В Конституционный cуд поступило обращение гражданина о рассмотрении на соответствие Конституции ч. 1 ст. 608 Кодекса об административных правонарушениях, сообщает prosud.kz.
Из обращения следует, что лишение гражданина водительских прав сроком на 7 лет за езду в нетрезвом виде является неоправданным и нарушает его право на свободный выбор вида деятельности и профессии.
Заявитель считает дополнительное взыскание несоразмерным в сравнении со случаем, когда за аналогичное правонарушение у гражданина, не имеющего права управления, сохраняется возможность получить водительское удостоверение, подтверждающее право управления.
По итогам проверки конституционности нормы КоАП Конституционный суд отметил следующее.
Конституция закрепляет право каждого, кто находится на законных основаниях в стране, на свободное передвижение по территории Казахстана, кроме случаев, оговоренных законом. Личный и общественный транспорт – важное средство для реализации этого права. Вместе с тем, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других, посягать на конституционный строй и общественную нравственность. Положения Конституции актуальны для сферы дорожного движения с учетом рисков для жизни и здоровья людей (пассажиров, пешеходов и других), общественного порядка и общественной нравственности, – пресс-служба Конституционного суда
Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года также устанавливает, что каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
Конвенция ООН о дорожном движении, ратифицированная Казахстаном, закрепляет обязанности водителя и возможность государств-участников лишать водительского удостоверения в соответствии с национальным законодательством.
Закон «О дорожном движении» от 17 апреля 2014 года закрепляет в качестве принципов госполитики в сфере дорожного движения приоритеты жизни и здоровья участников дорожного движения и ответственности государства, соблюдение интересов участников дорожного движения, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения и системный подход к обеспечению безопасности дорожного движения.
По данным Генеральной прокуратуры с 2014 года по сентябрь 2023 года в результате 158 тыс. ДТП в Казахстане погибло более 22 тыс. человек, свыше 205 тыс. получили различные увечья, травмы. С участием водителей в состоянии опьянения совершены более 6 400 ДТП, в которых погибли 1 426 человек, 8 607 получили различные увечья, травмы.
По результатам проверки Конституционный суд пришел к выводу о том, что дополнительное административное взыскание в виде лишения на определенный срок права на управление транспортным средством не противоречит Конституции. Лишение указанного права является временным ограничением на уровне закона. За гражданином сохраняется возможность выбора иного рода деятельности и профессии, – пресс-служба Конституционного суда
Вместе с тем, ч. 6 ст. 608 КоАП не отвечает госполитике по профилактике повторного совершения такого нарушения до получения указанного документа.
По итогам проверки Конституционный суд признал соответствующей Конституции ч. 1 ст. 608 КоАП.
Одновременно, с учетом выявленных правовых несоответствий КС рекомендовал правительству рассмотреть вопрос о совершенствовании правового регулирования ответственности физлиц за управление авто в состоянии алкогольного, наркотического и/или токсикоманического опьянения для эффективного обеспечения защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, безопасности дорожного движения, а также повышения эффективности профилактики правонарушений.