Найти тему

РУЛЕВАЯ КОЛОНКА велосипеда. КАКУЮ купить и КАК заменить?

Привет! С вами я – Андрей. В этой статье поговорим о рулевой колонке велосипеда. Думаю, многие не задумываются о ней. Зачем разбирать, менять? Ведь руль крутится, подшипник не заедает и ладно? А ещё страх: «вдруг назад не соберу или рассыпется?» 😊 Знакомо?

Рулевая колонка велосипеда
Рулевая колонка велосипеда

Прямо, как у меня. Правда до момента, где решил сменить пружинную вилку на жесткую (ригидную). Позже будет статья об этой «эпопее», поэтому подписывайтесь, чтобы не пропустить.

Если кратко: я приобрел жесткую алюминиевую вилку переднего колеса. Снял старую – пружинную и, думая, что за 15 минут без проблем переберу, понял, что «попал». Оказалось, что рулевую колонку нужно МЕНЯТЬ ЦЕЛИКОМ! И поскольку это неизбежно, решил купить и поставить современную на промподшипниках.
Вот такую - ZTTO
Вот такую - ZTTO

Сперва прикинул: «Быстренько закажу на Озоне или Вайлдбериз, установлю и сразу поеду». По факту всё оказалось не просто. С дуру заказал не ту рулевую, делал возврат. Пришлось разбираться в том, «что это за зверь и с чем его едят».

Оказалось, что стандарты рулевых колонок для разных велосипедов НЕ ОДИНАКОВЫЕ. О такой «засаде» будет статья, чтобы мой опыт предвосхитил ваш. Прочитав, вы поймёте, какая рулевая колонка подойдёт для вашего велосипеда и как ее заменить без проблем. Также я поделюсь важными нюансами, о которых не все пишут. Итак...

ЗАЧЕМ МЕНЯТЬ РУЛЕВУЮ КОЛОНКУ?

Основной довод по замене – физический износ, выработка конусов, люфты подшипников и щели, забивающиеся песком. Хотя, я ни разу не видел, чтобы даже в самых «убитых» велосипедах не крутились и заедали рулевые.

Старая насыпная рулевая на моем велосипеде
Старая насыпная рулевая на моем велосипеде

В моем случае, замена была обоснована необходимостью менять вилки. С жесткой на пружинную и наоборот. Мне требовалась УНИВЕРСАЛЬНАЯ рулевая, подходящая под оба случая.

Дело в том, что конусное кольцо в НАСЫПНЫХ рулевых, располагающееся на нижнем диаметре трубки вилки, жестко прессуется. Снять его без «работы молотка и зубила» невозможно.

Конусное кольцо на штоке вилки
Конусное кольцо на штоке вилки

Более того, трудно снять так, чтобы не покоцать саму вилку. В связи с этим, чтобы не повреждать обе вилки, заколачивая кольцо с одной на другую, решил купить рулевую колонку на промподшипниках. Где опорное кольцо жестко не фиксируется - надевается и снимается без усилий.

Так выглядит кольцо новой рулевой
Так выглядит кольцо новой рулевой
Вот так выглядит новая рулевая
Вот так выглядит новая рулевая

КАК Я ВЫЧИСЛЯЛ РАЗМЕР РУЛЕВОЙ STERN ENERGY 2.0?

Не знаю, что за фигня происходит в интернете? Складывается ощущение, что размеры рулевых колонок – это гостайна. Для своего велосипеда: Stern Energy 2.0 – ничего не нашёл. Даже звонил на официальный сайт Stern, где мне также не помогли.

Stern Energy 2.0 - или то, что от него осталось (рама и вилка :)
Stern Energy 2.0 - или то, что от него осталось (рама и вилка :)

Чтобы правильно подобрать рулевую, нужно знать внутренний «посадочный» диаметр стакана вилки. Обычно его пишут в паспортах рам. Найти паспорт на раму Штерна оказалось непосильной задачей. Даже PDF с инструкцией по эксплуатации не найти.

