Найти тему

Человеческие зоопарки - позорное европейское развлечение XIX-XX веков

Летом 1904 года на "Выставку экзотических людей" в зоопарке Бреслау выстроилась очередь из 41 тысячи человек. На подиуме можно было увидеть живые "экспонаты" из Туниса. Светлая и просвещённая Европа наблюдала за "дикарями" не только с чувством превосходства, но и с восхищением.
Прежде чем посадить их за решётку...

В XIX веке, с развитием колониализма и освоением новых уголков земного шара, экзотика стала модной в Европе. Богатые промышленники, путешественники, дипломаты и учёные любили привозить из колоний всевозможные безделушки. Новые развлечения из экзотического мира были очень популярны на Старом континенте.

Спрос породил предложение. Тем более что на туземцах, привезённых в Европу в качестве экспонатов, можно было делать хорошие деньги. В то время никто не думал о том, чтобы защитить права людей, которые были выбраны в качестве талисманов.

Человеческие зоопарки также были выгодны колониальным империям - они предоставляли доказательства успеха в освоении новых земель, оправдывали необходимость дальнейшей экспансии.

-2

Наглядная история о диком человеке, который собирал или строил своё жилище из высушенных экскрементов животных, была доказательством превосходства белого человека и подтверждением необходимости цивилизаторской миссии Европы. Именно Европа, как более развитая территория, должна была заботиться о таких людях, нести факел воспитания и делать их мало-помалу похожими на себя.

В то время в культурной антропологии и социологии господствовал эволюционизм. То есть мнение о том, что общества развиваются от простых форм к развитым формам. И что в экзотических народах (стоящих на более низкой ступени развития) можно «заподозрить» первобытного человека. Сегодня эволюционизм в основном отвергается как устаревший и шовинистический взгляд на мир. В настоящее время человеческие культуры рассматриваются как равнозначные.

Однако в XIX веке, полном веры в превосходство Европы, преобладало мнение, что "дикари" должны быть оцивилизованы. Таков был идеологический посыл человеческих зоопарков, где даже представители низшего класса могли подглядывать за "дикарями" и хвастаться своим превосходством.

Слепой раб

Изначально "человеческие зоопарки" рекламировались не как выставки диких или экзотических людей, а как экспозиции "диковинок", "странностей" и "необычных" персонажей. Одним из первых таких "учреждений" считается выставка, организованная в 1835 году владельцем американского цирка Финеасом Тейлором Барнумом, который считается предтечей современной индустрии развлечений. Именно он организовал "выставку" живого человека. В маркетинговых целях он распространил информацию о том, что покажет публике 161-летнюю маму Джорджа Вашингтона. На самом деле перед зрителями "выступал" немощный, слепой чернокожий раб – 80-ти летний Джойс Хит.

Сиамские близнецы

В тот же период британский торговец и путешественник Роберт Хантер в Сиаме, или нынешнем Таиланде, нашёл "сокровище" или даже два "сокровища", которые принесли ему целое состояние. Этими сокровищами были сиамские братья-близнецы Чанг и Энг Бункер. Братья навсегда остались "вместе" - причём в буквальном смысле. Медицина того времени не могла их разделить.

Хантер, как настоящий охотник, разведал след и с годами нажился на сиамских братьях (откуда и пошло название). Но две головы лучше, чем одна. Когда срок контракта англичанина истёк, братья начали наживаться на своём положении самостоятельно. Они поселились в США, купили землю и более того - у каждого из них была жена. У братьев родился 21 ребёнок, и, поскольку они всегда были вместе, они вместе совершили путешествие в "другой мир". Когда один брат заболел и умер от бронхита, второй прожил всего несколько часов.

Братья Чанг и Энг Бункер
Братья Чанг и Энг Бункер

Модное развлечение

Человеческие зоопарки достигли апогея своей популярности на рубеже XX-го века. В 70-е годы XIX века веке выставки такого типа были организованы в крупных европейских городах Карлом Хагенбеком, немецким циркачом и дрессировщиком. В 1874 году он привёз в Западную Европу самоанцев и представителей племени саами, которых он показал публике в обстановке, похожей на их среду обитания. Он рекламировал человеческий зоопарк как демонстрацию "некультурных" народов.

Реклама выставки Карла Хагенбека (1886)
Реклама выставки Карла Хагенбека (1886)

В 1876 году, воодушевлённый успехом, он привёз нубийцев из Африки на Старый континент. Чтобы увидеть "негритянские деревни", как называлась выставка с их участием, в Берлине, Париже и Лондоне выстраивались огромные очереди.

Трагическая судьба Ота Бенга

В 1877 году нубийцы и инуиты были представлены во Франции в рамках "этнологических представлений". Выставку посмотрели более миллиона посетителей. С тех пор до 1912 года в Париже прошло до 30 выставок "диких народов". В 1878 и 1889 годах, во время Всемирной выставки (по случаю которой была построена Эйфелева башня), цивилизованная европейская публика с удовольствием подглядывала за чернокожими африканцами. "Негритянскую деревню" в которую было привезено до 400 "жителей" из Африки, посетили в общей сложности 28 миллионов человек.

В 1906 году посетители Нью-Йоркского зоопарка смогли увидеть необычную выставку. В клетке с шимпанзе сидел человек. Конголезский пигмей оказался там, чтобы "объяснить" посетителям эволюцию. Выставка была подписана лозунгом "Недостающее звено".

