12 октября 1970 года на экраны вышел фильм Глеба Панфилова «Начало».
Глеб Панфилов и Инна Чурикова давно мечтали снять эпическую сагу об Орлеанской деве. Режиссёр написал сценарий, но советские чиновники от кино ситуацию со съемками картины «подвесили». С одной стороны, кинематографическое начальство не давало официального запрета на съемки. С другой стороны, финансирование не выделялось. Панфилову рекомендовали отложить этот проект и снять сначала что-то «социально важное», а уж потом ему дадут средства на съемки картины о знаменитой французской героине. Так Панфилова и Чурикову, обивавших высокие пороги, промурыжили несколько лет, не говоря ни нет, ни да.
А актриса тем временем, по её признанию, жила этой ролью, надеясь: вот-вот — и они начнут работу, и она воплотит на экране образ её любимой Жанны. Ради роли своей мечты Инна Михайловна отказалась от съемок у известных режиссёров. В частности, не стала играть у Андрона Кончаловского Соню в «Дяде Ване», хотя Чехов — её любимый писатель.
К несчастью, все эти жертвы были напрасными. «Денег не дали, — вспоминал в одном из интервью Панфилов. — Видимо, по идеологическим причинам. „Ну почему Жанна д’Арк, а не Зоя Космодемьянская? Почему Франция, а не Россия?“» По признанию режиссёра, художнику ответить на подобные вопросы сложно. Как объяснить кинематографическому начальству, жаждущему идеологических картин о советских тружениках, что образ Жанны волнует его своей одухотворенностью? «У нее была большая идея: сделать свою страну свободной, — рассказывал Глеб Анатольевич. — И она осуществила ее, это феноменально. Она волновала и волнует меня как личность».
Панфилов боролся долго, он даже добился разрешения совместных киносъемок СССР-Франция. После долгих переговоров с французской стороной стало понятно: этой идее тоже не суждено осуществиться. Как вспоминает режиссёр, французские продюсеры хотели видеть в главной роли либо Катрин Денев, либо Ванессу Редгрейв. «А я не представлял себе фильма без Инны Чуриковой. Так что не удалось... Это для нас по сей день большое переживание», — рассказывал Панфилов.
С горечью поняв, что эпическую сагу о французской народной героине создать им не дадут, Панфилов и Чурикова решили снять картину на современную тему, где актрису любительского театра вдруг приглашают на роль Жанны. Так на экране разворачивается вторая сюжетная линия, показывается другая эпоха: рассказ о знаменитой Орлеанской деве, фильм в фильме.
Городок Речинск, где живёт главная героиня, снимали в Муроме. «Муром, по-моему, — это истинно русский город, с традициями народной старины, — рассказывал в интервью Панфилов. — Именно таким мне представляется Речинск, где живет Паша». Кстати, муромцы участвовали в массовке и даже дали напрокат велосипед актёру Михаилу Кононову. Кононов исполнил в «Начале» не только Павлика, соседа Паши Строгановой по коммуналке, который спас её от самоубийства на почве несчастной любви, но и шута в эпизоде казни Жанны.
Надо сказать, у официальной критики лента «Начало» вызвала вопросы. В финале картины мы видим: фильм о Жанне д’Арк, где сыграла Паша Строганова, пользуется невероятным успехом у публики, изображения актрисы-ткачихи в роли Орлеанской девы висят на улицах города. На этот счёт «Комсомольская правда» написала в 1970 году: «На сцену столичного кинотеатра выходит съемочная группа фильма. Зрительный зал встает и в едином порыве аплодирует юной дебютантке, новой картине. Но ведь так можно приветствовать, скажем, „Броненосец „Потемкин“ или „Чапаева“. Успех Паши Строгановой должен был быть обставлен более скромно. Естественно бы выглядела премьера фильма в рабочем клубе ее родного города».
А вот у обычного зрителя картина имела потрясающий успех. Лента привлекала зрителей свежестью идеи, великолепной игрой актёров, накалом, мелодраматизмом и совершенно необычным для советского кино музыкальным сопровождением: в «Начале» мы слышим песню «Man of Mystery» британской рок-группы The Shadows. Также Паша и её возлюбленный Аркадий, которого исполнил Леонид Куравлёв, поют, правда, без слов, песню «Come prima».
В 1970 году Чурикова, согласно опросу журнала «Советский экран», была признана лучшей актрисой года за фильм «Начало». Также у фильма — настоящая россыпь наград иностранных кинофестивалей. На МКФ в Нью-Йорке в 1971 году лента получила 4 диплома: фильму, режиссёру Панфилову, актёрам Юрию Клепикову, исполнившему режиссёра Фёдора Васильевича Игнатьева, и Геннадию Беглову, сыгравшему второго режиссёра с говорящей фамилией — Виталия Одинокова. Чурикова была признана лучшей зарубежной актрисой в Болгарии и получила приз «Южный крест» на XIV МКФ в Аделаиде (Австралия).
Но главным признанием Чурикова считает то, что фильм очень полюбили французы. «Копия фильма „Начало“ есть в Музее Жанны д’Арк в Руане. И мой снимок висит на стене. Мне это очень приятно», — сказала Инна Михайловна.