Так, в идеале, измеряется стакан рамы
Так, в идеале, измеряется стакан рамы

Пришлось «тыкать пальцем в небо» и угадывать. Ибо померить посадочный диметр стакана штангенциркулем, было невозможно. Почему? – Банально, мне нужен был велосипед для езды и некогда было разбирать. Да и если бы разобрал – далеко не факт, что померил бы, что нужно. Далее поясню.

Поскольку опыта с рулевыми не было, показалось, что чашки насыпного подшипника, вбитые в стакан рамы – являются частью рамы. Однако, прошерстив материал, понял, что чашки нужно выбивать. Причём выбивать примерно также, как чашки насыпи во втулке колеса.

Так выглядят вынутые чашки рулевой в стакане рамы велосипеда
Так выглядят вынутые чашки рулевой в стакане рамы велосипеда

Поняв, что чашки – не часть рамы, я линейкой «на глаз» вычислил ширину стакана в раме моего велосипеда (40мм), вычел по 3 миллиметра толщины с боков и выяснил, что диаметр для чашки 34мм, что соответствует стандарту EC34. Но и это до меня дошло не сразу. Поэтому поговорим о стандартах.

СТАНДАРТЫ ВЕЛОСИПЕДНЫХ РУЛЕВЫХ КОЛОНОК

Учтите, что дальнейшая информация про стандарты «сухая», но без неё не понять, как выбрать рулевую колонку правильно. Дочитайте до конца.

Если зайти на маркетплейсы, то можно увидеть разные маркировки рулевых. Например, EC, ZS, IS. И рядом несколько цифр. Например, EC34/28.6 EC34/30. А может быть и так: EC34/1 1/8’’ - EC34/1.18’’. Это ДВА ОДИНАКОВЫХ размера, просто первое в миллиметрах, а второе в дюймах. Нам – русским людям, привычнее измерения в миллиметрах, поэтому рассмотрим первый вариант.

EC -EXTERNAL CUP

EC – означает External Cup (Внешняя чашка). Это означает, что подшипник находится во внешней чашке рулевой колонки. Причём сама чашка имеет нижний диаметр 34 мм, где этим концом она и заколачивается в стакан рамы. Итак EC34 – это внешяя чашка с нижним диаметром 34мм, которая заколачивается в рулевой стакан рамы с внешним диаметром 40мм (стенки рамы, толщиной 3мм).

Пример выносной рулевой колонки EC - External Cup
Пример выносной рулевой колонки EC - External Cup

И это, пожалуй, самый распространенный стандарт для всех старых велосипедов. Наиболее часто встречаются чашки рулевой с такими размерами: EC34, EC49, EC44.

Теперь рассмотрим цифры 28.6 и 30, располагающиеся после дроби в маркировке рулевой. 28.6мм или 1 /1/8” – это верхний радиус трубки вилки, а 30мм – нижний. Почему они разные, если вилка «прямая»?

Утолщение снизу сделано для опорного кольца насыпного подшипника, чтобы было проще выбить. Как я уже упоминал выше, в рулевых на промах – это кольцо не прессуется жестко и ничего молотить не нужно.

Обратите внимание на выемку в вилке. Она нужна для удобного выколачивания кольца с нижнего диаметра трубки
Обратите внимание на выемку в вилке. Она нужна для удобного выколачивания кольца с нижнего диаметра трубки

«А разве нельзя размещать подшипники прямо в рулевом стакане?» - спросите вы. Конечно можно, но только в тех рамах, где это предусмотрено. Рассмотрим эти варианты.

ZS – ZERO STACK

«Нулевой стык» или «полуинтегрированная рулевая» — это когда подшипник, находящийся внутри чашки, ЦЕЛИКОМ вставляется в рулевой стакан. По конструкции такая рулевая похожа на EC, за тем лишь исключением, что предназначена для рам, имеющих более широкие рулевые стаканы.

Пример полуинтегрированной рулевой колонки Zero Stack (ZS)
Пример полуинтегрированной рулевой колонки Zero Stack (ZS)

Чашки таких моделей имеют посадочный диаметр не 34, а 44мм и выше. Эти рулевые колонки более компактны и меньше весят. Поэтому если вы видите маркировку ZS44/28.6 – ZS44/30, знайте, что это конструкция под ПРЯМОЙ шток вилки с посадочным диаметром чашек в раму 44 мм.

Чаще всего zero stack стандарты это: ZS44, ZS49, ZS56. Теперь рассмотрим вариант, где вообще не нужно вбивать никакие чашки в раму, потому что сама рама включает посадочное место под подшипники. Такие рулевые колонки называются «интегрированными» и имеют маркировку IS.

IS -INTEGRATED SYSTEM

Интегрированные системы рулевых, как уже сказал выше, подходят ТОЛЬКО для рам, где это предусмотрено. В этом случае подшипник помещается СРАЗУ в раму безо всяких чашек. Они маркируются так: IS42/28.6 – IS52/40(30). Заметьте, что цифры изменились. Это означает, что такая рулевая подходит для рам, где верхний посадочный диаметр 42мм, а нижний 52. Но в скобочках стоит цифра 30, почему? Это означает, что в комплекте идёт специальное кольцо – переходник, которое подойдёт, как для 40мм посадочного места, так и для 30мм.

Пример интегрированной рулевой колонки IS - Integrated System
Пример интегрированной рулевой колонки IS - Integrated System

Если видите в скобочках такие параметры у других типов рулевых, знайте, что кольцо-переходник идёт в комплекте.

Кольцо - переходних для велосипедных рулевых с разным диаметром трубы
Кольцо - переходних для велосипедных рулевых с разным диаметром трубы

Самый распространенный вид интегрированных рулевых: IS42 и очень редко, но встречается IS52, IS41.

Тут уж никуда не деться – для подбора рулевой колонки, придётся мерить диаметр именно вашей рамы или лезть в паспорт изделия.

ПОГОВОРИМ ПРО ШТОК ВИЛКИ

Я уже упоминал, что рулевые колонки надеваются на шток (трубку) вилки, поэтому их стандарты НАПРЯМУЮ зависят от диаметров посадочных мест под подшипник на трубке. Посадочных места всего два: вверху трубки и внизу. Поэтому, выбирая рулевую, следует в первую очередь, смотреть на диаметры штока. Сами вилки по виду трубы бывают трех основных типов:

  • Коническая трубка, где верхний диаметр 28,6, а нижний 39,8;
  • Прямая трубка, где верхний диаметр 28,6 мм (или 1 1/8 дюйма) и нижний 30;
  • Резьбовая трубка, т.н. «дюймовая» - она имеет диаметр 25,4 мм. Отличается от своих собратьев тем, что фиксируется сверху гайкой на резьбе, а не винтами якоря и зажимом выноса руля.
Виды велосипедных вилок
Виды велосипедных вилок

Обратите внимание, что под резьбовую вилку требуется ОТДЕЛЬНЫЙ вид рулевой. Здесь важно не ошибиться и искать по словосочетанию: рулевая колонка для резьбовой вилки 1” на промподшипниках. Ну и выглядеть она будет как-то так:

Главное отличие резьбовой вилки  - наличие гайки для резьбы. Ошибиться, что это резьбовая вилка - невозможно!
Главное отличие резьбовой вилки - наличие гайки для резьбы. Ошибиться, что это резьбовая вилка - невозможно!

КАК УСТАНОВИТЬ РУЛЕВУЮ КОЛОНКУ НА ВЕЛОСИПЕД?

