Я где добрый - а где беспощадный. Это я так всегда говорю своим оппонентам, чтобы они меня до белого каления не доводили.
У меня если начинают какие-то дела на определенную тему подваливать - это значит серия началась, как у маньяка какого-нибудь. Вот было, например, у меня четыре дела о разборках промежду соседей - и тут пятое привалило.
Это только наивные люди думают, что проблемы с соседями заканчиваются тогда, когда человек вместо квартиры приобретает себе дом. Мол, отгорожусь я от соседей забором и будет мне счастье, потому что мой дом - это моя крепость, и никакой сосед мне будет не указ.
Это вы, граждане, сильно заблуждаетесь. Проблем с соседями у вас не будет только в одном случае: если вы дом себе приобретете в глухом лесу. Да и то, знаете ли, не гарантия - то лесник в гости забредет со своими претензиями, то медведь, а то на соседнюю полянку компания какая заедет с палаткой, попробуй, прогони, если на крыше станковый пулемет не установлен.
А если вы дом приобрели не в лесу и не на высокой-высокой горе, вы приготовьтесь к тому, что с соседями у вас проблемы будут в обязательном порядке. Будут у вас скандалы по поводу того, где на самом деле проходит межа между участками, по какой причине сосед прихватил к своему участку кусок дороги перед домом, какого ляда его собака душит ваших кур и другие милые соседские терки.
В общем, обратилась ко мне хорошая моя знакомая давнишняя по поводу земельного конфликта с соседом.
Ситуация, на самом деле, для постороннего наблюдателя смешная, а для тех, кто в ней варится - противнючая. У них с соседом два смежных участка с домами. И участки не такие, как современные домовладельцы привыкли - по 6-12-24 сотки, а то и по паре гектар. Нет. Участочки маленькие совсем, буквально по паре соток, это старая часть города, которую еще с начала прошлого века маленькими домишками застраивали.
Конфликт с соседом у моей знакомой застарелый. Точнее, это у ее соседа с ней конфликт. Он, как в той старой частушке про тещу, мимо ее дома без шуток не ходит: то в забор чего просунет, то в окошко чего покажет неприличное. Ему очень удобно в окошко чего-нибудь показывать, потому что у него дом и сарайка капитальная стоят прямо по границе, которая проходит между их участками. Так построили в свое время и ничего с этим не сделаешь.
Знаете, какая еще имеется закавыка в случае с частным домом?
Его периодически надо ремонтировать. Никуда от этой обязанности не деться. В целом, дом надо иногда ремонтировать и если он многоквартирный, но в этом случае, все-таки, соседи делают ремонт сообща (и иногда в процессе ремонта тоже скандалят и устраивают друг другу веселую жизнь). Но свой дом - дело другое: тут подмажь, там подкрась, здесь крышу поменяй, и вся эта история вылазит достаточно регулярно.
И если одна из стен дома (и капитальной сарайки, на чем я категорически настаиваю) соприкасается с границей соседского участка, то для ремонта этой стены у соседа есть два варианта.
Первый - наладить отношения с соседкой. Взять пузырь приличной самогонки (лучше два) и коробочку конфет-ассорти, прийти в гости и наладить.
Второй - пойти в суд и потребовать установить сервитут. Сервитут - это право ограниченного пользования чужим участком. Он бывает публичный, а бывает частный, и углубляться в различия я не буду, просто поясню, что при установлении сервитута человек получает право прохода, проезда через чужой участок, но не получает на него право собственности.
Устанавливается частный сервитут в том случае, если, к примеру, для осуществления этих самых проезда или прохода к вашему объекту родной сердцу недвижимости имеется один единственный путь - через земельный участок, который вам не принадлежит.
В общем, я не знаю, почему сосед не пришел в гости к моей знакомой с бутылочкой самогона, а сразу помчался галопом в суд с требованием об установлении сервитута. Может, у него самогонный аппарат сломался, а может он по принципиальным соображениям с соседками перемирие не заключает. Факт остается фактом - было подано исковое заявление об установлении сервитута на небольшие куски земли на чужом участке с целью проведения ремонта стены дома и капитальной, подчеркиваю, сарайки.
А потом представитель соседа взял, да и предложил заключить мировое соглашение. Мол, мы отказываемся от исковых требований, а вы соглашаетесь на установление этого клятого сервитута, который будете предоставлять два раза в год на две недели для проведения ремонтных работ.
Знакомая моя подумала, да и согласилась. Чего судиться? Действительно, надо человеку его имущество ремонтировать. Юрист соседа текст мирового соглашения составил, она подписала, суд утвердил.
И вот тут, понимаете, началась история из серии "пусти свинью за стол - она и ноги на стол".
Казалось бы: пошли с тобой на мировое соглашение, дали тебе эту самую возможность проводить ремонт, заходить на участок - ну и веди себя прилично. Так ведь нет: начались скандалы - вырубите вот здесь куст каркаде, он мне ходить мешает, а здесь перенесите дорожку, а тут отодвиньте скамейку, потому что сейчас я по всей длине вашего участка, который мне в пользование даден на 28 дней в год, буду бетоном отмостку к сарайке и к дому заливать.
