Председатель Общественной палаты Татарстана — о работе в области повышения качества жизни татарстанцев
Сегодня в российском обществе происходят серьезные изменения, востребован постоянный диалог гражданского сообщества и органов власти по самому разному кругу вопросов. «Нужно быть быстрее, больше заниматься аналитической работой, потому что появляется много гражданских инициатив, а наша задача — ни одну не упустить», заявила председатель Общественной палаты Татарстана Зиля Валеева, отвечая на вопросы в рамках онлайн-конференции «Реального времени». В ходе беседы она рассказала — над чем сейчас работает палата, как развиваются общественные движения республики и каким образом специально созданный Совет будет не только замерять, но и влиять на качество жизни татарстанцев.
Больше возможностей учиться нестандартным решениям
— Зиля Рахимьяновна, в январе 2024 года исполнится ровно 4 года, как вы возглавили Общественную палату Татарстана. В одном из интервью вы сказали: «К сожалению, сейчас мало где учат решать нестандартные задачи». Мы живем в эпоху масштабнейших перемен. Как и насколько сильно меняется круг задач, решаемых обществом и в интересах общества? Можно ли назвать их стандартными? Что изменилось в работе Общественной палаты за то время, что вы ее возглавляете?
— Могу сказать, что специальные школы, где учат решать нестандартные задачи, еще не анонсировали. Но появляется много рабочих площадок, в том числе саммиты, конференции, круглые столы в разных сферах. Для человека, заинтересованного в том, чтобы учиться нестандартным решениям, возможностей становится все больше и больше. Я уже не говорю о тех площадках, где у нас собирались уполномоченные по правам человека, о международной конференции для учителей. Это были площадки по работе в меняющемся современном мире.
Общественная палата тоже становится более динамичной. Это вызвано тем, что в обществе происходят серьезные изменения, которые не могут проходить ровно. Это всегда новые вызовы, а в данном случае надо говорить и о взаимодействии с органами власти. Сегодня востребован постоянный диалог гражданского сообщества и органов власти, причем по самому разному кругу вопросов. Это и есть стимул, основа, которой приходится следовать Общественной палате. Нужно быть быстрее, больше заниматься аналитической работой, потому что появляется много гражданских инициатив, а наша задача — ни одну по возможности не упустить.
Это связано и с активизацией общественных движений. Достаточно сказать, что с пандемии мы пережили довольно сложные периоды, когда гражданское общество показало свои возможности и организованность. В условиях СВО с первого дня появилось много новых гражданских сообществ в разных муниципальных образованиях. Люди демонстрируют мобильность, готовность помогать и в этом солидарны с органами власти. Без этой опоры было бы сложнее решать общие задачи.
«Начинали с миноискателей, сейчас и другие форматы закупаем»
Мы, как палата, помогаем и конкретным бойцам, и конкретным подразделениям. Отправляем посылки, например, продукты питания. Мы теперь различаем кое-какую технику. Начинали с самых простых миноискателей, сейчас и другие форматы тоже закупаем. Недавно была встреча школьников, Расим Баксиков (командир знаменитого экипажа танка «Алеша», — прим. ред.) к нам заходил.
Сейчас все в одинаковой степени переживают то же, что и страна. Это требует от Общественной палаты особого состояния.
— Вы говорите об активном участии общества. А бизнес откликается?
— Конечно, комиссия по развитию экономики и инфраструктурному развитию как раз работает с бизнесом. Недавно было заседание комиссии, посвященное помощи военнослужащим силами малого и среднего бизнеса. Члены палаты тоже непосредственным образом шефствуют и помогают. Например, мы закупили Высокогорскому швейбату машины промышленного образца.
— Вы говорили о важности взаимодействия общества и органов власти. В одном из своих прежних выступлений отмечали, что еще недостаточно открыты шлюзы для выявления и реализации гражданских инициатив. Меняется ли ситуация, с какими инициативами выступают татарстанцы?
— Ситуация не может не меняться. Сегодня приоритет взаимодействия со всеми общественными институциями, гражданами. Это закладывается в том числе раисом республики. Доверие граждан — ключевой индикатор оценки деятельности властей, говорит Рустам Минниханов.
Все время возникают вопросы, связанные с необходимостью совершенствовать работу общественных институций, будь то общественный совет при муниципальном образовании или при исполнительных органах. Эти организации в последние годы получили широкое распространение. Михаил Мишустин говорил, что нам нужна перезагрузка всех советов, новые идеи. Сейчас нужны не формальные, а действенные инструменты, чтобы можно было опираться на совет как на равноправного партнера органов власти и принимать еще более эффективные решения.
«Некоммерческий сектор ближе к людям, чем органы власти»
— В число «шлюзов» входит формат «Диалоги с властью». Одна из таких встреч недавно состоялась. Насколько востребован формат? С кем планируются встречи?
— В начале этих встреч стороны относились друг к другу со взаимной опаской. Сегодня градус общения и контакт совершенно другой. Я чувствую интерес к «Диалогам» со стороны ведомств и министерств, ведь это площадка прямого диалога. А некоммерческий сектор Татарстана — очень серьезная сила.
По уровню развития, роли в социально-экономическом развитии некоммерческий сектор Татарстана — в первой пятерке с тех пор, как начали проводить рейтинг некоммерческого сектора России.
