- Валь, а правда, что Юлька уехала-то?! – Лидия Григорьевна смотрела на соседку, – Мне сегодня Алёнка в магазине сказала, а она же соседка Ромкина…
- Правда, баб Лид, правда, – Валентина, местная почтальонша, двоюродная сестра Романа, как обычно, была в курсе всех новостей. Она уже пробежалась по селу и успела собрать последние сплетни. Самые горячие как раз-то и были о Юльке – жене местного фермера Романа.
- А говорят, что она и Кирилла и Вику Ромке оставила, неужто тоже не врут?! – не отставала от женщины старушка.
- Не врут, к сожаленью, всё так и есть… – вздохнула Валентина, – Юлька уехала без детей.
- Да как же это?! Кириллу же всего 3 года, а Вике – 5! Как же они без матери-то?! – возмутилась пожилая женщина, – Что себе эта Юлька надумала-то?! Вот, веришь, никогда она мне не нравилась! Вроде бы, такая вся тихая да скромная, такая спокойная, хоть к ране прикладывай, – никогда слова плохого не скажет. А было в ней что-то такое… Даже объяснить не могу…
- Баб Лид, Вы же ещё вчера хвалили Юлю! Мол, и хозяйка замечательная, и жена прекрасная! И вежливая, и поздоровается всегда, и поговорит, и поможет… Да и не такая уж она и тихая…
- Да разве ж я знала, что она такая! Это ж додуматься надо: сына 3-хлетнего бросить! Дочь 5-летнюю! Ну, ладно, не вжилась с мужем, разошлись – всякое в жизни бывает! Хочешь – уходи на все 4-ре стороны, но детей бросать – такого я ещё не видела, сколько живу! А живу я немало…
- Что сказать… – вздохнула Валентина, – в тихом омуте, как говорится…
- Валь, ты же хорошо эту Юлию знала. Слышала я, что с любовником она укатила. Правда это?! – Лидия Григорьевна прищурилась.
- А мне почём знать?! Я свечку не держала! – покачала головой Валентина, – О любовнике, если честно, слышу впервые…
- Просто говорят, что любовник этот – муж твоей подруги, Катьки, Лёшка. Он ведь только что из Севера вернулся, денег вроде привёз…
- Не надо сплетни собирать, баб Лид! Не знаю я, ни с кем Юлька уехала, ни куда! – нахмурилась Валентина, – И вообще, пора мне. Засиделась я тут с Вами – меня ещё полсела сегодня ждёт!
- Иди, иди! – процедила Лидия Григорьевна вслед почтальонше, – Не хочешь выносить сор из избы – так мы подождём! Всё тайное рано или поздно становится явным!..
… - Валь, мне твоя помощь нужна! – Роман позвонил под вечер, – Не справляюсь я!
- Какая помощь, Ром?! Чем я могу помочь-то?! – удивилась Валентина.
- Слушай, ты ведь дома завтра, посиди с малыми! Завтра ведь выходной. Мне их девать некуда, а работы полно, нужно в поля ехать: уборка полным ходом, а я будто привязанный…
- Э, нет, Ром! – Валентина покачала головой, – Так мы не договаривались! У меня своей работы полно: огороды убирать надо, а я каждый день на работе. Завтра и погоду хорошую обещают, и выходной у меня, наконец-то. Не могу я его потратить на чужих детей. Няньку найми. Или пусть мать твоя с ними посидит…
- Ты же знаешь, мать только руководить умеет да замечания делать, – вздохнул мужчина, – а когда к делу доходит – она сразу в кусты…
- Ну, это да… – протянула Валентина. Она прекрасно знала скверный характер своей тётки и очень сочувствовала в своё время Юлии – той явно не повезло со свекровью: Галина Яковлевна контролировала всё, ей было нужно знать обо всём, что происходит в семье единственного сына, помогать при этом она не спешила…
- Может, у тебя всё-таки получится, – продолжал уговаривать Валентину Роман, – один денёчек…
- Нет, Ром, – твёрдо ответила Валентина, – ищи другие варианты, раз не слушал меня. Я ведь тебе давно говорила, что к жене нужно прислушиваться, что не выдержит Юлька твоя такого прессинга с двух сторон… А ты что говорил?! Правильно, мол, не твоё дело, не суй нос туда, куда не просят… А ведь я прекрасно знала, что происходит в твоей семье. Оно, конечно, может, и не моё дело, действительно, но если бы я не видела, что с Юлькой происходит, может, и не мешалась бы… Но ведь видела же! Предупреждала тебя! А ты не слушал…
- Не слушал… – повторил тихо Роман и задумался: ведь, действительно, в том, что жена от него ушла, и что дети остались без матери, виноват исключительно он. Это он позволил всему этому произойти. Валентина была совершенно права: она ещё на прошлой неделе говорила ему, что Юля на грани, что нужно её отпустить и дать заниматься тем, чем она хочет, но нет же…
- Рома, не позорься! – морщилась Галина Яковлевна, – Женщина работать не должна, тем более, жена такого мужчины, как ты. Что о нас люди подумают?! Правильно, решат, что у нас нет денег: уже и Юльку на работу отправили! Жена должна дома сидеть, дом в порядке держать, детей воспитывать… Юлька твоя и так не справляется, а уж если на работу выйдет – то и подавно!
