В Москве на углу Спиридоновки и Большого Патриаршего переулка стоит городская усадьба, фасад которой практически буквально воспроизводит рисунок фасада Палаццо Тьене (1551 год) в итальянском городе Виченца. Это особняк купца Гавриила Аслановича Тарасова, построенный в 1909—1912 годы. Хотя сам хозяин так и не увидел готовую постройку - он скончался за год до окончания работ.
Дом, названный в журнале «Московский архитектурный мир» «сказкой былых времен», спроектировал Иван Владиславович Жолтовский - признанный мастер неоклассицизма и знаток итальянского Ренессанса. Говорят, что во время строительства работы то и дело останавливалась, так как архитектор уезжал в Италию, чтобы изучить тонкости и принять решение об архитектурных деталях.
Однако, нужно отметить, что особняк является не точной копией творения Андреа Палладио, а скорее “вариацией на тему”. Во-первых, оригинальный итальянский дворец был выстроен из дорогого натурального камня - гранита и мрамора, в то время как в московском варианте используется обычный бетон с добавлением гранитной крошки и недорогие искусственные материалы, которым придавали вид дорогих. Кроме того, Жолтовский меняет пропорции здания, нижний ярус фасада превосходит по высоте верхний, становясь парадным. А во дворцах эпохи Возрождения наоборот, первый этаж, как правило, был техническим.
Отличается и планировка: ренессансные палаццо имели замкнутую симметричную планировку, а усадьба на Спиридоновке - это комплекс зданий, образующий разновеликое замкнутое каре вокруг внутреннего дворика. Главный двухэтажный дом имеет Г-образную форму: коротким, парадным фасадом он выходит на Спиридоновку, а длинным — на Большой Патриарший переулок. На западной границе участка находится лишь одноэтажный корпус служб.
На первом этаже особняка, ориентированном продольно Спиридоновке, находилась парадная анфилада комнат, со стороны переулка были предусмотрены помещения для конторы «Товарищества мануфактур братьев Тарасовых», на втором этаже — жилые покои семьи владельца.
Единственный вход с улицы был расположен в дальнем от перекрёстка углу по переулку. С этой же стороны можно было попасть во внутренний двор через широкий трёхарочный проезд со сложным сводчатым перекрытием, поддерживаемым пилонами и колоннами. Над главным проездом была устроена открытая терраса, которая соединяла две части дома. В советское время, террасу закрыли, а проезд заложили, устроив на его месте теплую залу с колоннами.
На контрасте с суровой строгостью фасада интерьеры особняка были решены ярко и нарядно. В них присутствует множество стилизаций под реально существующие итальянские постройки. В основе всех интерьеров — контраст гладких, светлых стен и богато декорированных потолков с глубокими кессонами и живописными плафонами.
Для разных помещений были выбраны образцы, принадлежавшие к различным ренессансным школам. Хрестоматийные мифологические сюжеты «Персей и Андромеда», «Персей с головой Медузы», «Даная» и др. выполнили художники Игнатий Нивинский и Викентий Трофимов, в нескольких помещениях первого этажа имеются плафонные композиции и фризы работы Евгения Лансере.
После Октябрьской революции здание было национализировано. До 1937 года его занимал Верховный Суд СССР. В 1937 году в дом Тарасова въехало посольство Германии, в послевоенные годы его занимало посольство Польши. С 1979 года в доме располагается Институт Африки Российской Академии наук.
Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте 👍 если было интересно и подписывайтесь на наш канал на Дзене и в Телеграм.
Читайте также:
#armos #архитектура #москва #город #палаццо