Эффективные, четкие, гибко изменяемые бизнес-процессы - основа конкурентоспособности бизнеса, в том числе, банковского. Как с помощью продуктового подхода постепенно их улучшать и трансформировать банк в целом, превращая его в быстрый, эффективный, быстро реагирующий на изменения рынка организм?
Когда мы начинаем работать над инициативой, мы заполняем составной артефакт, в т.ч. Продуктовый канвас. Одной из ключевых составляющих является блок «Бизнес-процессы», он связан непосредственно с решением, которое мы предлагаем клиентам.
По сути, в этом блоке мы описываем весь путь, который должен быть пройден, чтобы клиент мог воспользоваться нашим решением – по шагам.
Каждому шагу соответствует какой-либо процесс в банке, который должен быть воспроизведен, чтобы шаг был пройден. Также ему соответствует конкретный человек.
По сути, вкладка «Бизнес-процессы» задает техническое задание, к кому мы должны пойти, в каких бизнес-процессах мы должны сделать какие-то изменения, какие именно, чтобы у нас все в реализации решения получилось.
В канвасе очень мелкие детали мы не описываем, но указываем все бизнес-процессы, которые мы затрагиваем в рамках нашей инициативы.
Мы должны указать:
- Процесс
- Блокатор в реализации нашей инициативы, который мы уже видим…
- Риски, с которыми это сопряжено
- Функцию, которая за этот процесс отвечает
Рассмотрим приблизительно, какие процессы могут указаны по инициативе, связанной с рассрочкой.
Мы сначала должны заключить договор с агентом.
Блокатор – например, отсутствие утвержденного агентского договора для заключения. Ответственная функция – юристы.
Мы должны поговорить с юристами и понять, какие у нас есть риски в блокировании заключения договора.
И т.д. мы прописываем все процессы.
Например, «Обучение сотрудников агента».
Блокатор – нет обучающих материалов.
Ответственная функция - отдел продаж розничных услуг.
Риск – потеря клиентов из-за того, что эти сотрудники неправильно объяснят условия рассрочки, не смогут ее продать.
И т.д.
Каждая кнопочка в мобильном приложении, каждое поле лендинга - это определенный бизнес-процесс, который происходит внутри банка.
Это может быть ручной бизнес-процесс, может быть бизнес-процесс в IT-системах.
Владельцам продуктов в итоге будет необходимо пойти во все указанные по бизнес-процессам функции, чтобы договориться о тех или иных условиях, о тех или иных изменениях под свой продукт.
Внутренние эксперты из различных функций банка по различным бизнес-процессам должны дать на инициативы экспертизу. Для того чтобы понять, каких экспертов мы должны привлекать, необходимо тщательно заполнить блок «Бизнес-процессы».
При подготовке к Управляющему комитету происходит согласование по инициативам со всеми экспертами на отдельной вкладке «Карточке проекта», артефакта, подготовленного на основе канваса, по сути, своей более ранней версии, бизнес-процессы, блокаторы и риски переносятся в него.
Эксперты по бизнес-процессам должны понимать весь процесс, который связан с их функций.
Ответственность эксперта – выявить риски, блокаторы по процессу, т.е. и инициативе вместе с Владельцем продукта.
Владелец продукта должен показать эксперту из функции канвас по инициативе, затем бизнес-процесс и точки в этом бизнес-процессе, где у него есть экспертиза.
Например, приходит на встречу с Владельцем продукта человек из «Рисков», вы показываете ему канвас, вкратце за 5 минут рассказываете об инициативе, потом переходите на бизнес-процесс и говорите: «Вот здесь, на мой взгляд, нужна ваша экспертиза. Какие вы еще видите блокираторы, какие вы еще видите риски?».
Они должны подписать в карточке проекта для УК, что да, вы правильно определили риски.
Или они вам скажут, что вы неправильно определили риски, еще есть вот такие-такие-такие-такие риски, такие блокираторы. И вот это как раз будет экспертиза от сопровождающих функций.
В карточке проекта вы указываете не все бизнес-процессы, а те, с которыми надо поработать в рамках MVP.
Допустим, у нас есть блокатор, связанный с обучением сотрудников агента, отсутствие учебных материалов. В рамках MVP мы не делаем для них учебные материалы, мы просто приходим и сами их обучаем.
Также, описывая бизнес-процессы, важно показать, какие изменения нужны в связанных с ними сопроводительных функциях, то есть нужно указать возможные функциональные инициативы - в «Рисках», «Комплаенсе», в юридической функции и т.д.
Функциональную инициативу можно описать в составном артефакте во вкладке «Бизнес-процессы».
Она направлена на разрешение какого-либо блокатора внутри себя по определенному бизнес-процессу, затрагиваемому инициативой.
Что нужно сделать, чтобы этот блокатор разрешить?
Например, клиент хочет получить кредит на сумму N, он по скоригнгу может получить, меньше, только M. Решение - альтернативные модели скоринга и т.д.
В департаменте рисков мы должны сделать функциональную инициативу, чтобы они могли предоставить доступ для внешнего сотрудника в CRM.
И т.д.
Таким образом, благодаря системной работе с инициативами и выявлению рисков и блокаторов в бизнес-процессах банка, мы понемногу его меняем.
Мы реализуем пилоты и получая подтверждение своих гипотез, получаем доказательство того, что процессы нужно менять.
В итоге банк становится более гибким, быстрым и успешно реагирует на все вызовы рынка, увеличивая свою конкурентоспособность.
Вы хотите повысить эффективность бизнес-процессов в банке, конкурентоспособность банка и увеличить прибыль?
Мы поможем обучить Владельцев продуктов, линейных руководителей, топ-менеджмент, проведем для вас первые необходимые мероприятия и обеспечим надежными инструментами для дальнейшей самостоятельной работы.
Обращайтесь, будем рады помочь!
Мы всегда на связи: Telegram, сайт, info@neuromap.tech
Читайте наши паблики, оставляйте заявки на обучение, бесплатную консультацию.Удачи в бизнесе!