Найти тему
частные суждения

Попытка христианской трактовки мультсериала «Утиные истории».

Когда-то Скрудж, один из главных персонажей диснеевского мультсериал «Утиные истории», не был уткой. Его звали Эбенизер Скрудж, и он был, что называется, «офисной сукой» мужского пола. Безжалостным к своим подчинённым начальником, идущим на всё, чтобы сэкономить корпорации хотя бы грош — разумеется, за счёт простого офисного планктона. Точнее, за счёт своего единственного клерка, поскольку жил он в Англии XIX века и был единственным владельцем небольшой компании (его партнёр Джейкоб Марли умер семь лет тому назад).

Иллюстрация к Диккенсу.
Иллюстрация к Диккенсу.

Речь идёт о главном герое знаменитой «Рождественской песни в прозе» Чарльза Диккенса, в которой с этим самым Скруджем происходят разные сказочные приключения. В итоге он становится другим человеком, добрым и щедрым. Разумеется, эти чудеса происходят по воле Господа и притом в праздник Рождества. Вся сказка связана как раз с праздником и её мораль заключается в том, что Господь в силах исправить даже самое заскорузлое и очерствевшее сердце грешника. Если, конечно, захочет.

Кадр из экранизации «Рождественской песни», 2019 г.
Кадр из экранизации «Рождественской песни», 2019 г.

Но как быть, если грешник активно сопротивляется своему превращению в праведника? Что, если бы Скрудж, вопреки всем чудесам, явленным ему, остался твёрд в своих убеждениях и помер нераскаянным? Ведь свободная воля, согласно христианским богословам, это бесценный дар самого Господа сотворённому им человеку. Отнять её он не может (точнее, может, но не хочет), и если грешник твёрдо решил остаться таковым, то остаётся только принять его волю.

Кадр из серии «Диско-ад» сериала «Рокеры», 2001 г.
Кадр из серии «Диско-ад» сериала «Рокеры», 2001 г.

То есть нераскаявшийся и не избавившийся от своей скупости Скрудж должен был оказаться в аду. Не потому даже, что он недостоин рая (хотя он в самом деле недостоин), а потому, что любое место, даже райское с точки зрения праведника, если оно не будет соответствовать его представлениям о должном и правильном, станет для него адом — с его субъективной точки зрения. Что наглядно показано в одной из серий американского мини-сериала «Рокеры», где посмертный «диско-рай» оказывается адом для тру хард-рокеров.

Мир Диснея.
Мир Диснея.

Итак, Скрудж умер и душа его отправилась… а куда? При жизни он был неверующим и о ином мире не думал вовсе, сосредоточившись на делании денег и их сохранении. По милосердию Господнему, он должен оказаться в таком месте, которое будет полностью соответствовать его сердечным пристрастиям. И миром, в котором оказалась душа скупца, вполне может оказаться диснеевский. Почему бы и нет? Если у туриста нет никаких конкретных предпочтений, кроме какого-то одного желания, то всё остальное за него решит туроператор.

Современный фанарт. Или нейросеть.
Современный фанарт. Или нейросеть.

Так появился разумный селезень Скрудж МакДак. Разумеется, шотландского происхождения (кем ещё может быть скупец в англоязычной культуре), вынужденный с детства зарабатывать себе на жизнь чисткой обуви (что показано в серии про счастливый 10-центовик), но благодаря прилежанию и экономии ставший «самым богатым селезнем в мире»(с). Причём характер мультяшного Скруджа заметно изменился в лучшую сторону по сравнению с диккенсовским прототипом. У Скруджа МакДака есть родня (в первую очередь — его племянники, главные герои мультсериала), которую он очень любит. Может, самую малость меньше, чем свои богатства. Причиной такого позитивного изменения стал несколько иной, чем у оригинала, жизненный путь, внушивший ему ценность семьи и близких.

Братья Гавс, фанарт.
Братья Гавс, фанарт.

Как и оригинал, этот Скрудж очень боится за сохранность своих денег. И у него есть на то причины — банда братьев Гавс постоянно ищет способы украсть скруджево золото. В этом мире удовлетворены не только желания Скруджа (стать самым богатым в мире), но и его тревоги (ведь они — те же желания, только в инвертированной форме) получили зримое материальное воплощение. По мультсериалу хорошо заметно, что Скрудж-селезень, в отличие от Скруджа-человека, добровольно замкнувшегося в своей конторе, идеально соответствует миру, в котором он живёт, а мир — его представлениям о должном и правильном. Даже в негативном плане, то бишь наличии в нём грабителей. Логика скупца вполне очевидна — если есть богатство, принадлежащее какому-то богачу, то есть и завистники, которые хотят это богатство присвоить. Богач в свою очередь должен всеми способами своё богатство защищать от всяческих посягательств.

Постер «Крутого мира», 1992 г.
Постер «Крутого мира», 1992 г.

Тема взаимопроникновения миров мультфильмов (а также комиксов) в нашу реальность неоднократно раскрывалась в различных фильмах — достаточно вспомнить «Крутой мир» (в другом переводе «Параллельный мир») и, конечно же, «Кто подставил кролика Роджера». Однако этим реальностям вовсе не обязательно соприкасаться напрямую. Помимо своей развлекательной функции, мультфильмы могут быть полезны показом таких реалий, которые напрямую, без аллегорий, не могут быть восприняты. Ведь понимаем же мы сказки, в которых всё не так, как в реальной жизни — с мультфильмами та же история. И ещё, как и любые аллегории, они могут трактоваться самыми разными способами. Например, вышеизложенным.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц