Конспект занятия является частью системы работы по формированию элементарных математических представлений у воспитанников младшей группы детского сада; конспекты представлены на канале ОбРаз последовательно.
В конспектах подробно описываются слова и действия педагога в соответствии с методикой ознакомления детей дошкольного возраста с основными математическими понятиями.
Занятие № 8.
Задачи:
Формировать представление о (об):
· параметрах величины (длина) и соответствующих им величинных характеристиках объектов окружающего мира («длинный», «короткий»).
Развивать умение:
· сравнивать предметы по параметрам величины (длина) приложением; обозначать результат сравнения словами «длиннее - короче»;
· называть величинные характеристики («длинный», «короткий») и показывать параметры величины предмета (длину);
Продолжать развивать умение:
· ориентироваться на себе, выделяя правую и левую стороны;
· определять расположение объектов на плоскости: вверху, внизу; словесно обозначать их.
Воспитывать:
· интеллектуальные чувства, культуру познания;
· чувство уверенности в себе, комфорта в окружающем.
Демонстрационный материал: изображение Деда Мороза, новогодней ёлочки, медведя, зайчика; две полоски-«дорожки» одинакового цвета и ширины (5 см), но разной длины (28 см и 21 см).
Раздаточный материал: по 2 полоски одинакового цвета одинаковой ширины разной длины, по 1 матрёшке (или другой мелкой игрушке).
Ход занятия.
1. – Все ребята и зверята готовятся к Новому году. Дед Мороз пригласил к себе на ёлочку медведя и зайчика.
На доску выставляются изображения ёлочки, медведя, зайчика.
- Зверюшки не знают, как пройти к новогодней ёлочке. Но Дед Мороз написал им письмо, в котором говорится, как пройти к ёлке: «Медведю надо идти по короткой дорожке, а зайчику надо скакать по длинной дорожке».
Выставляются две полоски-«дорожки» (разной длины).
- Вот эти дорожки. Какого они цвета? (жёлтого).
- Ой! Медведь и зайчик не знают, какая дорожка длиннее, а какая короче. Что же делать? - Давайте им поможем. Как узнать, какая дорожка длиннее?
- Дорожки похожи на полоски. Посмотрите, я приложу одну полоску к другой, слева подровняю их концы, вот так. Видите, правый конец полоски выступает, значит, она длиннее, а эта полоска – короче.
Воспитатель прикладывает полоски друг к другу так, чтобы короткая полоска находилась вверху, а длинная внизу. В ходе объяснения воспитатель проводит вдоль (слева направо) одной и другой полоски.
- Лена, покажи, какая полоска длиннее; проведи по ней пальчиком. Длиннее эта полоска или короче?
- Дима, покажи, какая полоска короче. Короче эта полоска или длиннее?
- Короткая полоска находится вверху. Где находится длинная полоска? (внизу).
- Какая полоска короче: верхняя или нижняя?
- Какая полоска длиннее: верхняя или нижняя?
Воспитатель меняет расположение дорожек: ставит их рядом с ёлочкой, раздвигает друг от друга вверх-вниз, чтобы было место для расположения изображений животных.
- Дед Мороз написал, что зайчику надо скакать по длинной дорожке. Ваня, поставь зайчика на длинную дорожку.
- По какой дорожке пойдёт зайчик: по длинной или по короткой?
- Медведю надо идти по короткой дорожке. Катя, поставь медведя нам короткую дорожку.
- По какой дорожке пойдёт медведь: по длинной или по короткой?
- Зверюшки пошли по своим дорожкам …. (воспитатель передвигает фигуры)… и пришли к ёлочке, ура! Это наши дети помогли им. А здесь их встретил Дед Мороз.
Выставляется изображение Деда Мороза.
2. - Мишка с зайкой стали весело танцевать возле ёлочки. Давайте и мы повеселимся вместе с ними.
Динамическая пауза.
3. – Дети давайте всем гостям Деда Мороза поможем найти свои дорожки. Возьмите полоски, это, как будто дорожки, и одну матрёшку, - матрёшки нам помогут выбирать дорожки.
Дети садятся за столы.
- Как узнать, какая дорожка длиннее, а какая короче?
- Приложите одну дорожку к другой, подровняйте концы слева.
Индивидуальная помощь детям.
- Покажите, какая дорожка длиннее. Проведите по ней пальчиком слева направо.
- Какая дорожка короче? Проведите по ней пальчиком правой руки, а левой рукой придерживайте полоску.
- Поставьте матрёшку на длинную дорожку. Пусть матрёшка погуляет по длинной дорожке; придерживайте дорожку пальчиком левой руки.
- А теперь пусть матрёшка погуляет по короткой дорожке.
- Пусть теперь матрёшка погуляет, по какой хочет дорожке.
- По какой дорожке ходит твоя матрёшка, по длинной или по короткой?
Индивидуально вопросы задаются каждому ребёнку.
- Молодцы, ребята. Теперь матрёшки готовы помогать Деду Морозу встречать гостей.