Найти тему
Военно-технический сундук

«Процедура проверки каждого факта победы немецкого летчика над противником длилась порой месяцами…»

В статье приводятся соображения двух советских летчиков-фронтовиков, опубликовавших в 1993 году материал о советских и немецких асах-истребителях, в котором так и не смогли дать однозначного ответа на вопрос – насколько сильно асы люфтваффе преувеличивали количество своих побед?

Советский ас в бою
Советский ас в бою

Очень интересную заметку я извлек из своих архивов, которая опять-таки посвящена летчикам-асам Второй мировой войны, в частности – советским и немецким, столкнувшимся в воздушных баталиях на Восточном фронте. Написана эта заметка двумя бывшими советскими летчиками, которые воевали на фронтах Великой Отечественной и даже сбивали немецкие самолеты. Поэтому к мнению этих специалистов прислушаться все же следует.

Один из авторов - Павел Александрович Богданов (1922-2002 гг.) во время войны был летчиком-истребителем, летал на И-16, Як-1 и на Лавочкиных 5 и 7, лично сбил 7 вражеских самолетов. Правда, есть данные, что личных побед у него не менее 11, но будем оперировать в сторону уменьшения, потому что 7 сбитых – это тоже немало, особенно учитывая, что среди прочего его жертвами стали три «мессера» 109-х и два FW-190. А чтобы завалить эти грозные машины, нужно было вступать с ними в полноценный бой, и потому П. А. Богданов – ас несомненный.

Второй автор – Александр Александрович Щербаков (1925-2013 гг.), Герой Советского Союза, тоже боевой летчик, хотя и не ас, потому что попал на фронт по молодости только в конце войны, зато успел сбить один вражеский самолет. После войны А. А. Щербаков стал летчиком-испытателем, и был известным специалистом по штопору, проведя испытания по этому параметру более двух десятков реактивных самолетов, в том числе всю линейку «Мигов» от МиГ-17 до МиГ-27, а также большинство «Су» и несколько «Яков». Тоже специалист, и его мнение учитывать тоже стоит.

Журнал «Авиация и космонавтика», 1993 г, №№6 и 7
Журнал «Авиация и космонавтика», 1993 г, №№6 и 7

Сама заметка вышла в журнале «Авиация и космонавтика» за 1993 год, в номерах 6 и 7 в рубрике «ВОЗДУШНЫЕ АСЫ». Я уже публиковал в прошлых своих статьях раритетные материалы пера двух этих специалистов, но то были материалы несколько иного рода. А тут впервые поднимается тема доверия к огромным счетам асов люфтваффе, которыми они фигуряли во время войны и после нее. И интересно, что даже эти два специалиста так и не смогли однозначно ответить на вопрос – врали немецкие асы о своих просто ужасающих победах, или не врали?

И хотя в предлагаемой мной статье категорического ответа на этот вопрос так и не появилось, тем не менее, интересен сам ход мыслей этих двух спецов, проследив за которым, каждый из читателей может сформировать собственное мнение на эту проблему. Особенно учитывая ряд материалов, которые появились за те 30 лет, которые прошли с момента публикации этой заметки в журнале «Авиация и космонавтика».

Иллюстрация из первой части предлагаемой статьи
Иллюстрация из первой части предлагаемой статьи

Из истории авиации

ВОЗДУШНЫЕ АСЫ

П. БОГДАНОВ, А. ЩЕРБАКОВ

Вопреки прогнозам представителей люфтваффе, сделанным накануне нападения Германии на Советский Союз о якобы неспособности руководства ВВС Красной Армии провести мероприятия по организации отпора захватчикам, эффективность действий нашей авиации по ходу войны постоянно возрастала. Это были вынуждены признать и сами завоеватели. По их оценке, «после эвакуации многих заводов и конструкторских бюро на восток советская авиапромышленность сделала неожиданно большой рывок, и не только в количественном, но и в качественном отношении по сравнению с другими воюющими государствами».

Так, в январе 1943 года наша авиация располагала 8818 машинами, а к 1 июня 1944 года имела в своем составе уже 14787 единиц. Совершенствовались оперативное искусство и тактика Военно-Воздушных Сил, их взаимодействие с наземными войсками.

Фото советских асов Д. Глинки, В. Лавриненкова и А. Алелюхина из журнала "АиК", 1996, №6
Фото советских асов Д. Глинки, В. Лавриненкова и А. Алелюхина из журнала "АиК", 1996, №6

Неуклонно росло и количество воздушных побед наших летчиков-истребителей. Из их числа свыше 800 асов к концу войны сбили по 15 и более вражеских самолетов, что в сумме составило около 40 процентов от общих потерь немецкой авиации в воздухе на советско-германском фронте. Как видим, эти цифры подтверждают правильность выводов историков о том, что в воздушных схватках верх одерживают преимущественно летчики-асы.