- Мам, ну, не знаю…. – протянул Роман, – Юля уже давно о работе поговаривает… Надоело ей дома сидеть. Получается, что я её дома закрыл в четырёх стенах и не даю развиваться!
- Насмешил! Развитие, говоришь: на заводе в лаборатории колбочки переставлять! – хмыкнул женщина, – Пусть твоя Юля на огород почаще выходит: сорняками уже всё заросло! Во дворе подметёт пусть, яблоки соберёт – осыпаются! Пусть закрутки делает, обеды готовит… Не поверю, что ей нечем заниматься! А ещё и дети…
- Ей есть, чем заниматься, – вздохнул Роман, – ей просто хочется на работу…
- А зачем ей на работу, ты не задумывался?! – прищурилась Галина Яковлевна, – В деньгах она не нуждается, чем заняться, у неё есть… Я думаю, ей хочется хвостом перед мужиками покрутить: заскучала она, наверное: ты на работе, по соседству одни старушки живут да семьи с детьми… А Юльке твоей, видать, экстриму захотелось!
- Мам, ты не права, – вздохнул Роман, – не нужно так говорить о Юле, она хорошая жена и мать.
- Знаем мы эту хорошую! – ворчала Галина Яковлевна, вспоминая своё знакомство с невесткой.
Роман привёз Юлию из города. Она там училась и работала. Девушка окончила университет и теперь была дипломированным химиком-технологом. Работа девушке нравилась, а вот сельская жизнь – нет. Она никогда не жила в селе и не понимала, как там живут люди.
- Ром, я не представляю, чем я буду здесь заниматься! – говорила Юля, – Я привыкла к постоянному движению, к городской суете, шуму…
- Ничего, занятие тебе точно найдётся! – улыбался парень, – А от шума и суеты ты скоро отвыкнешь: у нас намного лучше. Тишина, птички поют, природа живописная, люди прекрасные…
Роман влюбился в Юлю с первого взгляда: они познакомились на Дне рождения их общего знакомого. После праздника парень провёл Юлию до общежития, в котором она жила. Девушка рассказала, что родителей у неё нет – погибли в автокатастрофе. Воспитывала её бабушка, которая тоже недавно умерла. Квартиру бабушки отсудила её старшая дочь, тётка Юли. Она выставила из неё вещи племянницы и сказала, чтобы она забыла туда дорогу…
- Хорошо, что я успела в вузе отучиться, – говорила Юля, – а то осталась бы без образования и, соответственно, без работы… А квартира – это ничего, заработаю!
Роман не мог понять, как можно жить в городе – в этих каменных джунглях – и ещё и радоваться этому. Он приезжал сюда 2 раза в неделю: привозил овощи в магазины. Мужчина, справившись с делами, спешил обратно: ему было комфортно дома, в небольшом селе. Простор, знакомые лица и любимое занятие. Роман продолжал дело отца: тот тоже был фермером, правда, рано умер: у него внезапно случился инфаркт. Роман любил работать на земле и был хорошим предпринимателем, к тому же по образованию он был агрономом…
Юля пару раз приезжала к Роману в гости. Галина Яковлевна, придирчиво осмотрев девушку, скривилась:
- Ты хоть знаешь, с какой стороны к корове подходить?! – спросила она у худенькой большеглазой незнакомки.
- Нет, а зачем мне это? – удивилась Юля, – Я корову-то и не видела вблизи никогда! Не собираюсь я к ней подходить: вон она какая огромная…
Как оказалось, не видела Юля не только корову. Она понятия не имела, что растёт в огороде: Галина Яковлевна, наверное, в целях проверки, попросила её нарвать петрушки для салата. Юля принесла ботву морковки.
