Бывший заместитель начальника разведки командования ВВС, чья предполагаемая роль в попытке государственного переворота в Турции 15 июля 2016 года привела к его аресту и последующему пожизненному заключению, 10 июля представил в суд письменное заявление, в котором раскрыл ранее не разглашавшиеся подробности несостоявшегося путча.
Согласно заявлению, командир ВВС, не согласившийся с нанесением авиаудара по столице Сирии Дамаску в 2015 году, был наказан тем, что его выставили лидером попытки переворота, которая, по мнению многих, была ложной операцией, организованной турецкой разведкой.
После неудавшегося путча президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган построил авторитарный режим, который позволил ему полностью контролировать судебную систему и вооруженные силы благодаря чистке более 150 тыс. государственных служащих и военных.
Бывший бригадный генерал Гёхан Шахин Сёнмезатеш включил в заявление свои показания, в которых он утверждает, что правительство президента Эрдогана планировало авиаудары по Дамаску в период с 2013 по 2015 год. Сёнмезатеш назвал этот план иррациональным и абсурдным, отметив, что он обсуждался на совещании в Генеральном штабе и что ВВС выступили против него. Он добавил, что ВВС утверждали, что российские системы ПВО грамотно расположены в Сирии и что турецкие самолеты понесут большие потери.
Сёнмезатеш пишет: «Исламисты были очень расстроены этим; командующим ВВС в то время был генерал Акын Озтюрк, и он стал мишенью».
Сёнмезатеш утверждает, что Озтюрк оказался прав, заявляя, что сегодня турецкие самолеты не могут даже приблизиться к сирийской границе, не говоря уже о попытках нанести удар по Дамаску.
Связь Озтюрка, выступавшего против предложенного правительством Эрдогана авиаудара по Сирии, с попыткой государственного переворота также обрастает интригующими подробностями.
В начале попытки переворота в июле 2016 года Озтюрк, в то время высокопоставленный член Высшего военного совета, находился в доме своей дочери, расположенном в четырех-пяти километрах от авиабазы Акынчи – предполагаемой штаб-квартиры заговорщиков.
Получив звонок от тогдашнего командующего ВВС Абидина Унала, Озтюрк получил указание отправиться на авиабазу Акынчи и не допустить совершения противоправных действий офицерами, находящимися там. Получив информацию о попытке переворота по звонку Унала, Озтюрк прибыл на базу и встретился с тогдашним начальником Генерального штаба Хулуси Акаром, доставленным туда путчистами. Несмотря на заявление Генерального штаба от 21 июля 2016 г., в котором утверждалось, что Озтюрк в течение всей ночи вместе с Акаром пытался предотвратить переворот, он был арестован. Позднее это заявление было удалено с сайта Генштаба.
Садык Устюн, сотрудник Национальной разведывательной организации (MİT), сыгравший ключевую роль в организации исламистских групп в Ливии в 2011 г., а затем вернувшийся в Турцию для проведения политических операций от имени президента Эрдогана, стал первым агентом, который случайно разоблачил предполагаемый ложный флаг. Устюн позвонил в СМИ и некоторым приближенным к правительству офицерам, когда Озтюрк еще находился дома, и сообщил им, что Озтюрк был организатором переворота.
На фотографиях, сделанных 17 и 18 июля 2016 г., видно, что генерал Озтюрк явно подвергался пыткам и избиениям при задержании.
Нет никаких доказательств того, что Озтюрк, приговоренный к пожизненному заключению, отдавал какие-либо приказы тем, кто участвовал в попытке переворота. Более того, руководители переворота и инструкции, стоявшие за ним, до сих пор остаются неизвестными.
Журналист Муйессер Йылдыз ранее обратил внимание на телефонные разговоры Садыка Устюна в соответствии с судебными документами. «Обратите внимание на время: Акын Озтюрк все еще находится в своей резиденции. ... Он еще не разговаривал с Абидином Уналом и не ездил на авиабазу Акынчи. ... Однако за несколько часов до выступления правительственных чиновников, прокуроров и СМИ Садык Устюн сообщает, что "вероятным военным руководителем переворота является генерал Акын Озтюрк».
В 2020 году Йылдыз был арестован в связи с освещением попытки переворота и провел пять месяцев в предварительном заключении.
По обновленным данным, с 2016 года в Вооруженных силах Турции (ВС) было уволено 24 339 военнослужащих. По официальным данным, в перевороте участвовал 8 651 военнослужащий, что составляет всего 1,5% личного состава TSK. Из них 1 761 человек – призывники и 1 214 – курсанты. Учитывая, что по обвинению в перевороте было осуждено около 150 генералов и тысячи офицеров низшего звена, военные эксперты считают странным, что в попытке переворота участвовало столь незначительное количество военнослужащих.
Лишь 42 высокопоставленных офицера из 325, находившихся на момент неудавшегося путча на действительной службе, смогли сохранить звание или получить повышение после попытки переворота, что подтверждает мнение о том, что исламистское правительство Эрдогана стремилось превратить вооруженные силы в бастион фанатиков и лоялистов. Неудивительно, что первое вторжение турецких войск в Сирию произошло после 15 июля 2016 г., учитывая тот факт, что до первой половины 2016 г. военные явно сопротивлялись военным планам Эрдогана в Сирии, а также его союзу с Россией.
Акар сыграл ведущую роль в чистке армии от тысяч пронатовских и прозападных офицеров. Генералы, выступавшие против военной операции в Сирии, были либо заключены в тюрьму, либо вынуждены уйти в отставку.
В своем письменном заявлении Сёнмезатеш также отмечает, что офицеры были обеспокоены усилением сближения Турции с Ираном и Россией, а также ростом коррупции и отсутствием реакции со стороны судебной системы. Он опровергает официальную версию о том, что за попыткой переворота стояло движение Гюлена, критически настроенное к Эрдогану. Кроме того, он подчеркивает, что некоторые события во время переворота, такие как закрытие моста через Босфор, воздушные операции над городами и размещение солдат, не были частью первоначального плана, и причины этих действий остаются неясными. Во время дачи показаний в суде Сёнмезатеш упомянул о том, что чувствовал себя преданным Акаром, однако он воздержался от раскрытия подробностей из-за угроз, в том числе из-за убийства дочери и обнаружения пули в камере.
После попытки переворота подозрения относительно фальшивой операции еще более усилились в связи с тем, что глава MİT Хакан Фидан, который, по имеющимся данным, не знал о попытке переворота, и Акар, который не смог предотвратить участие своих подчиненных в неудавшемся перевороте, продолжали занимать свои посты. Тот факт, что Эрдоган не снял этих двух деятелей со своих постов, критики расценили как то, что он знал об их причастности. В 2018 году Акар стал министром обороны и в настоящее время является председателем парламентского комитета по обороне. В то же время Фидан в июне был назначен министром иностранных дел.
Истчоник: anfnews.ru