В процессе работы над составлением списка советских асов периода Великой Отечественной войны (а изучить пришлось не одну сотню боевых донесений) мы еще раз пришли к выводу, что разделение воздушных побед на «личные» и «групповые» было, мягко говоря, неудачной формой учета сбитых вражеских самолетов. Достаточно сказать, что о боевых заслугах летчиков-истребителей, а именно при представлении наиболее отличившихся к награждению боевым орденом или Золотой звездой Героя Советского Союза, судили только по числу одержанных ими личных побед.

Фото из журнала: Н. Гулаев
Фото из журнала: Н. Гулаев

Правда, за каждый сбитый самолет-истребитель противника пилоту выплачивалось 1000 руб., разведчик 1500 руб., а бомбардировщик - 2000 руб. Ну а в тех случаях, когда успех в бою достигался слетанной парой, поступали просто: ведущий и ведомый делили деньги поровну.

На наш взгляд, стоит еще раз подчеркнуть: все цифры в публикуемом списке, отражающие количество личных побед советских асов, взяты из боевых донесений.

Фото из журнала: Амет-Хан Султан
Фото из журнала: Амет-Хан Султан

Почему мы решили заострить на этом внимание? Дело в том, что многие авторы и у нас в стране, и за рубежом при составлении такого списка ограничивались, как правило, данными, которые указывались в копии наградного листа на каждого из Героев. Но ведь многие из прославленных летчиков-асов и после присвоения им этого высокого звания увеличивали личный счет победам. Как раз этот факт мы учли. Итак, вот этот список.

И. Кожедуб - 62 сбитых вражеских самолета,

А. Покрышкин 59,

Н. Гулаев - 57,

Г. Речкалов - 56,

К. Евстигнеев - 53,

А. Ворожейкин - 52,

Д. Глинка - 50,

В. Серов - 47,

Н. Скоморохов, А. Колдунов, В. Кубарев и В. Бобров - по 46,

Г. Костылев - 43,

С. Моргунов – 42,

В. Попков - 41,

А. Алелюхин – 40,

С. Луганский, И. Бабак и Н. Кузнецов – по 37,

В. Зайцев, Г. Гультяев и И. Федоров – по 36,

П. Камозин и В. Лавриненков - по 35,

А. Смирнов, П. Гнидо, А. Кочетов, С. Лукьянов, И. Сытов, А. Числов и Ф. Чубуков - по 34,

И. Степаненко - 33,

А. Боровых, М. Зеленкин, М. Комельков, В. Кирилюк, Н. Краснов и А. Куманичкин - по 32,

А. Клубов и А. Ряза нов - по 31,

Амет-Хан Султан, Б. Сафонов, Ф. Архипенко, Б. Глинка, И. Лихобабин, В. Макаров, С. Маковский и П. Пологов - по 30,

И. Шмелев и Л. Шестаков - по 29,

А. Карпов – 28,

П. Головачев – 26,

Б. Ковзан - 24,

П. Покрышев, М. Кузнецов и Е. Савицкий - по 22.

Фото из журнала: А. Куманичкин и В. Попков
Фото из журнала: А. Куманичкин и В. Попков

По нашему мнению, подлинно научный анализ действий истребительной авиации невозможен без учета принятых в годы войны критериев оценок ее боевой деятельности. Например, советским летчикам сбитые самолеты засчитывались при условии подтверждения победы тремя (!) источниками. А если враг был уничтожен за линией фронта, упал в море, реку, болото? Где искать очевидцев и обломки?

Конечно, в таких случаях о результатах воздушного поединка можно было бы косвенно судить по снимкам, сделанным с пленки фотокинопулемета. Но не будем забывать о том, что этим прибором отечественные истребители дооборудовались лишь в конце войны. Факт, согласитесь, немаловажный, если придерживаться правильного подхода к оценке данных, отражающих соотношение побед и потерь нашей авиации и противника. Кстати, этого вопроса мы еще коснемся, когда поведем разговор об асах люфтваффе.

КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ, И НАЧАЛО ВТОРОЙ

-8

Какие они немецкие асы? Этот вопрос в годы Великой Отечественной войны горячо обсуждался нами - летчиками «маршальского» полка. Мы знали их «повадки» в воздушном бою, видели лица пленных, но, согласитесь, этого мало, чтобы узнать противника, и противника, надо признать, достойного по уровню мастерства, но жестокого и коварного. Поэтому всякая информация о нем, поступавшая по официальным каналам, вызывала у нас тогда закономерный интерес. Ведь о ратных подвигах советских летчиков нынешнее поколение россиян знает с детства, а вот о гитлеровских асах «благодаря» умолчанию нашей пропаганды едва наслышано. Попробуем восполнить этот пробел.

