчас, наоборот, идея манифестировать антиглобализм и антикапитализм через антиутопию, запуталась в своих же «анти» и стала «антиидеей». Теперь, на первый взгляд, глупая и невероятно растянутая сцена драки двух крепких мужчин (не зря же на главную роль взяли рестлера Родди Пайпера), никак не влияющая на сюжет, выглядит рудиментарно и очень любопытно. Джон Карпентер снял умный, точный, своевременный, но, к сожалению, не бессмертный фильм.

«Вампиры» / Vampires (1998)

Кадр из фильма «Вампиры» / Vampires, 1998, Columbia Pictures
Кадр из фильма «Вампиры» / Vampires, 1998, Columbia Pictures

Банда отъявленных головорезов во главе с бессердечным садистом Джеком Кроу (Джеймс Вудс) – воплощение жестокости и насилия, но действуют они на благо всех людей и во имя добра, а именно истребляют вампиров по заданию Ватикана. Их главная цель – древний кровосос Янек, ищущий особенное распятие для ритуала, который позволит ему не бояться солнца.

Фильм «Вампиры» так же прост, как и его название. Но от этого не менее прекрасен. Лично для меня – это лучшая картина Карпентера. Большая часть фильма о вампирах, сгорающих под лучами солнца, происходит именно под палящим солнцем. И в итоге от этого солнца можно почувствовать жар, даже сидя в темном зале кинотеатра или комнате с занавешенными окнами. Подобные ощущения вызывает, наверное, лишь шедевр Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня» – не побоюсь сравнения.

Фильм вряд ли потянет на какое-то особенное авторское высказывание, концептуальную идею или революцию в жанре, но это крепкое соединение неповторимой атмосферы, харизматичных персонажей, отлично подобранного саундтрека и драматического финала, образующее органичное единое целое, что бывает крайне редко.

«Хэллоуин» / Halloween (1978)

Кадр из фильма «Хэллоуин» / Halloween, 1978,  Compass International Pictures
Кадр из фильма «Хэллоуин» / Halloween, 1978, Compass International Pictures

«Хэллоуин» – один из величайших слэшеров в истории кино, оказавший непомерное влияние на весь жанр и огромное количество авторов, даже не обязательно снимающих фильмы ужасов. Фильм рассказывает о безумном маньяке Майкле Майерсе, который в детстве убил родную сестру, а через 15 лет сбежал из психиатрической лечебницы, чтобы продолжить свои бессмысленные злодеяния.

Джон Карпентер – мастер создать нужную картине атмосферу, чтобы определенно повлиять на зрителя. Здесь он проявил свой талант во внушении неподдельного ужаса. Но дело совсем не в сценах насилия или «скримерах». Подобно Альфреду Хичкоку режиссер создает страх из воздуха. Страшнее всего именно на тех сценах, в которых не происходит ничего насильственного или очевидно жуткого. С помощью простых технических и визуальных средств – медленных поворотов камеры, фокусировки на важных предметах, тревожной закадровой музыки, работы с тенью, субъективной камеры – Карпентер нагнетает саспенс и обездвиживает зрителя.

И, конечно, главный успех и великое наследие «Хэллоуина» – это гениальный образ серийного убийцы Майкла Майерса. У злодея в фильме есть личность, имя и прошлое, но вся индивидуальность выжжена поглотившим его злом. За культовой маской совершенно точно никто не скрывается. За ней прячутся ваши личные забытые страхи.

«Нечто» / The Thing (1982)

Кадр из фильма «Нечто» / The Thing, 1982, Universal Pictures
Кадр из фильма «Нечто» / The Thing, 1982, Universal Pictures

Полярная станция. Группа ученых-мужчин. Инопланетное вмешательство. Заражение. Борьба. Смерть.

В фильме «Нечто» Джон Карпентер сделал ставку на спецэффекты и грим, в чем весьма преуспел. Но главное, конечно, не поверхностная визуализация страха, а поиск его тайного места в мире персонажей-мужчин. Подогнать под инопланетян социальную или психологическую метафору не составляет никакого труда, и поэтому интерпретация хоррора о злобных пришельцах – дело нехитрое. Намного интереснее, как мне кажется, забыть о фантастическом элементе, игнорировать присутствие монстров в картине и сосредоточиться на важном вопросе. Чего боится мужчина, находясь в обособленном пространстве?

«Нечто» – главный шедевр режиссера, создавшего великое кино на стыке мейнстрима и артхауса, анализировать которое можно бесконечно. А молодой Курт Рассел с заледеневшей бородой и огнеметом гарантированно сделает любой хороший фильм еще лучше.

Автор: Игорь Дорогов

—----------------------------------------------------------------------------------

Ставьте 👍🏻 и подписывайтесь на Cinema Asylum. Вы поможете развитию канала, а мы продолжим знакомить вас с увлекательным миром кино!