Найти тему
Мир глазами историка

Родина в обмен на иллюзии: запутавшийся академик Сахаров А. Д. Продолжение

Сахаров А. Д. и Боннэр Е. Г. Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки
Сахаров А. Д. и Боннэр Е. Г. Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки

Всем известна реплика, призывающая не переходить на личности. Но, если речь идёт о конкретных людях, в том числе и известных людях, людях, оставивших значительный след в истории, то как же можно обойти их личностные качества и личную жизнь? В противном случае рассказ будет совершенно необъективным.

В становлении Андрея Дмитриевича Сахарова как политического диссидента сыграли свою роль и черты его характера, о чём речь шла в предыдущих материалах в том числе — "Родина в обмен на иллюзии: запутавшийся академик Сахаров А.Д.", "Учебник по обществознанию или по вранью?", "Несколько заметок об Андрее Сахарове". И, конечно же, никак нельзя было обойти вниманием его вторую супругу Елену Георгиевну Боннэр. Многие считают её, и не без оснований, неким злым гением академика-диссидента. В упомянутых публикациях описан один интересный эпизод, весьма и весьма характеризующий истинный характер отношений Сахарова А.Д. и Боннэр Е.Г.

Отчим Елены Боннэр Геворг Алиханян. Фото это и следующие - с сайта "Ноев ковчег
Отчим Елены Боннэр Геворг Алиханян. Фото это и следующие - с сайта "Ноев ковчег

-3

-4

Русская пословица гласит: яблоко от яблони не далеко падает. Кто же такая эта Елена Георгиевна Боннэр? Родилась известная "правозащитница" в далёком 1923 году в Средней Азии (Туркестане), куда революционная деятельность занесла её родителей: армянина Левона Саркисовича Кочарова (Кочаряна) и еврейку Руфь Григорьевну Боннэр. Интересно, что по опубликованным воспоминаниям, все близкие, в том числе и академик Сахаров А.Д., звали Елену Боннэр Люсей. По опубликованным сведениям, при рождении ей дали имя Лусик, отсюда. видимо. и Люся. Как явствует из её же воспоминаний, настоящий отец её умер через год после рождения дочери. а мать вышла второй раз замуж опять за армянина Геворка Саркисовича Алиханяна (Алиханова). Алиханян Г.С. в коммунистической партии с 1914 года, где сделал себе неплохую карьеру, побывав и первым секретарём ЦК КП(б) Армении, и в Ленинграде среди приближённых Кирова Сергея Мироновича, и в Москве, став одним из руководителей Коминтерна. Но не смог пережить репрессии 1930-х годов. Вслед за ним была арестована и его жена Боннэр Р.Г. член ВКП(б) с 1924 года, оба реабилитированы в 1954 году. Алиханян Г.С. посмертно, а Боннэр Р.Г. дожила до триумфа своей дочери и умерла в 1987 году.

Сама Лусик Алиханян или уже Елена Боннэр оказалась довольно инициативной девушкой. Вообще её можно смело причислить к тогдашней "золотой молодёжи", известные первые близкие отношения у неё были с сыном знаменитого поэта Эдуарда Багрицкого Всеволодом Багрицким. Очень показательный круг знакомств: Багрицкий, Светлов, Малевич, Бабель — чекистско-богемная среда.

А век поджидает на мостовой,
Сосредоточен, как часовой.
Иди — и не бойся с ним рядом встать.
Твое одиночество веку под стать.
Оглянешься — а вокруг враги;
Руки протянешь — и нет друзей;
Но если он скажет: "Солги", — солги.
Но если он скажет: "Убей", — убей.

Стихотворение Эдуарда Багрицкого "ТВС" в память о Дзержинском Ф.Э. (1929 год). В советской школе это учили, между прочим.

В 1940 году после окончания школы поступила в ГПИ им. А.И.Герцена в Ленинграде на вечернее отделение. Но, судя по всему, не окончила, так как по некоторым данным в начале войны летом 1941 года была мобилизована на фронт в качестве медсестры, так как ещё до войны получила соответствующую квалификацию и стала военнообязанной. По другим данным была эвакуирована и смогла поработать воспитателем в интернате, но была уволена за ненадлежащее исполнение обязанностей. Конкретный повод — игра с подопечными в карты на деньги. Как бы то ни было, но до конца войны Елена Боннэр прослужила медицинской, а затем и старшей медицинской сестрой на бронепоезде, была ранена, войну закончила в мае 1945 в Австрии. И войну, как ни странно, закончила в офицерском звании, не относясь ни к врачебному, ни к командному составу. После войны в 1946 - 1953 годах окончила медицинский институт в Ленинграде, едва не вылетев за свои политические высказывания. Её "первая любовь" Багрицкий-сын погиб в 1942-м, отправившись на фронт военным корреспондентом, несмотря на свой "белый билет" из-за сильной близорукости. До этого успев присвоить авторство одного из стихотворений Осипа Мандельштама, Всеволод Багрицкий тоже писал стихи и издавался, хотя и не стал столь же знаменит, как отец. Наверное, сложно сказать, что было в его порыве идти на войну — патриотизм или замаскированная форма самоубийства.

Боннэр Е.Г. в 1945 году. Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки
Боннэр Е.Г. в 1945 году. Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки

Боннэр Е.Г. в 1960-е годы. Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки
Боннэр Е.Г. в 1960-е годы. Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки

В начале 1950-х Боннэр Е.Г. вышла замуж за однокурсника Ивана Семёнова, делает не колоссальную, но некоторую карьеру — зав. учебной частью в медицинском училище в Москве, печатается в таких раскрученных тогда изданиях как "Литературная газета", журналы "Юность", "Нева", редактор в ленинградском отделении издательства "Медгиз", и ещё много-много где — и на радио, и в Союзе писателей. В 1965 году Елена Боннэр вступила в ряды КПСС. В том же году она развелась со своим первым мужем Семёновым И. Но, вообще, с именем Елены Боннэр в 1940 - 1950-е годы связывает несколько сомнительных, мягко скажем, историй. Одна из наиболее нашумевших — её роман во время войны с неким высокопоставленным хозяйственником инженером Михаилом (Моисеем) Борисовичем Злотником, который в связи с этими... "обстоятельствами" убил свою жену и сел на десять лет по приговору суда. Некоторые считают, что публицист Лев Шейнин в остросюжетном рассказе "Исчезновение" изобразил Боннэр Е.Г. в персонаже "Люся Б.". В публикациях сети Интернет, например, можно прочитать и историю о том, в 1950 году после рождения дочери Татьяны Елена Боннэр поздравила двух счастливых отцов — мужа и некоего успешного хозяйственника Якова Киссельмана, который, правда, в связи со служебной необходимостью вынужден был обитать больше на острове Сахалин (Н. Н. Яковлев книга "ЦРУ против СССР").

Ну а после смерти первой жены академика Сахарова Андрея Дмитриевича наступил черёд самого успешного проекта Елены Георгиевны Боннэр (или всё же Лусик Геворгиевны Алиханян? или Лусик Левоновны Кочарян?). По числу старательно и настойчиво собранных ценой здоровья, честного имени и отношений с детьми академика-диссидента премий и грантов госпожа Боннэр, возможно могла бы попасть в книгу рекордов Гиннеса.

Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.