Железные дороги для государства — всё равно что вены для организма. Транспортировка различных товаров, топлива и других грузов не менее важна, чем перекачка крови. И пока у одних «кровеносная» система совершенствуется, другие мучаются из-за «тромбоза». Так, американские поезда рекордными темпами летят под откос, а для российских открываются большие перспективы за границей. Обсудим «заокеанскую» аварийность, не ту колею и новый транспортный коридор.
Материал создан при поддержке 76m2
Железнодорожная сеть мира
Если внимательно взглянуть на карту железных дорог мира, можно сразу отметить две вещи.
Во-первых, США держат пальму первенства по протяженности сети. Там насчитывается 293 тыс. км железных дорог. Для сравнения в России — самой большой стране мира — этот показатель, по данным 2018 г., составляет 122 тыс. км, что почти в два с половиной раза меньше.
Во-вторых, если говорить о тех же Штатах в сравнении с Россией, есть еще и менее очевидный показатель — необходимость интеграции собственной ж/д сети страны с сетью дорог соседних стран. Так вот, в Северной Америке ситуация максимально простая. У США общая граница с Мексикой, в которой также имеются ж/д дороги — 31 тыс. км. Ширина колеи у обеих стран одна: это наиболее распространенная величина в мире — 1435 мм (еврoпейская). И ж/д сообщение между ними, соответственно, налажено путем нескольких соединений. В частности, ж/д паром связывает американский порт в Алабаме с мексиканским (штат Веракрус).
В России и США
Намного сложнее ситуация в России, которая делит Большую землю с множеством стран, что обязывает налаживать с ними транспортное сообщение. Ведь необходимо позаботиться о развитии торговых отношений. Мало того, что строительство дорог внутри страны осложнено суровыми климатическими условиями, так ещё и за её пределами есть препятствие в виде еврoпейской колеи, которая проложена не только в Северной Америке, но и в большинстве стран мира — исключение составляют страны СНГ, Прибалтики и некоторые другие. Поэтому железнодорожная отрасль в России сама по себе непростая.
Несмотря на это, ругать РЖД в России стало чуть ли не правилом хорошего тона. Между тем по такому важному показателю, как безопасность, российская государственная компания, пожалуй, на порядок превзошла американских частников. Даже учитывая перевес в протяженности дорог, аварийность в России заметно ниже.
Ежегодно в США сходят с рельсов 1700 составов против примерно 100 случаев в России. Наверняка вы помните и громкие истории этого года, которые говорят о плачевном состоянии всей американской ж/д системы. Бизнес есть бизнес, ничего не поделаешь. Выделять деньги на ремонт инфраструктуры частники считают бесперспективным делом, и на этом фоне отечественные РЖД смотрятся весьма солидно.
Трасафганская железная дорога
Выгоды государственного управления налицо. Помимо этого, достижение важных договоренностей на международном уровне проходит относительно легко. Власти соседних стран сами идут навстречу и приглашают к сотрудничеству.
Так, на днях стало известно, что проект Трансафганской железной дороги принято максимально адаптировать под российскую колею (1520 мм). Это значит, что отпадает необходимость в изменении платформы на участке. Об этом сообщил ТАСС генеральный директор Управления железных дорог Афганистана Бахт-ур-Рахман Шарафат в рамках международного форума «МТК “Север-Юг”»:
«…И самое главное, правительство Афганистана приняло уже решение установить колею 1520 мм на данном маршруте, чтобы российским вагонам не нужно было менять платформу на данном участке и проходил прямой транзит без смены платформ», — сообщил гендиректор.