Помните рекламу 90х общества слепых: «Глаза не видят – руки делают». Так и тут. Страшно, а что поделать – берешь и делаешь, смотришь, что получилось. Всё вышло, как надо. Но есть нюансы.

Измерил диаметр новых чашек, на всякий случай - ПОДХОДИТ! ОК!
Измерил диаметр новых чашек, на всякий случай - ПОДХОДИТ! ОК!

1. Сначала я снял пластиковые заглушки и вынул сепараторные кольца с шариками, как сверху, так и снизу рулевого стакана.

Первый этап разбора рулевой - съемка насыпных подшипников
Первый этап разбора рулевой - съемка насыпных подшипников

2. Затем приступил к демонтажу чашек. Самое трудное в установке рулевой, будь она на промах или на насыпи – это заколачивание чашек в раму. Вернее, сначала надо выбить старые и вместо них заколотить новые. Для выбивания использовал тонкое зубило и молоток.

Так выбились чашки из рулевого стакана рамы
Так выбились чашки из рулевого стакана рамы

Ставил зубило под углом, упираясь в край чашки, стуча резкими движениями по всей окружности. Проблем не было, увесистые детали быстро соскочили и вывалились. Описывать этот процесс в подробностях не имеет смысла. Главное, увереннее стучать 😊

3. Далее протёр посадочные места и смазал их подшипниковой мазью. Также смазал посадочные места на самих чашках.

Затем поместил новые чашки в раму, а сверху положил дощечку. Лупил по доске молотком сверху до тех пор, пока чашки прочно и ровно не войдут в раму. Ничего сложного!

Новые чашки в рулевом стакане, получилось как-то так :)
Новые чашки в рулевом стакане, получилось как-то так :)

Все остальные детали: кольца, подшипники, легко наделись на трубку. Потом я прижал этот «сэндвич» винтом с крышкой якоря.

Здесь важно, чтобы завершающее проставочное кольцо слегка выступало над трубкой вилки! Это нужно для прочной затяжки "сэндвича" по вертикали, чтобы рулевая не люфтила!

Пришлось добавить проставочных колец!
Пришлось добавить проставочных колец!

В завершение – завинтил вынос и отрегулировал ровное положение руля. Готово! Рулевая колонка установлена на велосипед! Если есть вопросы – пишите в комментах.

На Stern Energy 2.0 - рулевая колонка стандарта EC34. Внешний диаметр рулевого стакана: 40мм
На Stern Energy 2.0 - рулевая колонка стандарта EC34. Внешний диаметр рулевого стакана: 40мм

ВЫВОД И РЕКОМЕНДАЦИИ

Помните бородатый анекдот: «Учитель один раз объяснил ученику теорему – тот не понял, второй – снова не понял, третий – сам понял, а ученик нет». Так и тут. Казалось бы, простая деталь – рулевая колонка, а сколько нюансов и стандартов. Не с первого раза «въедешь в тему».

Поэтому, если хотите купить новую или заменить её на своем велосипеде и не знаете, как определить, подойдёт или нет, а также как правильно установить, надеюсь, эта статья вам поможет.

Самое главное – разберитесь с типом вашей вилки, видом подшипника, который уже установлен, а также определите внутренние посадочные диаметры рамы – это основное и главное.

Повторюсь, если руль вашего велосипеда прекрасно поворачивается на насыпных подшипниках – не торопитесь ничего менять. Рулевая – не та деталь, требующая первостепенной или замены вообще.

Спасибо, что прочитали, все уточнения, предложения – пишите в комментариях. А вы меняли рулевую? Почувствовали что-то новое в управлении велосипедом? Также напишите, интересно.

-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС!

▶ YOUTUBE: https://youtube.com/@velokanal

🔵 TELEGRAM: https://t.me/velo_kanal

🏩 INSTAGRAM: http://www.instagram.com/...nal

🎁 ДОНАТ И О НАС: https://dzen.ru/b/Y9vse-zBEGucbcV8