Наибольшее количество побед значится в послужных списках таких «прославленных» истребительных эскадр, как 3-я («Удет»), 51-я («Мельдерс»), 52-я (без названия) и 54-я («Зеленое сердце»), чьи пилоты, по мнению командования люфтваффе, отличались особой выучкой и по праву считались новаторами в развитии тактики воздушного боя.

Бой асов
Бой асов

Чаще всего немецкие летчики-истребители действовали группами, составленными из пар и звеньев, эшелонированных по высоте; по мере необходимости обеспечивали резерв самолетов для наращивания сил, но в то же время стремились избегать риска в бою. Их излюбленным приемом в схватке была атака самолета противника после разгона скорости на пикировании, с открытием огня с близкой дистанции и под малым ракурсом. Однако в невыгодных для себя условиях они старались не ввязываться в бой и этим заметно отличались от советских пилотов.

Самым результативным асом люфтваффе считается Эрих Хартманн - личность в среде немецких летчиков довольно известная. Счет воздушным победам он открыл 5 ноября 1942 года на восточном фронте. Своим главным учителем Хартманн считал командира 3-й группы 52-й истребительной эскадры майора Хубертуса фон Бонина. Однако известно, что были у него и другие, не менее знаменитые наставники. В их числе - Герхард Баркхорн, Вальтер Крупински, Гюнтер Ралл.

Фото из журнала: Э. Хартманн, Г. Баркхорн, Г. Ралль
Фото из журнала: Э. Хартманн, Г. Баркхорн, Г. Ралль

Свой основной принцип ведения боя Хартманн формулировал так: «Увидев противника принять решение: атаковать, отвернуть или выждать».

Согласно немецким официальным документам, за годы второй мировой войны Хартманн совершил 1404 боевых вылета, принял участие в 825 воздушных схватках и сбил 352 самолета противника, причем 150-й самолет он уничтожил 13 декабря 1943 года, а последний - 8 мая 45-го.

Впрочем, и самого Эриха наши летчики обстреливали 16 раз; дважды ему пришлось прыгать с парашютом. Однажды он даже попал в плен и все-таки, владея русским языком, сумел обмануть конвоировавших его бойцов и сбежать.

«Мессершмитт» Хартманна был легко узнаваем в воздухе: кок винта выкрашен в черный цвет, на кабине - эмблема в виде алого сердца, пронзенного стрелой, и позывной летчика.

Фото из журнала: В. Крупински, А. Галланд и В. Мельдерс
Фото из журнала: В. Крупински, А. Галланд и В. Мельдерс

Среди немецких асов к концу второй мировой войны насчитывалось 103 пилота, каждый из которых сбил 100 и более самолетов противника. Вот имена наиболее результативных:

Г. Баркхорн - 301,

Г. Ралл - 275,

О. Киттель - 267,

В. Новотный - 258,

В. Батц - 242,

Э. Рудорфер - 222,

Х. Бар и Г. Эрлер - по 220,

Г. Филипп - 213,

Г. Граф - 209,

Т. Вайссенберг - 208,

А. Хафнер и В. Щук - по 204,

Г. Липферт - 203,

В. Крупински - 197,

А. Хаккль - 190,

И. Штейнгоф - 176,

Э. Ланг - 173,

Г. Марсель - 158,

И. Мюнхенберг - 135,

Х. Вик - 130,

Р. Вейс и Х. Шнауфер - по 121,

Х. Лент - 110,

Р. Сейлер и В. Оэзау - по 109,

К. Бюленген -108,

А. Галланд - 103.

Э. Майер - 102,

В. Мельдерс и И. Приллер - по 101.

Высокая результативность звезд люфтваффе, на порядок превышающая аналогичный показатель у советских, американских и английских летчиков, нашей прессой нередко подвергается сомнению и небеспричинно, поскольку, во-первых, «личные» истребители асов противоборствовавших сторон практически не уступали друг другу по своим боевым возможностям, а во-вторых, что наиболее важно, начиная с лета 1943 года война в воздухе велась в условиях полного господства ВВС стран антигитлеровской коалиции.

И тем не менее во всем мире данные о количестве сбитых пилотами люфтваффе самолетов признаются, с некоторыми оговорками, правдивыми.

У авторов нет какого-либо веского основания говорить о явной фальсификации немецкой стороной результатов боевой деятельности своих летчиков-истребителей. Однако нельзя в то же время не учитывать особенностей разработанной ею методики подсчета сбитых самолетов.

