2023г. На машине на Восток. Россия-Туркменистан! Или как остаться в живых!
Всем доброго дня! Очередной отчёт о поездке с семьёй в Туркменистан на автомобиле. В 2009г. была первая моя поездка на машине в Туркменистан. Отчёт можно найти на просторах интернета под названием «На машине на Восток, в Туркменистан». А теперь подробно о поездке, может быть кому пригодиться. Подготовка к поездке заняла почти 6 месяцев. Я был рождён в Туркменской ССР. Моя мама (русская) и брат в настоящее время проживают в Туркменистане. От неё я получил приглашение. Загранпаспорта у нас были. На основании приглашения через Консульство Туркменистана в Астрахани получил визы. Получение визы заняло 3 недели. На сайте Консульства есть вся информация о правилах, тарифах. Дозвониться до них тяжело, приходилось писать на почту по вопросам виз. У меня были однократные 10 дневные визы. Стоимость всех виз с консульскими сборами вышла 225 долларов на семью из 5 человек (я с супругой и дети 18-11-7 лет). Дважды пришлось съездить в Консульство. Рабочий день с 9:00 до 16:00. Принимают с 9:00 до 13:00, на улице! Был конец мая начало июня. Жара, мошкара, комары. Одна лавочка и всё! Можно сделать срочные визы, тогда тариф резко возрастает. И ещё! Внимательно смотрите расписание и следите за праздниками. Отмечают и наши, и свои национальные. В эти дни они не работают. А среда не приёмный день!
По автомобилю: Шкода Рапид, 2019г.в., белого цвета, тонировка задней полусферы, пробег 119000 км. Установил бокс на крышу. Купил холодильник в машину «Alpicool C40» и стол кемпинговый в «Спортмастере». Подготовка машины в плановом порядке: масло, фильтры, тормоза.
Выезд в 08:00, 01.07.2023г., дорога Армавир-Астрахань через Ставрополь-Элисту нормальная, незагруженная. У меня бензин и газ пропан. До Элисты есть сетевые заправки. В Астрахани дозаправка, ночевка. 02.07.2023г. в 6:00 выезд на границу с Казахстаном. Дорога до границы около 70 км, навигатор помогает хорошо. Платный проезд по понтонному мосту, тариф 150 руб. Граница РФ около 1 часа, никаких проблем с документами. С досмотром машины не возникло проблем. Граница Казахстана-попали в пересмену. Проверка документов и вымогательство в 500 рублей с улыбкой на лице, чтобы не проводить досмотр вещей через рентген. Было в наличии 250 рублей, хватило. Осадок неприятный и стыд за такого сотрудника. Дальше поменяли рубли на тенге (10000 руб.=45000 тенге), покупка страховки на 15 дней и вперёд. От границы Казахстана хороший асфальт, потом щебень, ремонт дорог до Атырау. Ночевка в Атырау. Симка, интернет, посуточное жильё-без проблем. Квартира 2х к., все условия=17000 тенге. Подъём в 6:00, дорога до Узбекистана (Каракалпакия) хорошая, ближе к Узбекистану дорога ещё лучше, появляются зоны отдыха с уличными туалетами. Дорогу постоянно патрулируют ДПС Казахстана с включёнными мигалками. Нежелательно превышать скорость больше 10 км/час. На границе Казахстана держали недолго, проверка документов, досмотр машины с вещами и всё.
А вот в Узбекистан я въехал через 6 часов! Семья прошла быстро, отдельный коридор для пассажиров. А водители легковых авто были в очереди с грузовыми
автомобилями. Узбекские легковые авто-это Лада Ларгус и Шевроле (в основном, Кобальт), а на крыше багаж в высоту 2 метра! Всё это там, как потом выяснилось, нужно разгрузить и пронести через рентген. Перед въездом проезжаешь бетонную ванну для санитарной обработки автомобиля. На въезде проверили мои документы и машины, выборочно проверили багаж. Оплата санитарной обработки авто и штраф за тонировку (сумма небольшая, но берут со всех, сдирать плёнку не нужно!). Оплачивать можно любой валютой, конвертация работает, просто и удобно. На въезде в Узбекистан круглосуточно стоят «менялы», можно купить симки, есть небольшие магазины и кафе. Покупка симок и страховки на машину (недорогая, простой формализм, ни отчего не защищает). Было 2 часа ночи, остались ночевать в машине сидя (было два мотеля, не понравилось состояние). Ранний подъём, завтрак. И всё…
…дальше была дорога длиною в 300 км, вернее её отсутствие как таковой. Моя скорость была до 20 км/час. А узбекские ларгусы просто летали… Доехали до Нукуса, нашли гостиницу «Hotel Jipek Joli». Два номера на 5 мест в пересчёте обошлись в 120 долларов. Завтрак включен. Гостиница отличная, чистая, завтрак свежий, спросили пожелания по кашам. Вкусные фрукты, варенье из абрикоса. До сих пор чувствую этот аромат варенья. Вечером ужинали в местном кафе, вкусно, жирно, сытно! А потом спали как младенцы. Утром попросил заварить термос с чаем, не отказали. Дорога до Бухары нормальная, периодически щебень, гравий. Очень много метановых заправок. Обычные заправки и пропан то же есть. Перед Бухарой отличный автобан около 200 км. Камер нет, патрулей не видел. Скорость была моя 110-120 км/час.
