Вот и прошла последняя сессия «Передвижной этнографической лаборатории Поважья», трехлетней эпопеи межмузейного проекта «Путешествие из Петербурга в Вельск». Её путь пролегал через города Вельск и Шенкурск, поселки Октябрьский и Судрому, села Долматово и Малодоры, деревни Копалинскую и Нижнее Золотилово Архангельской области, села Верховажье и Шелоты Вологодской области.
В течение 7 сезонов этно-лаборатория собирала сотрудников музеев и общественных организаций разных территорий Архангельской и Вологодской областей. Лекции и практические занятия проводили сотрудники РЭМ, ГМО «Художественная культура Русского Севера», Вельского и Устьянского краеведческих музеев, мастер-классы – народные мастера России, Архангельской и Вологодской областей, реконструкторы, – в общем, специалисты в определенной области народных ремесел и знаний. Инициатором проекта выступил Вельский краеведческий музей имени В.Ф. Кулакова, а главным его вдохновителем, двигателем и куратором стала научный сотрудник Вельского музея Галина Александровна Верёвкина.
Первая пилотная сессия прошла в Вельске в декабре ковидного 2020 года, – тогда возможность проведения передвижной этно-лаборатории казалось иллюзорной. Но договор сотрудничества РЭМ с Вельским краеведческим музеем им. В.Ф. Кулакова был подписан, его задачи озвучены: выявить и дать научное описание этнографических предметов в фондах музеев и в частных коллекциях Поважья (бассейна реки Ваги). Тогда же, в декабре 2020 года на заседании круглого стола был составлен план работы лаборатории на три года (который был выполнен). Сессии предполагалось проводить два раза в год – весной и летом – на базе важских краеведческих музеев. Методика проведения сессий строилась на основе новой формы подачи и освоения этнографического материала: каждая конкретная тема раскрывалась за счет теоретического материала (лекции), практического занятия в группах по описанию предметов и мастер-класса, в ходе которого участники могли наблюдать тот или иной производственный процесс (соотносимый с темой), а иногда участвовать в нем и даже попробовать овладеть навыками ряда крестьянских работ; такая форма очень понравилась всем участникам.
В этом году этно-лабораторию принимали Устьянский краеведческий музей и Верховажский районный историко-художественный музей. Основными точками на маршруте проекта стали поселок Октябрьский и село Верховажье, об этих местах хочется немного рассказать и поделиться фотографиями, отснятыми во время весенней и летней сессий.
Поселок Октябрьский появился на картах в 1958 году и через некоторое время стал центром Устьянского района, название которого связано с рекой Устьей, притоком Ваги; в народе район называют Устьяны. Устьяны – зона своеобразного этнографического заповедника. Некогда территория края входила в Вельский уезд и считалась глухоманью, медвежьим углом. Но именно здесь находилась одна из православных святынь Русского Севера – Верюжская Введенская церковь с мощами Прокопия Праведного, святого, почитаемого на северо-западе. В первой половине ХХ века в местных деревнях учительница М.И. Шалаурова записала предания, былички и песни, свадебные обряды и местный «месяцеслов», прославившие эту землю на века. Еще сравнительно недавно жители устьянских деревнях носили традиционный костюм из домотканины, в качестве домашней утвари использовали деревянные, плетеные и глиняные изделия, выполненные местными мастерами. А особый говор устьяков до сих пор позволяет узнать уроженцев этих мест далеко за пределами родного края. В наше время Устьянский край знаменит горнолыжным курортом Малиновка и Ссыпчаной, ежегодным торжественным мероприятием с ярмаркой мастеров, историко-краеведческими чтениями, фольклорным праздником и гастрономическим фестивалем, на который съезжаются гости со всех сторон.
На весенней сессии рассматривались темы «Орудия лесных промыслов» и «Предметы церковного обихода», а потому хозяева этно-лаборатории – сотрудники Устьянского краеведческого музея организовали экскурсии в храм Казанской иконы Божьей Матери в поселке Октябрьский и Спасо-Преображенский храм в селе Малодоры, сохранившийся с дореволюционных времен.
Верховажье – старинное село (бывшее в прошлом посадом) в верховьях Ваги известно своей историей и широкими торговыми связями. На высоком берегу реки сохранились здание Успенского собора (лишившегося в предшествующее столетие колокольни) и двухэтажные деревянные дома знаменитых верховажских купцов. В одном из них находится экспозиция музея, посвященная истории посада, в другом – выставочные залы картинной галереи. Особый интерес представляют этнографические коллекции музея, которые продолжают пополняться. Ведь несмотря на то, что Верховажье было посадом, богатым посадом, и его жители одевались по-городскому, в верховажских деревнях довольно долго бытовала традиционная женская и мужская одежда. А одним из самых известных этнографических мест Верховажского района является деревня Сомово, в прошлом центр знаменитого гончарного промысла, получившего название по этой деревне. Неслучайно поэтому темами летней сессии стали «Городская женская одежда» и «Гончарный промысел».
По уже сложившейся традиции один день летней сессии участники этно-лаборатории провели в селе Шелота. «Шелота – капелька России» – читаем на баннере при въезде в поселение. Здесь прошли лекция и мастер-класс по гончарству, прозвучали рассказы о сомовском промысле, о технологии лепки, об обжиге в специальной печи «Вага»; на практических занятиях можно было понаблюдать за работой гончара и попробовать слепить сомовскую игрушку. А завораживающие виды окрестности от церкви св. Троицы, сохранившейся на высоком холме, надолго останутся и в памяти и, конечно, на многочисленных фотографиях. В этой церкви некогда служил диаконом дедушка известного этнографа, нашей предшественницы Зинаиды Палладьевны Малиновской, а в одном из домов на краю деревни, расположенной вблизи церкви, родился писатель В.Ф. Тендряков, о чём свидетельствует установленный на месте дома памятный камень. О прошлом и настоящем Троицкого храма, о гончарной мастерской с печью «Вага», о гостях и международном фестивале, проходящем здесь же, нам поведала Светлана Степанова, сменившая несколько лет назад петербургские красоты на шелотские. На веранде близь храма прошла и традиционная неформальная встреча участников летней сессии этно-лаборатории 2023 года. Тут подвели некоторые итоги и сессии, и всего проекта, а также выяснили, что в истории этно-лаборатории есть свои ветераны: это бессменный куратор Галина Александровна Верёвкина и главный хранитель Коношского краеведческого музея Мария Валерьевна Сироватко.
PS: А все-таки жаль… И природа – невероятные ливни, обрушившиеся на нас в Шелотах, и радуга над храмом, похоже, тоже сожалеет о завершении этнографической лаборатории.
Автор статьи: Татьяна Зимина, ведущий научный сотрудник, хранитель отдела этнографии русского народа.