Несмотря на расчеты Запада, Кремль благополучно адаптировался к потолку цен на нефть, пишет Foreign Policy. По мнению автора статьи, лучший долгосрочный вариант санкций – лишить российские нефтегазовые компании западных технологий. Вот только Россия во многих отраслях, включая космос и оружие, давно обходится без них.
Агата Демарэ (Agathe Demarais)
Дискуссии о том, какое будущее ждет установленный "Семеркой" и Европейским союзом потолок цен на экспорт российской нефти заняли высокое место на повестке дня саммита США-ЕС в Вашингтоне на прошлой неделе. О том, что делать дальше с политикой, установившей для экспорта российской нефти при содействии западных судоходных или страховых компаний максимальную цену в 60 долларов за баррель, кипят жаркие споры.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Сторонники утверждают, что это важнейший инструмент, ограничивший способности Кремля финансировать боевые действия на Украине. Критики же полагают, что эта мера неэффективна, потому что Россия легко ее обходит.
Реальность же далеко не столь однозначна: обе стороны по-своему правы. За последний год потолок на нефть значительно снизил доходы России от углеводородов. Однако, глядя на прецедент, созданный санкциями против других стран, было изначально ясно, что Москве постепенно удастся обойти эту меру и сделать ее неэффективной в долгосрочной перспективе.
Спор об эффективности санкций нередко затмевают собой принципиальный вопрос: а каковы были первоначальные цели? Вводя потолок цен на российскую нефть, США, ЕС и их союзники преследовали три цели.
Во-первых, страны-единомышленники хотели послать Кремлю дипломатический сигнал о своем единстве. Во-вторых, западные страны хотели ограничить доходы России от нефти, чтобы ослабить финансовые возможности Москвы в кампании против Украины. В-третьих, страны "Семерки" и ЕС хотели избежать сокращения поставок, которое привело бы к скачку цен на нефть и оказало бы пагубное влияние на мировую экономику. Пока шли переговоры о ценовом потолке, некоторые аналитики предупреждали, что пропажа российской нефти с рынка чревата скачком цен на нефть до 200 долларов за баррель.
Если исходить из этих трех целей, то ценовой потолок оказался успешным. На дипломатическом фронте западное единство вокруг этой меры было идеальным, став для Кремля громким сигналом решимости Запада. На экономическом фронте данные говорят сами за себя: по данным Киевской школы экономики, за первые восемь месяцев 2023 года доходы России от экспорта нефти оказались на 30% ниже, чем за аналогичный период 2022 года.
Разумеется, отчасти это связано с более низкими мировыми ценами на нефть и эмбарго ЕС на российскую нефть — России пришлось перенаправить свои поставки клиентам, платившим меньше, чем европейцы. Но даже критики признают, что эта мера сыграла значительную роль. Что же касается третьей цели, то союзники-единомышленники вполне могут заявить, что и эта миссия выполнена: в среднем, несмотря на сокращение добычи ОПЕК, цены на нефть держались ниже уровня 2022 года бóльшую часть 2023 года.
Таким образом потолок добился именно того, чего и хотели западные политики. Эта мера отделила российский рынок нефти от мирового, вбив клин между мировыми ценами и выручкой России. Вместо того, чтобы продавать свою нефть по спотовой цене, России приходится обговаривать с потенциальными покупателями стоимость каждой партии, что, в свою очередь, дает потребителям российской нефти переговорную силу для дальнейшего снижения цен.
Москве также приходится мириться с завышенными расходами на транспортировку нефти, что еще больше снижает ее выручку. Страховые компании теперь взимают комиссию за страхование российской нефти, а российским танкерам, чтобы добраться до клиентов, теперь приходится преодолевать расстояние минимум в три раза большее, чем раньше.
Да, за последний год или около того ценовой потолок доказал свою эффективность, но взгляд на другие санкции показывает, что в долгосрочной перспективе эта мера не принесет успеха. Первая поучительная история связана с санкциями США против газопровода "Северный поток — 2" для доставки российского газа в Германию по дну Балтийского моря. В 2019 году Вашингтон ввел против проекта жесткие санкции, вынудив западные компании выйти из сделки. Однако у Москвы отыскалось готовое решение: она собрала армаду собственных кораблей, которые завершили строительство без участия Запада.
Москва благополучно воспользовалась этой же стратегией и обошла ценовой потолок. За последний год она купила флот, аналогичный 110 нефтяным танкерам класса "Афрамакс", к тому же защищенный от санкций. В результате компании "Большой семерки" и ЕС теперь доставляют менее 30% российской нефти — таким образом, на бóльшую ее часть ценовой потолок не распространяется.
Второй урок России преподала Северная Корея, великая мастерица по обходу санкций. Несмотря на всеобъемлющие санкции ООН, режиму Ким Чен Ына по-прежнему удается импортировать нефть и экспортировать уголь, используя для этого так называемые "темные рейсы", когда суда тщательно скрывают свое местоположение, незаконно отключая транспондеры, и осуществляют тайную перевалку груза посреди Южно-Китайского моря. Таким образом оказывается скрыт весь маршрут.
Чтобы обойти ценовой потолок, Россия охотно прибегла к северокорейским трюкам: сообщается, что многие корабли недавно сформированного российского нефтяного флота, даже отправляют ложные сигналы, чтобы скрыть свое истинное местоположение. Это мешает западным правительствам отслеживать их местонахождение и выявлять случаи обхода санкций.