Граница Узбекистан-Туркменистан! Узбеки выпустили быстро. Въезд в Туркменистан был сначала простым, а потом…
Экспресс ПЦР тест на Ковид! По 35 долларов с каждого! -Ведь ковид отменили, мы с супругой привиты! -Ничего не знаю, платите! Ватными палочками для ушей без перчаток и маски мазнула под языком, и всё. Пробирку открывала зубами! Следующий… Дальше страховка, санитарная обработка машины, компенсация за дешёвый бензин (почти 200 долларов), страховка, ещё что-то, и почти 600 долларов у меня из кармана перетекли в кассу на границе. Дальше был диалог: -А машина какого цвета у тебя? -Белая! -А возраст? -4 года! -А тонировка есть? -Только сзади! -Снимай! -А если у меня стёкла были бы тонированы с завода? -Тогда пришлось бы разбивать (не знаю, насколько это правда) !!! -Я готов заплатить штраф как в Узбекистане, я турист, я приехал на 10 дней в отпуск! -Ты заехал на землю Туркменистана, выполняй наши законы! Пришлось с детьми отрывать плёнку! А на улице уже было около 2ч ночи! Выпустили, выехал. Немного было хорошей дороги, а потом опять гадость: старый асфальт, дырки, трещины, шишки. Через Туркменабад-Мары доехал до Теджена. От Мары до Теджена дорога лучше. Но там есть старая и новая! Навигатор в оффлайн режиме повёл меня по старой, убитой дороге. Но тут я сам виноват!
Родной мой город Теджен! Встреча с родными и близкими. Поездка в гости в Ашхабад. Всё очень красиво, белые здания, новые торговые центры. Первый же сотрудник ДПС останавливает при въезде в Ашхабад. -Причина остановки? -У тебя на машине «морда» чёрная (решётка перед радиатором). Въезжать в Ашхабад нельзя! -Я турист, транзит. Пропустил.
Потом оставил машину на парковке и перемещался по городу на местной машине, у которой «морда» белая! А потом за 4 дня до отъезда у меня загорелся чек и EPC! Машина троит, дёргается, почти не едет. Начал выяснять, оказывается пробит провод на свече. А свечу не посмотрел! Что делать? В Туркменистане только Тойоты! В Ашхабаде нашли какой-то универсальный провод и так на нём, потом, я доехал до Жанаозеня.
Отпуск подходил к концу. Посетил могилу отца. Небольшой местный шопинг. Встретился с одноклассниками. Сходил в школу, которой практически половины нет. Основное здание сгорело давно. Теперь она не номер 1, а смешанная, 31 школа. Виза всего 10 дней. Подошло время отъезда. Решил выезжать через Бегдаш-Темир Баба. До Туркменбаши хорошая дорога, автобан через Ашхабад. Доехали без проблем. Заселились в гостиницу «Туркменбаши», 460 в манатах, а т.к. как вы не граждане Туркменистана, 157 долларов. Обычные номера, завтрак не входил в стоимость, утром на просьбу налить кипяток в дорогу-отказали! От Туркменбаши до Бегдаша буквально немного хорошей дороги, а потом опять, почти 200 км, ад: гравий, щебень, дырки, трещины, шишки! В Бегдаш приехали к обеду, последняя дозаправка дешёвым(!) бензином. Из легковых машин мы были одни. Пытались взять ещё 10 долларов за что-то, но я им сказал, что у меня денег больше нет. Но чтобы закрыть транспортную карту по машине взяли 15 манат в место 10 манат (это у них такой пересчёт, если нет долларов)! А потом у них наступило время обеда. Никуда не спешили, наверное, тщательно пережевывали. Ещё 1 час ожидания, формальный досмотр и выпустили. До границы Казахстана немного пути, но убитой дороги. Казахстан прошли быстро. Немного формальностей и вперёд. Куда? До Жанаозеня! От границы Темир- Баба около 40 км было ужасной дороги, старая грунтовка, асфальт и острые камни. Где-то на середине этой ужасной дороги я порвал заднее колесо. Запаска спасла, но появилась тревога, что если порву ещё одно колесо, то так в пустыни и останусь! Двигатель периодически троил, чек горел. Но, наверное, есть фортуна, или какие-то силы, которые меня и мою семью довезли до Жанаозеня. После 40 км от