Найти тему
ЭКСКУРС TV

ЗАГАДКИ КИЗИЛТАША | ГОСГРАНИЦА, ЯДЕРНЫЙ СКЛАД И МОНАСТЫРЬ

Таракташ - государственная граница

Таракташ - это государственная граница. Да-да, не удивляйтесь! Сейчас, конечно, село входит в горсовет Судака и никакой границы тут нет. Но в прошлом по Таракташу граничили между собой Генуэзское консульство (а позднее – Кефинское наместничество Оманской империи) и Крымское ханство. Особенно разительным контраст по границе был в первом случае, когда из христианского мира долины ты попадал в строгий, исламский мир крымских гор. Население Таракташа, наверное, было самым патриотичным среди всего населения полуострова - к 1897 году, после нескольких волн эмиграции крымских татар в Турцию, здесь из 1380 проживающих человек 1371 были крымскими татарами! Правда, в 1944-м их уже никто не спрашивал. В селе сохранилась даже старинная мечеть Аджи Бей.

Кизилташский монастырь

Относительно недавно, в середине XIX века, в Кизилташе появляются монахи, и здесь был основан монастырь. Самым его примечательным наставником был, пожалуй, отец Парфений. В нём чудесным образом сочетались высокая духовность с техническим умом и практической хваткой. Отец Парфений был талантливым инженером, и уже находясь в сане изобрёл и внедрил “способ легчайшего подъёма затонувших грузов”. С помощью приспособлений отца Парфения были подняты затонувшие корабли со дна Севастопольской бухты. Увы, его жизнь оборвалась трагически - его застрелили на лесной дороге между Таракташем и Кизилташем, как раз вскоре после перевала, на который я карабкался. Военно-полевым судом трое причастных к делу крымских татар были осуждены и казнены, однако последующие расследования показали, что приговор вынесли ошибочно... В середине ХХ века по личному приказу Лаврентия Берии монастырь взорвали, в скалах прорыли тоннели, и Кизилташ, ставший к тому времени Краснокаменкой, превратился в закрытый военный городок “Феодосия-13”, в недрах которого хранился арсенал ядерного оружия.

Феодосия-13

Что такое Кизилташ? Это старинное татарское сельцо на землях, которые формально никогда не входили в состав Крымского ханства, если не считать короткий период его "независимости" накануне первой аннексии. Это своеобразное приграничье времён владения Каффой и Солдайей генуэзцами. По линии Отуз-Кизилташ-Таракташ проходила граница между владениями Генуэзской торговой республики и Крымского сначала юрта, а потом ханства.

В советские годы в Краснокаменке (редкий случай "переводного" переименования, когда татарское название просто перевели на русский язык) был создан так называемый объект №712, он же "База хранения ядерного оружия в подчинении 12-го Главного управления Министерства Управления, отвечающего за ядерно-техническое обеспечение и безопасность. Базу расположили в теле горы Кизилташ.

С точки зрения "просто так найти" место, конечно, хорошее. Но с точки зрения подъездных путей решение не логичное. Дорога из Отуз в Кизилташ - это полутораполосный серпантин, дальше на Феодосию не лучше, ближайшая станции во Владиславовке и Феодосии, почти 40 км. "Сложиться" на такой дороге, особенно по зимнему гололёду и снежку, пара пустяков. В общем, "изделия" должны были быть очень малогабаритными.

"Объект" в горе начали строить в 1950 году, руководили строительством ленинградские метростроевцы, при этом по факту на стройке работали заключённые, специально отобранные для этих целей, имевшие допуск по “форме 1” и имевшие опыт шахтных работ. Официально строили "рудник", "бетонный завод", "дизель-электростанцию", проводили "горные работы". Разумеется, даже специально отобранным зэкам в сформированном для этого ИТЛ никто реальных целей не разглашал.

Грузы для всего этого добра поставлялись через станцию Сарыголь Сталинской железной дороги. Станцию впоследствии переименовали в Айвазовскую, а дорогу сначала в Приднепровскую, а затем в Крымскую. Почему не в Феодосию? Слишком людно, заметно и небезопасно: главная станция Феодосии находится в самом центре города, на набережной, возле порта и пляжа.

К 1955 году был пройден тоннель и сооружён главный зал высотой 20 метров, что существенно выше станций метрополитена. Входы в тоннель перекрывались гермозатворами массой в несколько сотен тонн, а по внутренней сети ответвлений и залов были проложены рельсы для перемещения вагонеток с грузом. К "базе" прилагалась вся инфраструктура, от жилых домов до яслей, садика, школы и стадиона.

Ради маскировки базы офицеры были одеты в морскую форму, так они не выделялись на фоне служащих базы Черноморского флота в Феодосии. Почтовые отправления приходили в почтовые отделения сначала Симферополя, потом Феодосии, телевидения не было, связь только служебная, выехать из посёлка можно было только по служебной надобности либо в отпуск. Заехать постороннему можно было даже не мечтать, пройти ущелье от Отуз до Таракташа, как сейчас, не получилось бы.

А потом вся эта игрушка сломалась. В 1991 году распался СССР, все ядерные заряды по трёхстороннему соглашению между Украиной, США и Россией, вывезли на территорию страны-правопреемницы СССР, с посёлка сняли секретность. Не знаю, есть ли сейчас охрана непосредственно на въезде в "объект 712", но военные тут точно есть. Хотя большинство баз и казарм стоят наполовину разрушенными, часть из них отремонтировано и действует стрельбище. КПП с обеих сторон посёлка пустуют.

Напоминаем вам, что вы можете поддержать наш канад на Бусти

Дорогие друзья! Наш канал проводит исследование по средствам индивидуальной мобильности, которые стали новой транспортной реальностью наших городов. Мнения о них порой полярны, поэтому мы просим вас помочь нам и пройти опрос