1. Шут короля Лира (У. Шекспир. «Король Лир»). Этот второстепенный герой – самый символичный персонаж знаменитой трагедии Шекспира. Он появляется в момент, когда король начинает сомневаться в себе и окружающих людях и таинственно исчезает, когда его повелитель, наконец, в полной мере осознал весь ужас предательства родных, собственного бессилия и непоправимые последствия своей роковой ошибки в отношении дочери. В этой пьесе шут – пассивная фигура. Он не принимает непосредственного участия в действии, а лишь ограничивается меткими замечаниями по поводу происходящих событий.
2. Фесте (У. Шекспир. «Двенадцатая ночь»). Этот шут более активен и смешон, чем его коллега из «Короля Лира». Он дерзит, отпускает оскорбительные шутки в адрес окружающих и открыто высмеивает общепринятые нормы морали. Он весьма проницателен и, судя по его репликам, догадался о маскараде главной героини Виолы. Кстати, девушка по достоинству оценила его ум, отметив, что этот шут слишком хорошо играет дурака. Но Фесте не только комедийный – он еще и мелодраматичный персонаж. Своими меланхоличными песенками он как бы напоминает читателю, что ликующему веселью рано или поздно придет конец – как и человеческой жизни.
3. Вамба (В. Скотт. «Айвенго»). Этот шут – герой своего, средневекового, времени. Он более груб и примитивен, чем шуты пьес Шекспира. Но Вамба – остроумный, смелый и преданный слуга своего господина. Он умеет уморительной выходкой разрядить накаленную обстановку, готов рискнуть жизнью ради спасения своего хозяина. В отличие от шекспировских шутов, он находится в статусе раба. Он на шее носит ошейник с унизительной надписью – «Вамба, сын безмозглого». Тем не менее, он является одним из самых запоминающихся персонажей знаменитого романа.
4. Трибуле (В. Гюго. «Король забавляется»). Трибуле – реальное историческое лицо, шут французских королей Людовика XII и Франциска I. В пьесе Гюго он – умный, но озлобленный на весь мир уродец. Он любит только свою дочь Бланш и лишь рядом с ней вызывает сочувствие читателей.
5. Шико (А. Дюма-отец. «Графиня де Монсоро», «Сорок пять»). Шико – тоже исторический персонаж. Он служил французским королям Генриху III Валуа и Генриху IV Бурбону. Хотя Шико находился при дворе в статусе шута, он оставался дворянином. Он одевался как благородный месье, носил шпагу, был одним из лучших фехтовальщиков Франции и, участвуя в политических интригах, не раз спасал своего короля.