Ота Бенг
Ота Бенг

Участников таких выставок не обязательно заставляли участвовать в них силой. Во времена популярности человеческих зоопарков существовали специализированные компании, которые занимались "вербовкой" жителей экзотических стран. Часто они соглашались добровольно, соблазнённые призраком славы и процветания в богатой Европе. Они явно не представляли, на что подписываются. Часто вместо денег их ждала нищета, а их заработок забирали опекуны.

С другой стороны, слава была оплачена унижением, с которым многие не могли справиться. Упомянутый выше пигмей из вольера обезьян, Ота Бенга, психологически не справился с участием в шоу.

Мальчика привёз в США Филипс Вернер, организатор "человеческого зоопарка", который выкупил его у работорговцев. Пигмея выпустили на свободу после того, как несколько лет его показывали публике в окружении обезьян. Он попал в детский дом, где изучал английский язык. Ему также была предоставлена возможность вернуться в родное Конго. Однако это не удалось из-за начала Первой мировой войны. Расстроенный, борющийся с депрессией, Ота покончил с собой.

-6

Хотя человеческие зоопарки якобы были предназначены для расширения знаний о других культурах, на самом деле не все так просто.

Респектабельные дамы и элегантные джентльмены стекались к дверям и окнам, чтобы полюбоваться анатомическими подробностями "дикарей". Городские легенды включают истории о том, как респектабельные матроны за большие деньги арендовали лучшие «экземпляры». Действительно ли это так, или это просто сплетни? Этого мы не знаем.

Что мы знаем наверняка, так это то, что выставки, на которых громко комментировали изобилие и недостатки плотской жизни "дикарей", должны были стать сильным унижением для этих людей. Так оно и было на самом деле. Пуританская, викторианская Англия, которая так преследовала всякую "наготу", позволяла себе видеть обнажённого человека, но только при том условии, что относилась к нему не как к полноценному человеку, а скорее как к животному или к вещи.

Печальная история рабыни Саартье

Чернокожая раба из южноафриканской бурской фермы, стал символом объективизации человеческих экспонатов. В 1810 году анатомическое строение рабы, характерное для южноафриканских женщин-хотентотов (гипертрофированные ягодицы и малые половые губы), заинтересовало Александра Данлопа, британского военно-морского хирурга.

-7

Именно он убедил рабовладельца Хендрика Сезара выставить женщину по имени Саартье в европейском "человеческом зоопарке", обещая часть от больших заработков. Некоторое время они втроём сели на корабль, направляющийся в Лондон. Здесь следует отметить, что Саартье добровольно согласилась на эту экспедицию. Хозяин обещал ей богатство и свободу.

Венера Хотенток - так её называла лондонская публика (болтливые классы использовали другой термин: «жи.ная за..ица») с тех пор "выступала" в приподнятой клетке в арендованном помещении на улице Пикадилли. Его задача заключалась в следующем: время от времени покидая клетку, прогуливаться по аудитории, чтобы зрители могли на нее поглазеть. В то же время ей приходилось терпеть колкие замечания и прикосновения более настойчивых "зрителей".

Со временем лондонская публика устала от "Венеры Хотенток", а её предыдущий владелец стал попадать в неприятности с законом, получив несколько обвинений в работорговле, которая в то время уже была запрещена в Великобритании. Для суда он сфабриковал контракт, который якобы удостоверял, что женщина получает гонорар за свои выступления. На самом деле её обманули.

-8

В конце концов, Саартье и её коллеги по несчастью отправились в Нидерланды, а затем во Францию. Там продолжалась её "карьера", которую она переносила все хуже и хуже. Помимо финансовой эксплуатации, она также подвергалась физическому насилию со стороны сменявших друг друга директоров, организаторов шоу "Хотенток Венус".

Саартье была также интересным "объектом" для научных исследований. Незадолго до смерти актрисы (которая жила в нищете и уже пристрастилась к алкоголю), её обследовал анатом Жорж Кювье. Исследователи рисовали анатомические портреты женщины, измеряли части её тела и комментировали её телосложение. Зоолог Этьен Жоффруа Сентилер написал в своём отчёте о том, что её "передняя часть рыла даже более объёмная, чем у орангутанга". В свою очередь, он сравнил "необычайный размер ягодиц" с внешним видом самок обезьян во время менструации.

Европейская наука была очень заинтересована в уникальном "образце", не обращая внимания на человека, которому нужно было помочь. В конце концов, Хотенток умерла в нищете и одиночестве в Париже в 1815 году.
В послевоенные годы человеческие зоопарки стали одним из символов расизма и колониализма, но западным обществам было не так просто распрощаться с объективирующим отношением к другим культурам. Ещё в 1958 году в городе, который сегодня является "столицей" Европейского Союза, была организована выставка живых экспонатов. На Всемирной выставке была представлена "конголезская деревня". За происходящим наблюдали, в частности и темнокожие европейские дети.

Последняя человеческая выставка

Конголезская деревня - это последний "человеческий зоопарк" в истории. Сегодня такие инициативы всё ещё выдвигаются, но идея, лежащая в основе - вуайеризм, групповое высмеивание, нарушение табу и интимности, охота на инаковость, стали осуждаться обществом.

Конголезская деревня (1958 год)
Конголезская деревня (1958 год)

Иногда считается, что человеческие зоопарки были первыми реалити-шоу. Сегодня те же развлечения, перешли в руки средств массовой информации. Люди представлены в клетках: в изоляции, на островах, в домах, в заточении, но под объективами телекамер. По сути, это все тот же механизм, который стоял за помещением людей в клетки на рубеже XX века.

-10

Не забудьте нажать👍 и подписаться на канал "Восточная сказка", чтобы не пропустить новые интересные статьи.