границы до Жанаозеня и до Атырау хороший асфальт, периодически, практически новый! Ночёвка в Жанаозене, квартира за 16 долларов. Утром нашёл терминал, бывший Сбербанк, смог снять тенге с карты «МИР» Газпромбанка. Случайно нашёл автосервис «Озен», в которой Алексей Жуков (слова благодарности, респект и уважение таким людям) помог с ремонтом машины, произвёл замену свечей и пробитого провода (оригинал) с катушки. Как выяснилось, проблема была в свече (хотя перед поездкой за 20 т. км, я приобретал свечи в Краснодаре, в салоне «Шкода»). …и машина зашептала! Ремонт стоил недорого, Алексей взял только за расходники! Т.к. ремонт занял немного времени, выехали из Жанаозеня ближе к обеду. В Атырау приехали к утру следующего дня. По дороге были заправки. Газ пропан чуть ли не в каждом дворе. Качество газа хорошее. Остановки были на приём пищи, туалет и кратковременный сон. В Атырау с утра нашли 2х к. кв. за 15000 тенге и до утра следующего дня мы отдыхали. В дорогу, на шиномонтаже, я нашёл старую запаску за 2000 тенге, на всякий случай, т.к. дорога от Атырау до Астрахани около 200 км плохого качества, но лучше, чем была на Темир-Баба. От Атырау до Астрахани дорога без приключений. Погранпереход Казахстан-Россия без особенностей, простой осмотр и мы дома, в России. В Астрахани решили не останавливаться и доехать до дома, Армавир.
Выводы: Это очередной отпуск, с семьёй. Увидел родных и близких. Интересно, красиво! Проехали 4 страны за 20 дней. Увидели быт, дороги, отношение людей. К нам из России отношение было ровное, обращался-помогали, русский язык ещё помнят. Цены на транзитное жильё приемлемое, наверное, кроме как в Туркменбаши. Поездка на машине вышла дешевле, чем на самолёте. Цены на авиабилеты начинались с 40т.р за человека, Москва-Ашхабад в одну сторону! Но на самолёте быстрее! Рассматривал вариант возвращения через Иран-Армению, но т.к. при въезде в Туркменистан «отжали» бОльшую часть денег, я побоялся рисковать! По парому у меня было мало информации, поэтому обратный путь был такой, какой получился. По итогу, обратная дорога вышла немного лучше, чем через Узбекистан, меньше разбитой дороги на один участок. В настоящее время, по сравнению с 2009 годом, дорога по Казахстану стало лучше, асфальт почти до границы Туркменистана, если ехать на погранпереход Темир-Баба. Туда дорога заняла 6 дней, обратно 5 дней. Карты «МИР» в Туркменистане не работают, ничего оплатить невозможно, денег снять нельзя. Ходили в Ашхабаде в банк, нам отказали. В Жанаозене деньги снять получилось с карты «МИР» Газпромбанка (зарплатный проект), но оплатить товары в магазине не получилось. Поэтому, лучше всего иметь доллары, они открываю дорогу везде. По Туркмении есть риски, если поломается машина. Там только Тойоты и старые, из 90х годов, Опеля. Общий пробег составил 7000 км. Хорошо помог холодильник, кемпинговый стол и бокс на крыше для багажа. Интернет в принципе есть везде, помогает хорошо, только в Туркменистане с этим хуже. По деньгам: в Ашхабаде поменял 6000р. на 1200 манат (новые), а потом ещё 50 долларов в своем городе. На покупки получилось потратить около 100 долларов, местные товары недорогие. В Ашхабаде в торговом центре купили местный текстиль. Ковры, коней, и Алабая не покупал! Бензин АИ-95 по всему Туркменистану 1,5 манат. Газ пропан в Казахстане 50-55 тенге. Поехал бы я ещё раз? Наверное, нет. По сравнению с 2009 годом, мне кажется, стало хуже, сложнее. Или я немного постарел и ответственности стало больше. Поэтому, пока своему любимому Туркменистану, родному городу Теджену, где я родился и вырос, говорю-«До свидания»!
Всем, кто дочитал мой небольшой отчёт, говорю спасибо. Если есть вопросы можете написать на lukmanov1974@mail.ru или позвонить на т.+79184840392, т.+79649233541. Всем добра и мира!