Пользователи Wildberries обнаружили, что при оплате покупок картами Visa и Mastercard с них списывают комиссию. Представители маркетплейса объяснили это «особенностями операционно-технологического процесса». Но юристы сразу указали на то, что компания взимает дополнительную плату незаконно. Генпрокуратура начала проверку. В маркетплейсе заявили, что готовы объяснить ситуацию.
Прокуратура проверит
Генпрокуратура начала проверку Wildberries после того, как появилась информация о том, что маркетплейс взимает комиссию в 3% при оплате заказов с помощью карт Visa и Mastercard, которые были выпущены в России. Заодно ведомство собирается выяснить, на каком основании торговая площадка берёт плату за возврат товаров:
По поручению Игоря Краснова Генеральной прокуратурой Российской Федерации осуществляются надзорные мероприятия в связи со сведениями о введении маркетплейсом Wildberries комиссий за оплату товаров с использованием карт Visa и Mastercard, а также взимании с покупателей платы за возврат товаров
Ведомство собирается уделить особое внимание на то, насколько обоснованно торговая площадка вводит дополнительные комиссии, соблюдает права потребителей и применяет незаконные схемы для получения дополнительной прибыли.
К проверке также присоединились Роспотребнадзор и Банк России.
Wildberries ответит
Как сообщили в пресс-службе Wildberries, компания собирается дать ответ по поводу новой комиссии на рабочем совещании в Генпрокуратуре, куда пригласили и представителей компании (цитата по РБК):
Wildberries работает в соответствии с требованиями законодательства и неукоснительно его соблюдает, на сегодняшней встрече мы представим свою позицию
Что всё это значит?
Накануне в СМИ появилась информация о том, что маркетплейс берёт дополнительные 3% от стоимости товара при оплате картами Visa и Mastercard. В поддержке площадки ссылаются на банк-посредник, который оказывает покупателю услугу приёма и исполнения такого платежа (передача поручения клиента на инициирование перевода). Якобы он и удерживает вознаграждение в размере 3% от стоимости приобретаемых товаров.
Однако расчёты по Visa и Mastercard, выпущенных в РФ, проходят сейчас через Национальную систему платёжных карт (НСПК), т. е. на территории России, и нет никакой разницы между трансакциями, которые осуществляются с помощью карт Visa, Mastercard или «Мир».
Поэтому введением комиссии Wildberries может быть нарушено сразу несколько законов — статьи 16.1 закона о «Защите прав потребителей» и статьи 14.8. КоАП «Нарушение иных прав потребителей». По ним продавец (владелец агрегатора) обязан обеспечить возможность оплаты товаров путём использования национальных платёжных инструментов, а также наличных расчётов по выбору потребителя. За это нарушение компанию могут оштрафовать на сумму до 50 000 рублей.
Интересно, что Wildberries уже вводил комиссию в размере 2% для держателей карт Visa и Mastercard летом 2021 года, когда международные платёжные системы ещё работали в РФ. При этом площадка утверждала, что это не увеличенная комиссия, а наоборот — она снизила стоимость оплаты для российской платёжной системы — карт «Мир», СБП и SberPay. Visa и Mastercard обвинили интернет-магазин в дискриминации.
В том же году Wildberries ввёл плату за возврат товаров. Как объяснила это основательница компании Татьяна Бакальчук, так они собираются бороться с шопоголиками. Роспотребнадзор признал, что магазин может брать плату, но только за возврат качественных товаров. По поводу оплаты при возврате вещей ненадлежащего качества Подольский городской суд Московской области в апреле вынес решение, что такое требование Wildberries незаконно. В компании на это ответили, что клиент оплачивает возврат товара лишь в том случае, если сама вещь надлежащего качества, а покупатель «злоупотребляет бесплатными сервисами компании», в частности, при заказе большого количества вещей и малом проценте выкупа. В июне компания изменила правила возврата, отменив плату за доставку на склад в случае подтверждения брака.