Всем привет! Как часто светлые идеи, казавшиеся гениальными в теории, оказываются абсолютно бесполезными на практике? Именно об этом пойдёт речь в сегодняшней статье журналиста Джеффа Пика, которую я перевёл для вас с казахского на досуге. Читайте и делитесь мнениями в комментариях ↓
В конце 1950-х и начале 60-х инженеры Goodyear чувствовали себя просветлёнными, а их шины в буквальном смысле светились. Но длилось это, к сожалению, совсем недолго.
Более пяти десятилетий назад, в ходе работы над тем, что производитель шин из Огайо назвал «одной из самых драматичных разработок в истории отрасли», компания Goodyear представила уникальный автомобильный аксессуар, не похожий ни на какой другой: шины с подсветкой.
«Как только шины появятся на рынке — а это может произойти в течение нескольких лет — автостилисты смогут использовать их для подчёркивания цветовой схемы автомобиля, возможно, сочетая шины с внутренней отделкой, — предсказывала Goodyear в пресс-релизе 1961 года. — И вполне вероятно, что миледи захотят приобрести шины, которые украсят их гардероб, подчеркнут причёску или даже подойдут под цвет глаз. Представьте себе, если хотите, как одна девушка говорит другой: "Моя дорогая, но ведь зелёные шины совсем не подходят к тону твоего лица!". Этот день, когда он наконец настанет, ознаменует совершенно новый рубеж для дизайнера шин».
Сексизм, типичный для маркетинга той эпохи. И компания Goodyear не остановилась на достигнутом.
«Прозрачная шина Goodyear может быть изготовлена в любом цвете, чтобы соответствовать автомобилю… Или, например, новому наряду жены», — заявил менеджер по развитию Goodyear Джон Джей Хартц, ещё раз подчеркнув нелепую характеристику. — Однажды жена может сказать мужу: "Чарли, пойди и поменяй шины. Сегодня вечером я надену своё синее платье"».
Независимо от того, что вы думаете о маркетинговой стратегии Goodyear, их шины с подсветкой предлагали любителям кастомизированных автомобилей множество захватывающих возможностей. Творение химика Уильяма Ларсона и его коллеги Энтони Финелли изготавливалось из Неотана, синтетического полиуретанового каучука, сочетавшего в себе твёрдость пластика с эластичностью резины. Для создания новомодных шин Неотан заливали в формы и обжигали при температуре 250° по Фаренгейту (примерно 121,1° по Цельсию) — намного ниже, чем требуется для производства стандартных шин. Изделия из Неотана позволили отказаться от сложной многослойной конструкции традиционных шин, лишив их камер, металлических нитей и, вдобавок, сделав корпуса полупрозрачными.
Специалисты Goodyear добавили туда краситель, создав целую палитру оттенков, а на ободах внутри каждой шины установили по 18 маленьких фонариков, которые заставляли шины сиять. Особенно ярко это выглядело ночью! Когда в комплект с красной подсветкой обули Dodge Polara, автомобиль произвёл настоящий фурор на улицах Майами. Не меньший ажиотаж вызвал и Chrysler Silver 300, раскатывавший по Нью-Йорку.
И хотя в компании Goodyear считали, что светящиеся шины способны повысить уровень безопасности, поскольку их гораздо проще заметить в туман и плохую погоду, они зачастую имели противоположный эффект. А всё потому, что выглядели, как нечто из научной фантастики; окружающие водители били по тормозам и сворачивали головы, чтобы получше рассмотреть таинственный объект.
Хотя шины так и не были запущены в производство, один комплект всё же попал в руки Джима «Стрита» Сконзакеса, который вложил 75 000 долларов (или порядка 750 000 по сегодняшним меркам) в создание безумного концепта Golden Sahara II в начале 60-х. Вторая итерация машины, разработанная Джорджем Баррисом (легендой американского кастомайзинга), базировалась на модели Lincoln Capri 1953 года выпуска. Кузов был покрыт золотой краской, смешанной с измельчённой рыбьей чешуей, и украшен золотым орнаментом. Внутри располагался телевизор, телефон (правда, не функциональный) и бар для задних пассажиров. Автомобиль оснащался самыми передовыми опциями вроде дистанционного запуска, системы автоматического экстренного торможения на основе датчиков и возможности вести автомобиль одной рукой при помощи джойстика, контролировавшего как рулевое управление, так и замедление.
А новомодные шины Goodyear, которые Сконзакес называл «стеклянными», стали вишенкой на торте. В 2018 году неотреставрированный Golden Sahara II был продан на аукционе за 385 000 долларов (обязательно посмотрите ролик, чтобы лучше представлять о чём идёт речь
)
«Мы называем автомобиль лабораторией на колёсах, — говорил Сконзакес телеведущему Гарри Муру в передаче "У меня есть секрет" в далёком 1962 году. — Кажется, футуристичные автомобили интересуют всех, и Golden Sahara пользуется большим успехом на выставках. Люди его ценят».
После смерти Сконзакеса в 2018 году прототип Golden Sahara II был восстановлен, а компания Goodyear внесла свой вклад, воссоздав комплект автомобильной «обуви» из уретана. В то время как оригинальные шины заполнялись воздухом, новые были сплошными, поэтому управлять автомобилем теперь можно было только на низкой скорости.
Компания Goodyear твёрдо верила в то, что однажды шины их Неотана станут такими же распространёнными, как и аналогичные изделия из чёрной резины, но этого не произошло. Спустя 10 лет инженеры опустили руки.
Кит Бакли, старший инженер Goodyear Tire & Rubber Co, во время короткого телефонного интервью — когда он пообещал обсудить ситуацию подробнее в более продолжительном разговоре, которого так никогда и не состоялось — рассказал, что новомодные шины обречены на провал по нескольким причинам. Во-первых, хотя низкая температура плавления и облегчала их производство, та же низкая температура делала их склонными к расплавлению при торможении. И пускай идея менять резину в соответствии с настроением (или одеждой жены) в те времена казалась потрясающей, каждая шина весила около 150 фунтов (чуть больше 68 килограммов), а это значит, что такого понятия как «быстрая замена» просто не существовало.
Но постойте! Есть и другие причины!
«Цена тоже имела большое значение, к тому же они были непрактичными, — сказал Бакли. — У шин из Неотана не было сцепления, сравнимого со стандартными шинами, что делало их опаснее в дождливую погоду. Они быстро покрывались дорожной грязью, и свечение сходило на нет — а ведь это считалось их главной козырной картой».
Источник: Jeff Peek / Hagerty
Что скажете, друзья? Какие автомобильные изобретения, на ваш взгляд, тоже оказались бесполезными или сильно переоценёнными на практике?