- А я думала, это петрушка, – протянула девушка, – ничем ведь не отличается…
- Да уж, нахозяйничаешься ты с ней! – покачала головой женщина.
Однако Роман был влюблён и не обращал внимания на такие мелочи: «Нужно будет – научится!» – говорил он. В принципе, он был прав. На огороде работать Юля научилась, правда, делала она это, скорее, по необходимости, а не из-за любви к этому самому огороду…
Галина Яковлевна, как могла, отговаривала сына от женитьбы на Юле.
- Она тебе не пара! – повторяла женщина, – Тебе помощница нужна, та, которая думает так же, как ты! Ты должен жениться на такой же, как ты – обычной деревенской девчонке. С Юлькой этой у тебя только проблем прибавится, а толку от неё – ноль!
- Мам, я не корову выбираю – жену! Я люблю её, и она меня любит. Ничего, обживёмся, Юля привыкнет и всему научится…
В конце концов, девушка забеременела, и пришлось сыграть-таки свадьбу. Молодые люди расписались в загсе, а дома устроили только праздничный ужин для своих.
- Неужели мы не могли устроить настоящую свадьбу, гостей созвать, ресторан арендовать?! – возмущалась Галина Яковлевна, – Ты же у меня – единственный сын, деньги у нас есть… Что ж ты меня перед фактом поставил?! Что люди о нас говорить будут?! Скажут, что денег пожалели…
- Мам, Юля не захотела свадьбу для всего села играть: к чему это?! Она здесь никого не знает: перед кем изощряться?! Самых близких собрали, вы нас поздравили… А люди – пусть говорят, раз им заняться нечем…
Юля ездила на работу до самого декрета: ей нравилась её специальность, а вот сидеть дома со свекровью, пока муж занят, ей наоборот нравилось не очень… Галина Яковлевна не давала невестке скучать: она постоянно приходила к ней «учить её жизни».
- Что это у тебя снова не убрано?! – с порога начинала свекровь, – Пол нужно мыть каждый день, чтобы пылью не дышали. А у тебя не мылось уже неделю, наверное…
- Я мыла пол позавчера, – вздыхала Юля, – вчера я на работе была. И сегодня мне, кстати, тоже идти в ночь. Так что Вы бы дали мне отдохнуть: я поспать хотела!
- Ты что, выгоняешь меня?! – вспыхнула свекровь, – Я же к тебе со всей душой! Вот пол вымоешь, ужин мужу приготовишь – и спи, Бога ради!
- Нет, не выгоняю. Просто напоминаю, что мне на работу сегодня… – вздыхала Юлия и отправлялась мыть пол и готовить ужин…
- Что ты со своей работой носишься! Твоя минималка погоды не делает! Сидела бы дома да борщи мужу варила! Вон, рожать скоро, а ты всё на машине носишься да ночами работаешь! А потом дома убраться некогда… – продолжала ворчать свекровь. Она ходила по пятам за Юлей и возмущалась. Юля молча её слушала. Девушка понимала, что лучше не вступать в перепалку: всё равно переубедить Галину Яковлевну невозможно. Поэтому она просто терпела…
- Ничего, вот родишь – и мать от тебя отстанет! – успокаивал жену Роман, – Она будет внуками заниматься. Она мне уже плешь проела: мол, хочу внуков понянчить. Вот пусть и нянчит, а ты отдохнёшь от её придирок…
Однако, когда Юля родила Вику, её отношения со свекровью только ухудшились: до этого она была только плохая жена и никудышная хозяйка, а теперь стала ещё и отвратительной матерью.
- Куда ты её одела в такой лёгкий комбинезон! Она же замёрзнет! Сейчас же переодень! – вопила свекровь, – И окна закрой в доме: холодина, сквозняки – хочешь, чтобы Викуля заболела?!
Женщину совершенно не волновало то, что на улице стоял май, и было очень тепло…
- Тебе нельзя кофе! – выхватывала Галина Яковлевна чашку капучино прямо у Юли из рук, – Пей чай с молоком: он способствует лактации!
- С ребёнком нужно больше гулять! – поучала женщина, – Вывезла коляску к огороду, поставила в тенёчек – и занимайся своим делом, а малышка пусть свежим воздухом дышит. Учись совмещать приятное с полезным!
