Индийские мистики говорят, что тело готово перенести многие страдания в обмен на то, что ум сообщает, что оно живое. Похожая мысль есть в тибетской медицине, зачастую возвращающей волю к жизни через боль. Виктор Франкл, пройдя через ужасы узника концентрационного лагеря, отмечает, что не столько голод, сколько обесцененность жизни, подкашивало окружающих узников.
Что общего в этих историях? На каком ещё культурном наследии человечества можно основать стратегию перехода к 160 годам средней жизни для каждого человека?
Есть пример сознательного значимого продления жизни каждого затронутого одной широкой просветительской программой.
Программой по ликвидации санитарно-гигиенической безграмотности. Вместе с внедрением санитарии и гигиены, человечество преодолело существовавшие ранее всю историю цивилизации условия естественного отбора.
Что сейчас было бы прогрессивной мерой? Что уже известно и достойно широкого внедрения?
Из известного мне, это борьба с ежедневными излишками кортизола, гормона стресса. Ведь избыток его, как мы сейчас знаем, ведет к закреплению на следующий день широкого спектра совсем не позитивных эффектов.
Здесь и снижение устойчивости к инфекциям, чего в условиях угрозы новых эпидемий этого было бы уже достаточно.
Но тут же идет и хронический повышенный тонус мыщц, в том числе позвоночника, при котором человеком в полном смысле себя чувствовать уже затруднительно. Причём с возрастом, в наше время, аспект мышечного напряжения становится только хуже, ведь напряжение сменяется атрофией, дегенерацией мышечного каркаса.
В эффектах избытка кортизола и повышение риска онкологии совместно с повышением вероятности клеточных самоубийств. Природа методом естественного отбора как бы говорит нам на языке высокого уровня кортизола, гормона стресса и адаптации: «Не справляешься с адаптацией — не беда. Освобождай место тем, кто справится».
И, вновь, у нас есть возможность противопоставиь действию естественного отбора действие разума.
И заранее известно, что те из нас, кто не задействует эту возможность, получает на перспективу целый букет болезней цивилизации, снижающий и качество, и количество жизни.
Мне известны несколько научно-обоснованных подходов, ведущих к снижению количества кортизола. Следовательно, снижению перенесеного с сегодня на завтра стресса.
Первый и самый выполнимый — увеличить бессветовой период перед сном, чтобы не препятствовать выработке мелатонина. Это гормон, регулирующий сон и бодрствование. Он является антагонистом кортизола.
Больше тотальной тьмы вечером — меньше психоэмоционального и физического напряжения на утро. Заодно, будет легче просыпаться.
Второй способ — дозированная физическая нагрузка. Начать можно с прогулки быстрым шагом за пару часов до сна. Прогулки без музыки, особой цели и других отвлекающих от ощущений факторов. Тогда создаются условия для снижения уровня кортизола.
По мере ежедневных действий и приближения к, примерно, 70-ти, согоасно лонгитюдным исследованиям, все больше встает вопрос о смысле этой долгой жизни, большем, чем только свое благополучие, равно и большем, чем благополучие ближайших родственников.
Помочь определиться с таким смыслом, жизненной темой, может разработанная и выстраданная сполна Виктором Франклом логотерапия, послужившая основой для психологии глубинных смыслов Леонтьева.
Итак, в широких рамках, стратегия шагов к 160-летнему возрасту видится как ежедневные действия по снижению избытка кортизола, выполняемые человеком, избравшим смысл больший, чем своя жизнь и подкрепляемый ежедневными действиями, даже той же дозированной физической нагрузкой.
Тем самым ежедневно говорить жизни «Да».
#саморегуляция #160леткаждому #биохакинг #социальнаяинженерия
Назовут ли нас разумными в полной мере наши потомки?