Есть министерства, которые серьезно работают с некоммерческим сектором. Они без него, наверное, и не представляют работы. Например, Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ. Недавно Эльмира Амировна была у нас гостем, и этот разговор был очень содержательным. Царила рабочая атмосфера, встреча прошла с пользой и для министра, и для НКО.
Сегодня из тех, кто по закону должен получать государственные социальные услуги, каждый четвертый реализует их в некоммерческом секторе. Всего их у нас в реестре 29, и есть поле для дальнейшего развития. Некоммерческий сектор ближе к людям, чем органы власти. Он видит назревающие вопросы, до которых органы власти еще не добрались.
До конца года состоятся новые встречи в формате «Диалоги с властью». Ноябрь может стать насыщенным. Мы планируем встречу с Фаридом Хайрулловичем Мухаметшиным. Кроме того, были услышаны пожелания самого некоммерческого сектора, у которого есть вопросы по налогообложению. Наверное, одна из встреч будет с налоговиками. Еще одну встречу мы планируем с министром здравоохранения. Сейчас в системе здравоохранения есть много новшеств, о которых хотелось бы узнать. Актуален вопрос совместной работы Минздрава с некоммерческим сектором, в том числе в вопросах паллиатива. Паллиативная помощь будет развиваться в государственных учреждениях. Как это будет происходить — вопрос, который заслуживает отдельного разговора. Спрос на паллиативную помощь есть, нагрузка растет.
Совет будет не только замерять, но и влиять на качество жизни татарстанцев
— Хочется спросить про совет по вопросам повышения качества жизни татарстанцев. На чем сосредоточены усилия сейчас? Кто активные участники процессов? Насколько сами татарстанцы могут быть в них задействованы?
— Все советы в республике всегда создаются практически на паритетных началах не только госорганов, но и общественных организаций. В совете по вопросам повышения качества жизни татарстанцев есть представители общественности. По поручению раиса республики заседание провела вице-премьер Лейла Фазлеева. Для первого заседания были выбраны темы продолжительности жизни и демографической ситуации в республике, а также социальных стандартов, которые внедряются сегодня в России.
В центре любой проводимой работы должен быть человек.
Это неустанно повторяет и Рустам Нургалиевич. Мне кажется, что этот модуль поможет нам закладывать индикаторы измерения, которые позволят анализировать качество жизни конкретного жителя республики.
Совет по вопросам повышения качества жизни татарстанцев будет достаточно оперативным органом, задача которого — не только замерять, но и влиять, контролировать. Сейчас разрабатываются стандарты помощи в конкретных жизненных ситуациях. Часть программ модуля уже начали реализовывать. Так, появились «бережливые поликлиники», подключились более 100 учреждений. Они позволяют беречь время пациентов, чтобы они не стояли в очередях. Для реализации понадобится время, нужно будет решать кадровые проблемы. Система должна снять проблемы организационной работы внутри учреждений здравоохранения. Это тоже говорит о расположенности к человеку.
— Еще одна республиканская инициатива — утвержденная в сентябре этого года стратегия действий в интересах женщин. Вы и там в составе совета. Какие задачи ставите, и почему возникла необходимость появления этой стратегии?
— Это не первая стратегия, а продолжение. С 2017 по 2022 год тоже действовала подобная стратегия. Ранее принимались другие проекты. В стратегии принимаются общие планы на федеральном уровне и региональные планы мероприятий. Она охватывает несколько ключевых вопросов, которые могут быть критериями оценки положения женщин. В их число входят здоровье, преодоление гендерного неравенства, получение госпомощи в сложной жизненной ситуации. Ситуация улучшается — сейчас женщины меньше подвергаются домашнему насилию, больше участвуют в предпринимательстве, активны в развитии малого бизнеса.
Еще не преодолена проблема оплаты труда. В целом по России разница равна 28%. У нас средняя оплата труда — 57 тысяч рублей у мужчин, 28 тысяч у женщин.
В стратегии также ставятся задачи, чтобы больше женщин появлялось в технологическом секторе, в науке. Среди женщин у нас 41% ученых. В республике больше женщин с высшим образованием, чем мужчин, особенно в возрасте 30—41 года.
— В Татарстане живут активные и инициативные люди. И одно из проявлений такой активности — волонтерское движение. Чем живет, как развивается и какие задачи решает это движение?
— В республике волонтерское направление — один из приоритетов. Оно начиналось как инструмент работы с молодежью, ведь это практическая школа по участию молодежи в реальных делах. Сейчас волонтеры не знают возраста — движения развиваются в школах, техникумах, университетах, есть серебряные волонтеры. Даже соседские сообщества могут быть волонтерскими. Волонтерство в республике является ресурсной базой для развития добровольчества всей страны.
Традиционно НКО занимались соцподдержкой разных групп: ветеранов, детей с ОВЗ и других уязвимых слоев населения. Сейчас в НКО появляется больше тем, связанных с массовым спортом, развитием культуры и дополнительного образования. Хотелось бы также продвигать общественную дипломатию. Проектов по защите национальных традиций, языка людей, рассеянных по всему миру, не было, но эта задача остается. Большой опыт имеет Всемирный конгресс татар, его необходимо использовать.
Спасибо за внимание!
БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСНЫХ СТАТЕЙ И СВЕЖИХ НОВОСТЕЙ НА КАНАЛЕ "Реального времени"
Еще материалы на канале: Линар Якупов: «Главное достижение — в систему координат России вошла тематика исламского банкинга»