При этом сама Галина Яковлевна даже с коляской выходила прогуляться всего несколько раз: показать соседям, какая она замечательная бабушка. Зато она каждый день приходила к невестке и методично её воспитывала…
Юля старалась. Старалась быть хорошей матерью и следовать советам свекрови. Старалась быть хорошей женой: готовить мужу обеды и встречать его после работы. Старалась быть хорошей хозяйкой: убиралась в доме и даже, действительно, пыталась работать на огороде, поставив коляску в тень под большую раскидистую яблоню…
- Юль, не выдумывай, отдыхай! – говорил Рома, застав жену за прополкой помидор, – Я сам на выходных всё сделаю. Ты лучше в парк с коляской сходи: там другие мамочки прогуливаются. Может, познакомишься с кем-то, подружишься…
- Ну, правильно, сынок! Давай! – возмущалась Галина Яковлевна, – Я пытаюсь твою жену в чувства привести, объясняю, что здесь ей не город – нужно уметь совмещать приятное с полезным, а ты наоборот… Конечно, она лучше в парк пойдёт, чем в огород помидоры пропалывать! Только ведь помидоры эти зарастут сорняками, а жена твоя будет с колясочкой прохаживаться!
- Мам, ну, возьми ты коляску и пойди погуляй, пока Юля на огороде поработает! Ты же ничем не занята! – пожимал плечами Роман, – Она же не может разорваться: и на огороде, и с Викулей…
- Вы дитё кому рожали?! Мне?! Так я не просила! Сами родили – сами и гуляйте! Скажите спасибо, что я вам здесь каждый день помогаю!
- Мы бы и без Вашей неоценимой помощи прекрасно справились! – тихо проговорила Юля. Она понимала, что начинает тихо ненавидеть свекровь…
Когда Вике было чуть больше года, Юля забеременела вновь.
- Я не буду рожать! – сказала она мужу, – Хочу на работу выйти, когда Вике 2 года исполнится. Я уже умаялась дома в декрете сидеть…
- Юль, чем дома-то ты умаялась?! – Роман иногда повторял слова своей матери, – Родишь второго сразу – поднимать легче будет: уже один раз в декрет сходишь, и работай себе, сколько хочешь!
- Но я не хочу опять пелёнки и памперсы, по второму кругу! – едва не плакала Юля.
- Мать тебе поможет! – обещал Роман, – Да и я всегда рядом…
Юля не могла поступить наперекор мужу. Она родила Кирилла, хоть и не хотела второго ребёнка. Она хотела вырваться из замкнутого круга, а попала в него ещё глубже… Свекровь с мнением сына по поводу второго ребёнка согласна не была: она решила, что Юля так решила сама.
- Зачем вам сразу второго рожать?! – возмущалась она, – Сначала одного поднимите!
Юля молчала, сжав зубы. Она уже жалела о том, что послушала мужа и пошла у него на поводу…
Естественно, со вторым ребёнком Галина Яковлевна «помогала» так же, как и с первым. Зато советы и ценные указания раздавала Юле направо и налево и указывала на её недоделки – это запросто. Юля разрывалась между двумя маленькими детьми, а свекровь ходила за ней по пятам и ворчала.
- А что это ты с детьми гуляешь?! Где Юлька?! – спросила она у сына, встретив его у магазина.
- Я сегодня дома остался, чтобы жене помочь. Устала она с малышами…
- Она, значит, устала, а ты – нет?! От чего ей уставать – от родных детей?! Я в своё время…
Роман не хотел грубить матери: он был воспитанным молодым человеком. Хоть Юля и давно просила его поговорить с Галиной Яковлевной, чтобы та приходила реже, однако он не мог этого сделать: знал, что женщина обидится. Кроме того, Роман понемножку начал проникаться идеями Галины Яковлевны. «А, действительно, чем таким занята Юлька, что так прямо устаёт?! Просто ленится…» – думал он. Юлия чувствовала, что отношение к ней мужа меняется. Она ждала, пока подрастут дети. Женщина хотела выйти на работу: тогда они с мужем будут примерно в одинаковом положении…
Кириллу исполнилось 2 года.
- Юль, рано ещё! – Роман покачал головой, – Совсем маленький Кирюха, тебе его не жалко?!
- А меня тебе не жалко?! – вопросом на вопрос ответила Юлия. Но она решила остаться дома ещё на полгода: как раз до сентября. Тогда уже мужу придётся её отпустить.
