Вездеходы – брутальная техника для поездок по бездорожью. Это известно всем. Но любое средство передвижения создается, как правило, вовсе не для развлечений, а использования в работе или быту. Вездеходы - не исключение. Наиболее известные места их применения: спасательные операции, работа на крупных стройках и месторождениях полезных ископаемых, а также во время охоты и рыбалки. Но не менее важным, можно даже сказать, жизненно необходимым является использование вездеходов в жизни народов, проживающих в отдаленных и труднодоступных районах Крайнего Севера. Однако эта сторона применения вездеходной техники практически не освещена в СМИ.
Нужна скорая? Вызываем вездеход!
Основная функция вездехода - оперативно доставлять своих пассажиров из точки «А» в точку «Б» по местности, где нет дорог. Особенно это важно для больных, находящихся в тяжелом состоянии, когда речь буквально идет о жизни и смерти, а время меряется минутами. Ни для кого не секрет, что машине скорой помощи добраться до отдаленной деревни, стойбища оленеводов или поселка вахтовиков-нефтяников очень сложно. Подчас сделать это можно только на вездеходах. Так, в России несколько лет назад на основе вездехода «Шаман» была создана модель для использования медицинскими работниками. В «Шамане – М» с колесной формулой 8х8, кроме водителя, может размещаться четыре человека медицинского персонала и два пациента.
Все необходимое снаряжение для машины скорой помощи, утвержденной Минздравом, в снегоболотоходе присутствует. Инициатива оказалась очень востребованной. Другие компании вездеходной техники также создали свои вездеходы – кареты скорой помощи, а власти ряда северных и отдаленных регионов с удовольствием закупили эту технику. Сложно подсчитать, сколько жизней таким образом было спасено.
Первый раз в первый класс? Заходите в арктический автобус
Транспортная доступность – важнейший вопрос для жителей труднодоступных регионов и особенно Крайнего Севера. Особенно это актуально для вахтовиков и школьников. В сильные морозы обычная техника замерзает, а порой просто не может проехать по сугробам и льду. А что делать, если обычный автобус с детьми сломается или застрянет посреди дороги в лютый мороз? А ведь это вовсе не голливудский блокбастер, а реальная жизнь. Для решения этой проблемы в следующем году в серийное производство поступит гигантский арктический автобус "Урал-427701". Машина повышенной проходимости имеет дизельный мотор мощностью 310 л.с., полный привод 6х6 и может эксплуатироваться при аномально низкой температуре до -50 градусов по Цельсию. В салоне, где есть даже туалет, могут размещаться до 22 пассажиров. Огромные колеса обладают удельным давлением на опорную поверхность до 0,45 кгс/см2. Для сравнения взрослый человек оказывает давление 0,75 кгс/см2.
На вездеходе утром ранним: железный транспорт для оленевода
В сознании обывателя оленеводы северных регионов страны для передвижения используют лыжи. Это заблуждение. Выпас оленей для народов севера Сибири, Якутии, Камчатки, полуострова Таймыр и других регионов является традиционным видом деятельности. Сложно представить, но в советские годы общее поголовье в оленеводческих совхозах достигало 500 тысяч голов, а для облегчения работы закупались вездеходы и снегоходы. Снабжение было организовано на самом высоком уровне. Сегодня, после кризиса 1990-х годов, оленеводческие хозяйства активно возрождаются. Совершенствуется и техника для выпаса оленей. Массово закупаются современные вездеходы, а также ошейники со спутниковыми датчиками.