Так, для официального при знания воздушной победы требовались: доклад самого пилота, подтверждение факта уничтожения самолета противника одним из участников данного боя и наземным наблюдателем, снимки, сделанные с лент фотокинопулемета, и, наконец, рекомендация командира эскадрильи.

Согласитесь, напарника летчика и его командира можно считать лицами, заинтересованными в засчитывании победы своему коллеге. Сложнее было с ее подтверждением с земли. Ведь оно могло быть получено только в том случае, если сбитый самолет противника падал на территорию, занятую немецкими войсками. В то же время известно, что многим асам люфтваффе дозволялось на протяжении войны вести «свободную охоту», причем преимущественно за линией фронта. После победного завершения таких полетов оставалось полагаться только на то, что командование поверит летчику на слово.

Западные военные историки, ведя речь о результативности асов люфтваффе, часто адресуются к утверждению самих пилотов. Так, Ганс-Иоахим Марсель заявил, что 1 сентября 1942 года за один день сбил 17 самолетов, хотя, по уточненным данным, лишь около десяти.

Ханс Йоахим Марсель (13 декабря 1919 г., Берлин - 30 сентября 1942 г, Сиди-Абдель-Рахман, Египет) - немецкий воздушный ас 2-й мировой войны по прозвищу "Звезда Африки"
Ханс Йоахим Марсель (13 декабря 1919 г., Берлин - 30 сентября 1942 г, Сиди-Абдель-Рахман, Египет) - немецкий воздушный ас 2-й мировой войны по прозвищу "Звезда Африки"

И еще один пример: в немецких архивах ученым удалось отыскать документы, подтверждающие только 150 побед Хартманна. Об остальных же 202 имеются упоминания лишь в его письмах к невесте.

Что же касается фотокинопулеметов, то, во-первых, они устанавливались не на всех типах немецких истребителей и даже не на большинстве из них. Во-вторых, разрешающая способность этих приборов в те годы не позволяла с высокой степенью достоверности констатировать сам факт попадания в атакованный самолет пуль или снарядов, тем более - установить степень разрушения его конструкции. Известны же сотни, даже тысячи случаев, когда наши летчики на поврежденных машинах дотягивали до своих аэродромов и благополучно завершали полет. Сколько же их из таких вот «сбитых» было занесено в послужные списки немецких мастеров воздушного боя - остается только гадать.

В этой связи, на наш взгляд, заслуживает внимания признание одного из бывших представителей командования люфтваффе, который, в частности, заявил:

«Процедура проверки каждого факта победы немецкого летчика над противником длилась порой месяцами. Немудрено, что большинство из них, особенно на заключительном этапе войны, не могли быть подтверждены достоверными источниками. Однако, если командование части брало на себя смелость и засчитывало пилоту сбитый самолет, то можно было с полной уверенностью сказать, что в министерстве этот вопрос будет однозначно решен положительно».

Подвергая сомнению «астрономическое» количество побед-«легенд» люфтваффе, мы ни в коей мере не стремимся умалить их «заслуги» и принизить летное мастерство. Того же Хартманна можно по праву считать кандидатом №1 на звание самого результативного летчика-истребителя второй мировой войны.

Кстати, такая интересная деталь. Плененный нашими пехотинцами в мае 1945 года под Прагой, Хартманн впоследствии был приговорен судом Военного трибунала к 20 годам лишения свободы с отбыванием наказания в лагерях строгого режима за «нанесение экономике СССР ущерба, выразившегося в уничтожении 345 советских самолетов». (По признанию самого пилота, он еще сбил семь американских машин.) Нелепость данного приговора очевидна: обвинять летчика поверженного государства в том, что он мастерски воевал, и объявить его уголовным преступником - это просто ни в какие юридические нормы не укладывается. На Западе данное решение поспешили расценить как официальное признание русскими боевого счета немецкого аса.

Нам неизвестно точно, было ли с Хартманна снято обвинение «в нанесении ущерба», но в 1954 году он, как и все военнопленные, был освобожден и отправлен на родину. Вскоре известный летчик вновь приступил к полетам и возглавил легендарную эскадрилью «Рихтгофен», на вооружение которой к тому времени поступили истребители F-86 американского производства.

Следует отметить, что в нашей стране Хартманн побывал еще раз: в 80-е годы он в качестве туриста посетил Ленинград.

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О ЛЕТЧИКАХ-АСАХ:

21-летняя Лидия Литвяк - первая в мире женщина-ас, попавшая в книгу рекордов Гиннесса

Ганс Йоахим Марсейль – самый скорострельный ас в мире, легко сбивал британские истребители пачками в день

Лучшие асы-истребители Второй Мировой, погибшие не в бою, а совсем случайно. И таких очень много

Асы люфтваффе добились потрясающих побед, но все эти победы - над «желторотиками» на «лакированных гарантированных гробах»