Однако к сентябрю Роман заговорил словами матери. Юлия выслушала целую тираду о том, что она должна быть ему благодарна за то, что он содержит семью. О том, что её минимальная зарплата никакой роли в семейном бюджете не сыграет, а вот дети будут брошенными, а им нужно внимание. Да и дом, и хозяйство… Разве у неё будет время этим всем заниматься?!
- Ром, а может, ты попробуешь посидеть с детьми, а заодно заниматься домом и хозяйством?! – не выдержала Юля, – Раз уж это так легко!
- Я деньги зарабатываю! – вскинул голову мужчина, – А у тебя не работа, а хобби – лишь бы не дома!
- Ты меня, конечно, извини, – проговорила Юля, – но мне работа нужна не только как средство заработка. Я хочу работать, чтобы самореализоваться, чтобы общаться с другими людьми, чтобы отвлекаться от домашних дел, в конце концов!
- Я считаю, что это – блажь! – заявил Роман, – Сиди дома и занимайся детьми! – окончил он разговор.
Юля ещё несколько раз пыталась поднять эту тему, однако Роман был неумолим. Галина Яковлевна только исподтишка посмеивалась. Конечно, Юля знала, что это она настроила мужа подобным образом, однако поделать ничего не могла…
- А что это Кирюша опять с соплями?! Ты снова ему шапку слишком лёгкую надевала?! – Галина Яковлевна строго смотрела на невестку, – Я же тебе ещё вчера говорила – одевай его теплее! Ты так и не вымыла эту кастрюлю?..
- Это не Ваше дело! – не выдержала Юля, – Сын болеет не из-за шапки – это вирус…
- Конечно! – легко согласилась свекровь, – Нужно же обязательно малыша в детский сад по любой погоде таскать! Сама дома сидит, а детей готова куда угодно сплавить! Зачем ты снова его туда ведёшь?!
Юля одела сына под упрёки Галины Яковлевны. Вышла из дома, не глядя на свекровь. Она отвела мальчишку в детский сад, крепко его поцеловала, обняла дочь. «Не обижайтесь! – прошептала она детям, – Я вас очень люблю. Просто не могу по-другому…»
… - Как это уехала?! Куда?! – Галина Яковлевна удивлённо смотрела на сына.
- Я не знаю, куда! – развёл руками Роман, – Написала, чтобы мы её не искали… Мол, устала она от такой жизни. Теперь моя очередь воспитывать детей и «быть на хозяйстве»…
- Как она могла?! – вопила Галина Яковлевна, – Она же мать!
- Наверное, вы её, действительно, достали. – пожала плечами Валентина, которую тоже пригласили на семейный совет, – Что ж, братишка, будешь теперь и мамой, и папой… Попробуешь, каково оно…
Роман никогда не думал, что оставаться дома с 2 детьми – это такой труд. Он не успевал убирать – они уже мусорили снова, готовил им кашу, а они требовали макароны. Укладывал их спать, а они плакали и звали маму. Какая уборка?! Какой огород?! Роману некогда было кофе выпить! Галина Яковлевна по-прежнему могла помочь советом, не более. Однако даже она стала реже ходить к сыну: он мог оставить на неё детей «на 5 минут», а возвращался спустя пару часов – убегал по делам. Бабушка с внуками так долго общаться не привыкла…
- Думай, Ром, где может быть Юлька, – вздохнула Валентина, глядя на двоюродного братца, – без неё ты не справишься…
В конце концов, она сказала Роме, где ему искать беглую жену: Юля её просила выждать время, чтобы муж вполне ощутил на себе все прелести декрета, и только потом выдавать её.
Роман нашёл Юлию всё там же – в общежитии, в котором она когда-то жила. Женщина снова вышла на завод лаборантом…
- Я так соскучился! И дети! – Рома обнимал Юлию, – Мы без тебя пропадём! Возвращайся!
- Я тоже без вас не могу! – рыдала Юлия, – Ещё пару дней – и я бы сама вернулась. Не выдержала бы… Но только у меня есть условие! – подняла голову Юля.
- Любые условия! – проговорил Роман, – Только возвращайся!
- Я выхожу на работу, а твоя мама ходит к нам хотя бы через день. Или, действительно, помогает…
… Юля вернулась домой. Ей были рады все: и дети, и Валя, и даже свекровь. Женщина работала, дети ходили в детский сад, а забирала их оттуда, когда Юля была на работе, Галина Яковлевна. Она же гуляла с ними на выходных и даже забирала к себе на несколько часов. Вот так Юлия «воспитала» свекровь и мужа…
Автор: Ирина Б.