🃏Трикстер🃏 - один из архетипов Юнга. Его я принесла с обучения в институте практической психологии «Иматон» по элементам провокативной психотерапии, которые теперь успешно применяю в психологическом консультировании. Трикстер - это персонаж, который нарушает установления богов или законы природы, иногда злонамеренно (например, Локи), но при этом, как правило, добиваясь, пусть и неосознанно, какого-нибудь позитивного эффекта. Персонаж без правил и норм морали, абсолютно свободный в своих проявлениях. Плут и ловкач. Он может довольно быстро достучаться до бессознательно человека, чтобы они проявили свои самые искренние чувства и эмоции.
Когда я начала свое развитие в психологии, планировала отойти от работы в сфере маркетинга, но так получается, что мои клиенты из психологического консультирования, через одного, переходят в стратегический маркетинг и обратно)
Поэтому мне ничего не остаётся, кроме многомерного взгляда с нескольких точек. Я решила изучить архетипы, как аспекты личности, формирующие успешное продвижение экспертов.
Смотря на схему архетипа «Трикстер» я задумалась о том, как этот интересный персонаж реализовать в области маркетинга. Цель - привести клиента в область верхнего левого угла - герой!
Начала исследовать, смотреть с разных сторон, на ключевых фигур рынка онлайн маркетинга.
Трикстера отигрывают в своих продажах многие успешные блогеры.
⁉️На кого люди «ведутся как овечки»?
⁉️У кого едят сладкий корм «триггеров» прямо с руки?
‼️На тех, в чьей структуре личности архетип «Трикстер» один из базовых. Умеет подстрекать «снять оковы». Самая успешная комбинация архетипов хорошего продажника «Персона» + «Трикстер»
В мифах племени Виннебаго (группа сиу, Висконсин, США), часто встречается сюжет перехода Трикстера в героя, спасителя. После осознания несчастья, Трикстер поднимается на более высокую ступень развития, чтобы распутать запутанный клубок судьбы благодаря своему уму и способностям. И это уже очень напоминает классический «Путь героя» из книги Джозефа Кэмпбелла «Тысячеликий герой», согласно которому, пишутся сценарии блокбастеров в Голливуде и талантливые сторителлы в среде современных блогеров постсоветского пространства. Я сама написала миллион историй в стиле “Путь героя” с хорошими конверсиями.
Если использовать эту информацию в контексте своего продвижения и продаж, то важно понимать какие архетипы преобладают в личности эксперта и не пытаться сделать «Мудреца» - «Трикстером». Это не сработает! Зато значительно снизит мотивацию и самооценку. Начинается редукция, упадок и никакая маркетинговая стратегия не будет работать.
Сработает только через грамотную распаковку и запуск процесса индивидуации. Этот вариант я уже активно тестирую - полет нормальный! А впечатления со стороны экспертов практически как от “марафона желаний. Шучу, намного сильнее!!! Знакомство с собой на более глубоком уровне - это всегда волшебство и увлекательный путь)
Путь индивидуации - ревизия своего сознания. Очистка от всего навязанного и не твоего. В том числе и сценариев продвижения через чужие архетипы. Повторюсь, там сработало - а здесь может не сработать. Надо оценивать картину в целом - стратегически.
Вопросы, которые стоит задавать себе регулярно:
❓Где в своей жизни я бездумно использую чужие готовые и схемы?
❓Какие мои привычные устремления и ценности на самом деле мне абсолютно не близки?
❓В каких случаях я делаю осознанный выбор, а в каких иду на поводу у бессознательных импульсов?
❓Где моя истинная индивидуальность, а где ложная?
Этот процесс долгий, кропотливый. Зато надежный, как «Форт Нокс».
Тут точка роста для эксперта без травм и драм. Проявляться экологично для себя, без обмана людей проявляясь не конгруэнтно. Люди "считают" обман и не захотят взаимодействовать, потому что на интуитивном уровне будет маркер "опасность".
В процессе маркетинговой индивидуации, есть смысл параллельно вынести этот процесс и в личную психотерапию. Пересмотреть отношения с основными архетипическими элементами своей психики.
- Разделение «Эго» и «Персоны».
- Укрепление «Эго» с помощью интеграции пригодных для этого, частей тени.
- Освобождение «Эго» от проекций части «Анима» и «Анимус».
- Создание постоянной устойчивой части между Эго и самостью.
P.S. Не претендую на «истину в последней инстанции» продолжаю строить гипотезы, проверять, наблюдать, исследовать.
© Статья авторская, метод работы задепонирован и является авторским, использование допускается только через ссылку на автора - Фирстову Светлану Святославовну @ssdobro
Для написания статьи предварительно были изучены и уточнены детали в следующих источниках:
- Википедия
- Выступления и лекции Павла Семеновича Гуревича
- Книга «Архетипы и коллективное бессознательное» автор Карл Густав Юнг
- Книга “Архетипы счастья”, авторы Денис Ануров и Юлия Маслова
В статье приведены цитаты, из выше указанных книг, с дополнениями и комментариями автора.
Путь индивидуации - ревизия своего сознания. Очистка от всего навязанного и не твоего. В том числе и сценариев продвижения через чужие архетипы. Повторюсь, там сработало - а здесь может не сработать. Надо оценивать картину в целом - стратегически.
Автор: Фирстова Светлана Святославовна
Специалист (психолог)
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru