Эта река некогда протекала в самом центре российской столицы, образовывая несколько прудов, на которых горожане любили проводить время с удочками. Улов здесь в свое время был отличным. Отсюда и название водной артерии — Рыбинка (хотя в отдельных источниках можно встретить и другие наименования — Ровенка, Синичка). Она является правым притоком Яузы, впадая в последнюю в районе Электрозаводского моста.
П. В. Сытин. Первый план Москвы // Строительство Москвы. — М., 1939. — №19-20 (октябрь). — С. 44:
«Справа первым притоком [Яузы] на современной территории города была река Рыбинка, протекавшая по Сокольническому полю (ныне Сокольнические улицы). Она образовывала два пруда: один — за Сокольниками, в современном селе Алексеевском, другой — у самого устья, возле Матросского моста».
Река уходит под землю
В конце позапрошлого столетия Рыбинку, как и многие другие московские реки, заключили в бетонный коллектор. По мере разрастания города многочисленные водные потоки мешали строительству различных зданий и дорог. К тому же они становились все грязнее, превращаясь постепенно в сточные канавы — местные жители сливали туда нечистоты. Именно поэтому десятки рек и ручьев со временем пропали со стандартных карт Москвы, уйдя под землю.
Диаметр коллектора, по которому протекает Рыбинка, варьируется от 1,6 м до 3,5 м. Отдельные его участки выполнены из красного дореволюционного кирпича, на котором имеются соответствующие клейма. Одно из них («ЧелноковЪ»), свидетельствует о том, что при строительстве подземного объекта использовали продукцию завода, принадлежащего семье потомственного почетного гражданина Василия Федоровича Челнокова. Предприятие было основано в 1869 году в Шарапово Мытищенского уезда.
Большие проблемы от маленькой реки
О Рыбинке невольно заговорили в 1930-х во время строительства метро, а точнее станции «Сокольники». Эта река доставила немало хлопот. Изначально коллектор (в этом месте его диаметр составляет около 2 м) предлагали подвесить на креплениях котлована. Но от этой идеи быстро отказались, посчитав, что никакие крепления такую тяжесть не удержат.
Отдельные инженеры настаивали на сооружении деревянного короба, по которому можно было бы пустить воды реки, и осуществлять уже под ним проходку тоннеля. Прежний бетонный коллектор на этом участке планировали сломать. Но большинство специалистов такой вариант посчитали слишком рискованным и ненадежным, остановившись в итоге на наиболее оптимальном решении.
Н. Н. Соколов. Станция «Сокольники» // Как мы строили метро. — М., 1935. — С. 580:
«Бетонный коллектор Рыбинки мы не тронули, отступили вправо и влево на полтора метра и оставили его как бы на насыпи, которую соответственно укрепили. Но это еще не избавило нас от многих неприятностей. Как раз у места наших работ в Рыбинку впадало шесть водостоков. Во время дождей все эти водостоки и коллектор Рыбинки переполнялись. Напор воды становился настолько сильным, что даже поднимал тяжелые чугунные крышки смотровых колодцев».
Чтобы ликвидировать потенциальную опасность и перекрыть воду, рабочие решили соорудить кирпичные пробки — кладку делали в несколько рядов, дабы эти заглушки смогли выдержать большое давление. Но, как позднее признались инженеры, они не учли, что вода по коллектору идет полным сечением, а дождь не будет ждать, пока схватится цемент.
Подобные просчеты привели к первой аварии — кирпичную пробку попросту выбило и вода залила котлован. Однако последствия ЧП удалось быстро ликвидировать. Но на этом несчастья не закончились. Как подчеркивал в своих воспоминаниях начальник четвертой дистанции Метростроя Н. Н. Соколов, Рыбинка не успокаивалась и продолжала капризничать.
В один из дней во время сильного ливня сорвало чугунную крышку смотрового колодца и грязная вода вновь хлынула в котлован. Попытки остановить мощный поток поначалу не приводили к успеху, ведь на месте остался лишь инженер, так как остальные (была ночная смена) к этому времени ушли под навес.
Один из рабочих находился неподалеку и быстро подоспел на помощь. С очередной попытки крышку все-таки удалось вернуть на место. Они вдвоем навалились на нее и удерживали, что было сил. Постепенно подоспели и другие. Завалив колодец тяжелым грузом поток удалось остановить.
Случались в ходе кампании и другие аварии, но, несмотря на трудности, проект завершили в срок. Станцию «Сокольники» открыли весной 1935-го. 15 мая от нее отправился первый в истории московского метро поезд с пассажирами.
Пять лет Московского метро. — М., 1940. — С. 12:
«В решительной схватке с природой армия метростроевцев прославила себя перед родиной. Первая очередь метрополитена была готова. 15 мая 1935 года раскрылись двери вестибюлей и москвич вошел в свой метрополитен... По необъезженным путям двинулись поезда. Началось освоение трассы [Комсомольская – Сокольники]».