И, как это водится у соседей, одни полицию вызывают, другие приставов: нормальные добрососедские отношения.
Вот на этом самом этапе, когда уже мировое соглашение судом утверждено, сервитут установлен и две противоборствующие стороны навострили штыки и выкапывают из под яблонь публеметы, моя знакомая ко мне и обратилась и всю эту эпопею поведала. Помоги, говорит, дорогой юрист-юморист, мне куст каркаде спасти. А то сосед мне скоро весь участок бетоном зальет.
Понимаете, да? Все как всегда: не до, а после.
Сделай, говорит, пожалуйста, что-нибудь, потому что жизни от него нет.
А что я сделаю? Почитал я это самое мировое соглашение - ад адский, конечно. Так всегда бывает, когда с противной стороны юрист работает, а с вашей только вы сами, вооруженные теоретическими знаниями о судебном процессе. Мировое составлено так, что сосед во всех смыслах в своем праве, а знакомая моя ему только должна. И по смыслу этого самого мирового соглашения он действительно может и отмостку эту чертову залить, и требовать в связи с этим изничтожения злосчастной суданской розы. Вот так оно составлено.
На самом деле, если очень постараться, даже при таких условиях человеку можно устроить веселую жизнь. Но стоит ли цапаться? В конце концов, не каркаде единым. Ну, зальет он эту отмостку, да и успокоится. Дай, думаю, позвоню мужику и попытаюсь с ним как-то добром договориться, попрошу ширину отмостки уменьшить, пойти на какой-то компромисс. Дело-то, по большому счету, выеденного яйца не стоит.
Звоню, представляюсь: мол, такой-то я, представитель соседки вашей, есть предложение встретиться и обсудить сложившуюся конфликтную ситуацию для совместного поиска конструктивного выхода - и нарываюсь на такой густопсовый мат с наездом, что у меня уши в трубочку сворачиваются. Орут хором сосед с женой его, рассказывают, куда мне пойти и чем там с самим собой и близкими моими родственниками заняться.
Был бы я не юрист-юморист сорока шести лет отроду, который в силу жизненного опыта и профессии научился себя в руках держать, я бы, наверное сорвался, приехал после этих слов к соседу этому в гости, предварительно позвонив знакомым полицейским и попросив для меня камеру поуютней зарезервировать. Но, спасибо УК РФ, в руках я держать себя умею. Не поехал я никуда.
Знаете, почему нельзя всерьез злить юриста, особенно умного и въедливого?
Если вы разозлите такого человека, он начинает заниматься вами всерьез.
Вот и я, немного посидев и выдохнув после услышанного, полез, для начала, перечитывать то самое мировое соглашение о сервитуте. И после третьего прочтения обнаружил в нем одну странную деталь, которую не заметил сразу: в тексте соглашения упоминается один жилой дом и один кадастровый номер, но сервитут установлен для ремонта двух капитальных зданий.
И вот тут у меня стал складываться план изящной и от этого еще более гадской мести.
Лезу я в ЕГРН, проверить свою догадку, и обнаруживаю, что по этому самому адресу на кадастровом учете имеется только один-единственный жилой дом небольшой площадью.
А никакой сарайки на кадастре не стоит. Самострой это. Причем самострой капитальный, по всем признакам, в том числе и потому, что именно к этой самой сарайке сосед и собирается бетонную отмостку приделать.
Вы себе представляете, как я в этот момент обрадовался?
Разумеется, когда суд утверждал это самое мировое соглашение о сервитуте, он даже не попытался проверить: а вообще, строения-то, которые обслуживать надо, на кадастровом учете стоят, или нет? Принес истец выписку, что у него на этом участке дом в собственности, стороны решили мировое соглашение заключить - оно судье надо проверять дело дальше, выяснять, на каком основании там эта самая сарайка?
Разумеется, нет. Сосед же судью на три клавиши в пешее эротическое путешествие не посылал. Он меня послал. И зря.
Потому что он у меня теперь эту самую сарайку, как объект незаконного строительства, который нарушает права третьих лиц, разберет собственноручно по кирпичику.
Не сразу, разумеется, примерно через год. Пока судебная строительная экспертиза, пока апелляция, пока кассация, пока я приставов напинаю - но через год у обматюкавшего меня соседа на участке начнутся серьезные строительные работы по демонтажу сарайки, это я гарантирую.
А все почему? Потому что нельзя на юристов матюкаться. Дороже выйдет. Всего-то и надо было - выслушать культурно, да сдвинуть эту самую отмостку сантиметров на тридцать. И сарайка бы стояла, и расходов бы на суды (вполне приличных, надо заметить, расходов) не было.
А теперь будут. И сарайка теперь уже не соседа - это теперь сарайка Шрёдингера.
Потому что она вроде бы есть - но ее уже нет.
Дочитали статью? Понравилось? Поставьте публикации лайк и подписывайтесь на канал "Юрист-юморист" - однозначно лучший канал в "Дзене"!