Найти в Дзене
DmitryCD

Угасшая идея из 1950-х, или Что не так со светящимися шинами Goodyear?

Всем привет! Как часто светлые идеи, казавшиеся гениальными в теории, оказываются абсолютно бесполезными на практике? Именно об этом пойдёт речь в сегодняшней статье журналиста Джеффа Пика, которую я перевёл для вас с казахского на досуге. Читайте и делитесь мнениями в комментариях ↓

В конце 1950-х и начале 60-х инженеры Goodyear чувствовали себя просветлёнными, а их шины в буквальном смысле светились. Но длилось это, к сожалению, совсем недолго.

-2

Более пяти десятилетий назад, в ходе работы над тем, что производитель шин из Огайо назвал «одной из самых драматичных разработок в истории отрасли», компания Goodyear представила уникальный автомобильный аксессуар, не похожий ни на какой другой: шины с подсветкой.

-3

«Как только шины появятся на рынке — а это может произойти в течение нескольких лет — автостилисты смогут использовать их для подчёркивания цветовой схемы автомобиля, возможно, сочетая шины с внутренней отделкой, — предсказывала Goodyear в пресс-релизе 1961 года. — И вполне вероятно, что миледи захотят приобрести шины, которые украсят их гардероб, подчеркнут причёску или даже подойдут под цвет глаз. Представьте себе, если хотите, как одна девушка говорит другой: "Моя дорогая, но ведь зелёные шины совсем не подходят к тону твоего лица!". Этот день, когда он наконец настанет, ознаменует совершенно новый рубеж для дизайнера шин».

-4

Сексизм, типичный для маркетинга той эпохи. И компания Goodyear не остановилась на достигнутом.

«Прозрачная шина Goodyear может быть изготовлена в любом цвете, чтобы соответствовать автомобилю… Или, например, новому наряду жены», — заявил менеджер по развитию Goodyear Джон Джей Хартц, ещё раз подчеркнув нелепую характеристику. — Однажды жена может сказать мужу: "Чарли, пойди и поменяй шины. Сегодня вечером я надену своё синее платье"».

-5

Независимо от того, что вы думаете о маркетинговой стратегии Goodyear, их шины с подсветкой предлагали любителям кастомизированных автомобилей множество захватывающих возможностей. Творение химика Уильяма Ларсона и его коллеги Энтони Финелли изготавливалось из Неотана, синтетического полиуретанового каучука, сочетавшего в себе твёрдость пластика с эластичностью резины. Для создания новомодных шин Неотан заливали в формы и обжигали при температуре 250° по Фаренгейту (примерно 121,1° по Цельсию) — намного ниже, чем требуется для производства стандартных шин. Изделия из Неотана позволили отказаться от сложной многослойной конструкции традиционных шин, лишив их камер, металлических нитей и, вдобавок, сделав корпуса полупрозрачными.

-6

Специалисты Goodyear добавили туда краситель, создав целую палитру оттенков, а на ободах внутри каждой шины установили по 18 маленьких фонариков, которые заставляли шины сиять. Особенно ярко это выглядело ночью! Когда в комплект с красной подсветкой обули Dodge Polara, автомобиль произвёл настоящий фурор на улицах Майами. Не меньший ажиотаж вызвал и Chrysler Silver 300, раскатывавший по Нью-Йорку.

-7

И хотя в компании Goodyear считали, что светящиеся шины способны повысить уровень безопасности, поскольку их гораздо проще заметить в туман и плохую погоду, они зачастую имели противоположный эффект. А всё потому, что выглядели, как нечто из научной фантастики; окружающие водители били по тормозам и сворачивали головы, чтобы получше рассмотреть таинственный объект.

-8

Хотя шины так и не были запущены в производство, один комплект всё же попал в руки Джима «Стрита» Сконзакеса, который вложил 75 000 долларов (или порядка 750 000 по сегодняшним меркам) в создание безумного концепта Golden Sahara II в начале 60-х. Вторая итерация машины, разработанная Джорджем Баррисом (легендой американского кастомайзинга), базировалась на модели Lincoln Capri 1953 года выпуска. Кузов был покрыт золотой краской, смешанной с измельчённой рыбьей чешуей, и украшен золотым орнаментом. Внутри располагался телевизор, телефон (правда, не функциональный) и бар для задних пассажиров. Автомобиль оснащался самыми передовыми опциями вроде дистанционного запуска, системы автоматического экстренного торможения на основе датчиков и возможности вести автомобиль одной рукой при помощи джойстика, контролировавшего как рулевое управление, так и замедление.

-9

А новомодные шины Goodyear, которые Сконзакес называл «стеклянными», стали вишенкой на торте. В 2018 году неотреставрированный Golden Sahara II был продан на аукционе за 385 000 долларов (обязательно посмотрите ролик, чтобы лучше представлять о чём идёт речь

)

-10

«Мы называем автомобиль лабораторией на колёсах, — говорил Сконзакес телеведущему Гарри Муру в передаче "У меня есть секрет" в далёком 1962 году. — Кажется, футуристичные автомобили интересуют всех, и Golden Sahara пользуется большим успехом на выставках. Люди его ценят».

-11

После смерти Сконзакеса в 2018 году прототип Golden Sahara II был восстановлен, а компания Goodyear внесла свой вклад, воссоздав комплект автомобильной «обуви» из уретана. В то время как оригинальные шины заполнялись воздухом, новые были сплошными, поэтому управлять автомобилем теперь можно было только на низкой скорости.

-12

Компания Goodyear твёрдо верила в то, что однажды шины их Неотана станут такими же распространёнными, как и аналогичные изделия из чёрной резины, но этого не произошло. Спустя 10 лет инженеры опустили руки.

-13

Кит Бакли, старший инженер Goodyear Tire & Rubber Co, во время короткого телефонного интервью — когда он пообещал обсудить ситуацию подробнее в более продолжительном разговоре, которого так никогда и не состоялось — рассказал, что новомодные шины обречены на провал по нескольким причинам. Во-первых, хотя низкая температура плавления и облегчала их производство, та же низкая температура делала их склонными к расплавлению при торможении. И пускай идея менять резину в соответствии с настроением (или одеждой жены) в те времена казалась потрясающей, каждая шина весила около 150 фунтов (чуть больше 68 килограммов), а это значит, что такого понятия как «быстрая замена» просто не существовало.

Но постойте! Есть и другие причины!

-14

«Цена тоже имела большое значение, к тому же они были непрактичными, — сказал Бакли. — У шин из Неотана не было сцепления, сравнимого со стандартными шинами, что делало их опаснее в дождливую погоду. Они быстро покрывались дорожной грязью, и свечение сходило на нет — а ведь это считалось их главной козырной картой».

Источник: Jeff Peek / Hagerty

Что скажете, друзья? Какие автомобильные изобретения, на ваш взгляд, тоже оказались бесполезными или сильно переоценёнными на практике?