Найти тему
Строительный мир

Куда пропала река, протекавшая в центре Москвы, и что за авария произошла после ее исчезновения

Эта река некогда протекала в самом центре российской столицы, образовывая несколько прудов, на которых горожане любили проводить время с удочками. Улов здесь в свое время был отличным. Отсюда и название водной артерии — Рыбинка (хотя в отдельных источниках можно встретить и другие наименования — Ровенка, Синичка). Она является правым притоком Яузы, впадая в последнюю в районе Электрозаводского моста.

© public domain (Река Рыбинка длиной 5 км на карте 1880 г.)
© public domain (Река Рыбинка длиной 5 км на карте 1880 г.)

П. В. Сытин. Первый план Москвы // Строительство Москвы. — М., 1939. — №19-20 (октябрь). — С. 44:

«Справа первым притоком [Яузы] на современной территории города была река Рыбинка, протекавшая по Сокольническому полю (ныне Сокольнические улицы). Она образовывала два пруда: один — за Сокольниками, в современном селе Алексеевском, другой — у самого устья, возле Матросского моста».

Река уходит под землю

В конце позапрошлого столетия Рыбинку, как и многие другие московские реки, заключили в бетонный коллектор. По мере разрастания города многочисленные водные потоки мешали строительству различных зданий и дорог. К тому же они становились все грязнее, превращаясь постепенно в сточные канавы — местные жители сливали туда нечистоты. Именно поэтому десятки рек и ручьев со временем пропали со стандартных карт Москвы, уйдя под землю.

© Ю.А. Насимович. Реки, озера и пруды Москвы. — М., 2002 (Рыбинка на карте действующих и исчезнувших рек)
© Ю.А. Насимович. Реки, озера и пруды Москвы. — М., 2002 (Рыбинка на карте действующих и исчезнувших рек)

Диаметр коллектора, по которому протекает Рыбинка, варьируется от 1,6 м до 3,5 м. Отдельные его участки выполнены из красного дореволюционного кирпича, на котором имеются соответствующие клейма. Одно из них («ЧелноковЪ»), свидетельствует о том, что при строительстве подземного объекта использовали продукцию завода, принадлежащего семье потомственного почетного гражданина Василия Федоровича Челнокова. Предприятие было основано в 1869 году в Шарапово Мытищенского уезда.

Большие проблемы от маленькой реки

О Рыбинке невольно заговорили в 1930-х во время строительства метро, а точнее станции «Сокольники». Эта река доставила немало хлопот. Изначально коллектор (в этом месте его диаметр составляет около 2 м) предлагали подвесить на креплениях котлована. Но от этой идеи быстро отказались, посчитав, что никакие крепления такую тяжесть не удержат.

© Главархив Москвы / mos.ru (Строительство первого радиуса Московского метрополитена, 1930-е гг.)
© Главархив Москвы / mos.ru (Строительство первого радиуса Московского метрополитена, 1930-е гг.)

Отдельные инженеры настаивали на сооружении деревянного короба, по которому можно было бы пустить воды реки, и осуществлять уже под ним проходку тоннеля. Прежний бетонный коллектор на этом участке планировали сломать. Но большинство специалистов такой вариант посчитали слишком рискованным и ненадежным, остановившись в итоге на наиболее оптимальном решении.

Н. Н. Соколов. Станция «Сокольники» // Как мы строили метро. — М., 1935. — С. 580:

«Бетонный коллектор Рыбинки мы не тронули, отступили вправо и влево на полтора метра и оставили его как бы на насыпи, которую соответственно укрепили. Но это еще не избавило нас от многих неприятностей. Как раз у места наших работ в Рыбинку впадало шесть водостоков. Во время дождей все эти водостоки и коллектор Рыбинки переполнялись. Напор воды становился настолько сильным, что даже поднимал тяжелые чугунные крышки смотровых колодцев».

Чтобы ликвидировать потенциальную опасность и перекрыть воду, рабочие решили соорудить кирпичные пробки — кладку делали в несколько рядов, дабы эти заглушки смогли выдержать большое давление. Но, как позднее признались инженеры, они не учли, что вода по коллектору идет полным сечением, а дождь не будет ждать, пока схватится цемент.

© Главархив Москвы / mos.ru
© Главархив Москвы / mos.ru

Подобные просчеты привели к первой аварии — кирпичную пробку попросту выбило и вода залила котлован. Однако последствия ЧП удалось быстро ликвидировать. Но на этом несчастья не закончились. Как подчеркивал в своих воспоминаниях начальник четвертой дистанции Метростроя Н. Н. Соколов, Рыбинка не успокаивалась и продолжала капризничать.

В один из дней во время сильного ливня сорвало чугунную крышку смотрового колодца и грязная вода вновь хлынула в котлован. Попытки остановить мощный поток поначалу не приводили к успеху, ведь на месте остался лишь инженер, так как остальные (была ночная смена) к этому времени ушли под навес.

Один из рабочих находился неподалеку и быстро подоспел на помощь. С очередной попытки крышку все-таки удалось вернуть на место. Они вдвоем навалились на нее и удерживали, что было сил. Постепенно подоспели и другие. Завалив колодец тяжелым грузом поток удалось остановить.

Случались в ходе кампании и другие аварии, но, несмотря на трудности, проект завершили в срок. Станцию «Сокольники» открыли весной 1935-го. 15 мая от нее отправился первый в истории московского метро поезд с пассажирами.

Пять лет Московского метро. — М., 1940. — С. 12:

«В решительной схватке с природой армия метростроевцев прославила себя перед родиной. Первая очередь метрополитена была готова. 15 мая 1935 года раскрылись двери вестибюлей и москвич вошел в свой метрополитен... По необъезженным путям двинулись поезда. Началось освоение трассы [Комсомольская – Сокольники]».