Найти тему

Как Дед Мороз помогал воспитателю знакомить детей с понятиями "длинный - короткий". Конспект занятия по математике для детей 3-4 лет (№ 8).

Конспект занятия является частью системы работы по формированию элементарных математических представлений у воспитанников младшей группы детского сада; конспекты представлены на канале ОбРаз последовательно.

В конспектах подробно описываются слова и действия педагога в соответствии с методикой ознакомления детей дошкольного возраста с основными математическими понятиями.

Занятие № 8.

Задачи:

Формировать представление о (об):

· параметрах величины (длина) и соответствующих им величинных характеристиках объектов окружающего мира («длинный», «короткий»).

Развивать умение:

· сравнивать предметы по параметрам величины (длина) приложением; обозначать результат сравнения словами «длиннее - короче»;

· называть величинные характеристики («длинный», «короткий») и показывать параметры величины предмета (длину);

Продолжать развивать умение:

· ориентироваться на себе, выделяя правую и левую стороны;

· определять расположение объектов на плоскости: вверху, внизу; словесно обозначать их.

Воспитывать:

· интеллектуальные чувства, культуру познания;

· чувство уверенности в себе, комфорта в окружающем.

Демонстрационный материал: изображение Деда Мороза, новогодней ёлочки, медведя, зайчика; две полоски-«дорожки» одинакового цвета и ширины (5 см), но разной длины (28 см и 21 см).

Раздаточный материал: по 2 полоски одинакового цвета одинаковой ширины разной длины, по 1 матрёшке (или другой мелкой игрушке).

Ход занятия.

1. – Все ребята и зверята готовятся к Новому году. Дед Мороз пригласил к себе на ёлочку медведя и зайчика.

На доску выставляются изображения ёлочки, медведя, зайчика.

- Зверюшки не знают, как пройти к новогодней ёлочке. Но Дед Мороз написал им письмо, в котором говорится, как пройти к ёлке: «Медведю надо идти по короткой дорожке, а зайчику надо скакать по длинной дорожке».

Выставляются две полоски-«дорожки» (разной длины).

- Вот эти дорожки. Какого они цвета? (жёлтого).

- Ой! Медведь и зайчик не знают, какая дорожка длиннее, а какая короче. Что же делать? - Давайте им поможем. Как узнать, какая дорожка длиннее?

- Дорожки похожи на полоски. Посмотрите, я приложу одну полоску к другой, слева подровняю их концы, вот так. Видите, правый конец полоски выступает, значит, она длиннее, а эта полоска – короче.

Воспитатель прикладывает полоски друг к другу так, чтобы короткая полоска находилась вверху, а длинная внизу. В ходе объяснения воспитатель проводит вдоль (слева направо) одной и другой полоски.

- Лена, покажи, какая полоска длиннее; проведи по ней пальчиком. Длиннее эта полоска или короче?

- Дима, покажи, какая полоска короче. Короче эта полоска или длиннее?

- Короткая полоска находится вверху. Где находится длинная полоска? (внизу).

- Какая полоска короче: верхняя или нижняя?

- Какая полоска длиннее: верхняя или нижняя?

Воспитатель меняет расположение дорожек: ставит их рядом с ёлочкой, раздвигает друг от друга вверх-вниз, чтобы было место для расположения изображений животных.

- Дед Мороз написал, что зайчику надо скакать по длинной дорожке. Ваня, поставь зайчика на длинную дорожку.

- По какой дорожке пойдёт зайчик: по длинной или по короткой?

- Медведю надо идти по короткой дорожке. Катя, поставь медведя нам короткую дорожку.

- По какой дорожке пойдёт медведь: по длинной или по короткой?

- Зверюшки пошли по своим дорожкам …. (воспитатель передвигает фигуры)… и пришли к ёлочке, ура! Это наши дети помогли им. А здесь их встретил Дед Мороз.

Выставляется изображение Деда Мороза.

2. - Мишка с зайкой стали весело танцевать возле ёлочки. Давайте и мы повеселимся вместе с ними.

Динамическая пауза.

3. – Дети давайте всем гостям Деда Мороза поможем найти свои дорожки. Возьмите полоски, это, как будто дорожки, и одну матрёшку, - матрёшки нам помогут выбирать дорожки.

Дети садятся за столы.

- Как узнать, какая дорожка длиннее, а какая короче?

- Приложите одну дорожку к другой, подровняйте концы слева.

Индивидуальная помощь детям.

- Покажите, какая дорожка длиннее. Проведите по ней пальчиком слева направо.

- Какая дорожка короче? Проведите по ней пальчиком правой руки, а левой рукой придерживайте полоску.

- Поставьте матрёшку на длинную дорожку. Пусть матрёшка погуляет по длинной дорожке; придерживайте дорожку пальчиком левой руки.

- А теперь пусть матрёшка погуляет по короткой дорожке.

- Пусть теперь матрёшка погуляет, по какой хочет дорожке.

- По какой дорожке ходит твоя матрёшка, по длинной или по короткой?

Индивидуально вопросы задаются каждому ребёнку.

- Молодцы, ребята. Теперь матрёшки готовы помогать Деду Морозу встречать гостей.