Третий урок преподал Иран. За последние два десятилетия Иран переориентировал торговлю с западных экономик на страны, не поддерживающие санкции. Строго говоря, это даже не уклонение от санкций: Тегеран ведет дела со странами, которые их в принципе не вводили. Россия поступает со своей нефтью точно так же: на Китай, Индию и Турцию приходится 80% российского экспорта сырой нефти — и ни одна из этих стран ценовой потолок не поддержала.
Если сделать шаг назад и мысленно объединить уроки Ирана, Северной Кореи и "Северного потока — 2", то становится ясно, что подсанкционные государства всегда адаптируются. С этой точки зрения ограничение цен на нефть может быть лишь среднесрочным инструментом: не бывает санкций, которые бы действовали вечно.
Что же будет дальше с ценовым потолком? Помимо понижения его уровня ниже 60 долларов, у сторонников есть три других предложения, как вдохнуть в него новую жизнь.
Первый вариант предлагает ужесточить правоприменение — это популярное модное словечко подразумевает, что западные чиновники вроде как сидят без дела. В теории это звучит великолепно, но трудно себе представить, чтó это повлечет за собой на практике. Один из вариантов — усилить проверку документов, предоставленных компаниями "Семерки" и ЕС в подтверждение того, что они не имеют дело с российской нефтью дороже потолка. Еще одно предложение — разработать "белый список" групп по торговле сырьевыми товарами "Семерки" и ЕС, обязательный для судоходных компаний, перевозящих российскую нефть. (В настоящее время за тем, чтобы торговцы блюли потолок, должны следить сами перевозчики — ага, удачи в этом!).
Но эти меры не решат двух структурных проблем. Ужесточение правоприменения потребует времени, денег и сведущих государственных чиновников, а их и так не хватает. Что еще важнее, эти меры не помешают России развивать собственный танкерный флот.
Поэтому второе предложение — разобраться со сделками московских танкеров. Этот план обяжет суда, проходящие через узкие места Запада (например, Датские проливы или Финский залив), предъявлять надлежащее страхование на случай разлива нефти. Прецеденты есть: Турция требует от танкеров, следующих транзитом через Босфор, страховки от фирмы с достаточным капиталом. Это легко установить: страховые сертификаты большинства нефтяных танкеров мирового флота можно проверить онлайн всего за несколько секунд.
Если предположить, что ни одна уважаемая фирма не согласится страховать российские корабли, этот вариант нанесет краткосрочный удар по Москве — и это лучше, чем вообще ничего. Однако и этот план отнюдь не панацея. Незападные узкие места — например, Суэцкий или Панамский каналы — на такую меру никогда не пойдут. В результате Россия постепенно адаптируется и начнет отправлять больше нефти из тихоокеанских и арктических портов, тем самым обходя страны "Семерки" и воды, подконтрольные ЕС.
Третье предложение — самое мощное. Оно подразумевает санкции против российских нефтяных компаний и международных фирм, помогающих России обойти потолок, — будь то недобросовестные сырьевые торговцы или продавцы старых нефтяных танкеров подозрительным российским клиентам.
На бумаге этот способ кажется весьма несложным. Но реализовать его на практике будет ой как непросто. Например, когда в 2018 году Вашингтон принял меры против российского производителя алюминия "Русала", в них вошел стандартный пакет вторичных санкций, так что над всеми фирмами, ведущими дела с "Русалом", нависла угроза американской кары. Чтобы избежать этого риска, подавляющее большинство сырьевых торговцев стало обходить поставки "Русала" стороной. Это спровоцировало 30-процентный скачок цен на алюминий. Волновой эффект от санкций против "Русала" на глобальные цепочки поставок оказался настолько серьезным, что у Вашингтона не нашлось иного выбора, кроме как пойти на попятный и отменить их.
Санкции против российских нефтяных компаний будут иметь аналогичные последствия. На долю России приходится около 12% мировых поставок нефти — примерно вдвое больше доли "Русала" в мировом производстве алюминия. Помимо ущерба мировой экономике, скачок цен на нефть даст пропагандистской машине Москвы повод утверждать, что Запад плодит глобальную нищету. Кроме того, это возродит напряженность между берегами Атлантики. Единство США и ЕС насчет санкций против России было незыблемым с самого начала конфликта как раз потому, что США не прибегали к вторичным санкциям, которые ЕС давно не одобряет.
Точечные санкции против компаний, помогающих России обойти ограничение, не будут иметь столь масштабных последствий и, следовательно, более привлекательны. Но и их эффективность будет ограничена. Как только такая компания попадет под санкции, ее место в бесконечном поиске решений против западных правительств займет другая.
Политики не любят этого признавать, но идеальных санкций попросту не существует.Потолок цен на нефть сделал свое дело в прошлом году, но он никогда не задумывался как долгосрочное решение. Подсанкционные государства всегда приспосабливаются, и Россия не станет исключением из этого правила.
Какой же тогда лучший долгосрочный вариант санкций против Москвы? Медленно действующие меры, лишающие российские нефтегазовые компании западных технологий, — вот вернейший способ медленно задушить российский энергетический сектор. Российские месторождения углеводородов истощаются, а для разработки новых потребуется западное ноу-хау, которого не будет.
Такие санкции уже действуют с 2014 года и доселе оказались самой эффективной мерой против Кремля. Однако, чтобы сработать, им понадобится время. Санкции — это марафон, а не спринт.
Агата Демарэ — обозреватель журнала Foreign Policy, старший научный сотрудник по геоэкономике Европейского совета по международным отношениям и автор книги "Эффект бумеранга: как санкции настроили мир против интересов США"