Найти тему
ИнфоТЭК

Танец "черных лебедей"

 Laszlo Balogh / Reuters
Laszlo Balogh / Reuters

Алексей Гривач, заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности

В последнюю неделю мы стали свидетелями целого ряда событий вокруг газового рынка Европы

Не успел начаться новый газовый год (в европейской традиции отрасли стартует 1 октября, знаменуя собой приближение отопительного сезона), как «черные лебеди» закружились вокруг Европы в энергичном танце. Невиданное за последние десятилетия обострение арабо-израильского конфликта, остановка работы еще одного газопровода в Балтийском море, на этот раз между Финляндией и Эстонией, вероятно в результате новой анонимной диверсии, и в довесок угроза новой забастовки на газовых проектах на северо-западе Австралии вытолкнули цены на газ на торговых площадках в ЕС выше $500 за 1 тыс. кубометров впервые с апреля этого года. И это несмотря на то, что в Европе все еще стоит вполне летняя погода, а подземные хранилища заполнены под завязку.

Не оправдавшиеся надежды

Все три события произошли очень кучно на рубеже второй календарной недели октября и в целом имеют достаточно ограниченное влияние на газоснабжение Европы прямо сейчас. Тот же Израиль остановил работу добычной платформы на втором крупнейшем месторождении страны Тамар, что, по данным СМИ, сразу же сократило экспорт израильского газа в Египет на 20%. Именно поставки газа из Израиля обеспечили две трети производства СПГ на египетских заводах в прошлом году. А с августа началось увеличение поставок еще на 50% в соответствии с дополнительной квотой, выданной Министерством энергетики Израиля. Снижение пока незначительное – всего 4–5 млн кубометров в сутки, но сколько оно продлится и ограничится ли этими цифрами, не знает никто. И главное: ответ на вопрос, можно ли Европе всерьез рассчитывать на поставки из этого региона, перестает быть риторическим. А европейцы очень хотели и даже рассматривают возможность строительства подводного газопровода от израильских месторождений через Средиземное море в Грецию и затем Италию (так называемый проект «ИстМед» мощностью 10 млрд кубометров в год). Кстати, крупнейшим акционером и оператором основных израильских газовых месторождений является американская Chevron, что добавляет ситуации пикантности, потому что стачка в Австралии тоже назревает на проектах этой корпорации.

Джинн выпущен из бутылки

В ночь на 8 октября, то есть буквально через несколько часов после начала обострения в Израиле, тревожное известие принесло с Балтики. Оператор финской газотранспортной системы Gasgrid Finlandсообщил о необычном падении давления на газопроводе Balticconnector, соединяющем Финляндию с Эстонией и далее по сети наземных газопроводов с единственным в регионе ПХГ на территории Латвии. Сильное падение давления в системе означало крупную утечку, после чего подача газа в магистраль была остановлена и было заявлено о начале расследования. Два дня спустя президент Финляндии на экстренной пресс-конференции заявил, что происшествие на газопроводе и на телекоммуникационном кабеле вызвано «внешним воздействием» и «не могло быть случайностью». Этот газопровод протяженностью около 150 км и мощностью 2,6 млрд кубометров в год был построен преимущественно на средства ЕС и введен в эксплуатацию в декабре 2019 года. Серьезного практического значения для европейского рынка он не имеет. Максимум – это оптимизация поставок на рынок Финляндии, которая сейчас импортирует газ только через СПГ-терминал в порту Инкоо. Но газ – это сезонный товар, потребности в котором зимой обычно выше, особенно для северной страны. Соответственно, и цены зимой, как правило, выше, чем летом. Почему бы не купить больше газа летом и отправить на хранение в ПХГ Латвии, если ЕС любезно профинансировал строительство газопровода, а в зимнее время поставить дополнительные объемы на финский рынок? Поскольку ремонт может занять несколько месяцев, предстоящей зимой Финляндия, скорее всего, будет лишена такой возможности, и им придется больше газа купить на рынке СПГ. С другой стороны, меньше сжиженного газа нужно будет импортировать в регион (например, через литовский терминал). Так что прямые последствия невелики.

Однако косвенных и символических последствий, не сулящих европейскому рынку ничего хорошего, хоть отбавляй. Во-первых, теперь доказано: те, кто санкционировал, организовал, осуществил и затем в течение года саботировал расследование диверсии на «Северном потоке» и «Северном потоке – 2» год назад, выпустили злого джинна из бутылки. Понятие международной энергетической безопасности девальвировано, атаке анонимно может быть подвергнут любой объект критической гражданской инфраструктуры. Во-вторых, весь этот год страны ЕС и НАТО твердили, что усилят охрану подводных инфраструктурных объектов. А в конце сентября, по сообщению СМИ, провели очередные учения близ берегов Португалии. В результате еще один газопровод и телекоммуникационный кабель повреждены. Президент Финляндии звонит генсеку НАТО Столтенбергу, а тот делает заявление перед встречей министров обороны стран, входящих в альянс, в Брюсселе: «Если будет доказано, что речь идет о преднамеренной атаке против важнейшей инфраструктуры НАТО, то это серьезная проблема, и альянс отреагирует единым и решительным образом». Но факт налицо – еще один газопровод выведен из строя, а НАТО непонятно кому делает очередное последнее китайское предупреждение. Кстати, любопытно будет посмотреть на темпы и характер эстонско-финского расследования по сравнению с их коллегами из Швеции, Дании и Германии по поводу подрыва «Северных потоков».

Европа без гибкости и надежности

На фоне этих двух «черных лебедей» события в далекой Австралии, где работники проектов Wheatstone LNG и Gorgon LNG вновь проголосовали за начало забастовки с 19 октября, кажется чем-то не слишком существенным. Напомним, что угроза забастовки на проектах в Австралии, где производится около 10% мирового объема СПГ (около 40 млн т в год), будоражила газовую общественность все лето. В августе с профсоюзами договорился оператор проекта North Western Shelf – австралийская компания Woodside. Но американская Chevron (оператор Wheatstone LNG и Gorgon LNG общей мощностью 25 млн т в год) стояла до последнего, и соглашение было достигнуто лишь в середине сентября, уже после начала забастовки и при посредничестве властей. Рынки выдохнули, а цены в Европе, которая при сокращении поставок из Австралии оказывалась бы в условиях более острой конкуренции с азиатскими импортерами предстоящей зимой, пошли вниз.

Однако в начале октября профсоюзы заявили, что американцы не хотят в полном объеме выполнять договоренности, и провели успешное голосование по новой стачке. Скорее всего, работодателям и тут придется идти на попятную, но вся эта история показывает, насколько хрупкой является система газоснабжения, основанная на спотовых закупках газа. И какой тяжелой может быть предстоящая зима в Европе, которая теперь лишена гибкости и надежности (не говоря уже о конкурентоспособности), имевших место в период сотрудничества с Россией в газовой сфере. Ну а жить в надежде на то, что «черных лебедей» больше не будет, – то еще удовольствие.