Однажды некий толстячок-бодрячок решил осчастливить человечество.
Он полагал, что все основания для того, чтобы стать мессией, у него были, потому что если уж говорить о людях успешных, которые добились этого успеха благодаря собственным талантам, внутреннему гению визионерства и упорству в преодолении препятствий - то это точно про него, Джорджа Пуллмана.
А раз он такой уникальный, то, во-первых, ему есть что дать людям, он имеет право объяснять, как им стоит жить и именно его внутренний гений приведет людей к счастью.
В принципе, филантропия - яркая черта чуть ли не всех американских миллионеров второй половины XIX века, очень яркой плеяды людей, которые "сделали себя сами" - говоря о таких людях, появившихся из неоткуда и невиданно разбогатевших - вроде Эндрью Карнеги или Джона Рокфеллера, мы всегда отмечаем, что большую или хотя бы значительную часть своих богатств они потратили на благотворительность.
Джордж Пуллман (у нас его фамилию чуть переделали и в нашей традиции она звучит как "Пульман") был из той же самой плеяды - он тоже сделал себя сам, придумав (в 1864 году) перевозить пассажиров не в сараях или собачьих будках на колесах, как это делали раньше, а - в шикарных вагонах с удобными спальными местами.
Пуллман предположил, что людей, перевозке которых до того пассажирские компании уделяли не больше внимания, чем перевозке дров или мешков с шерстью, стоит любить. И создавать им человеческие условия для поездок - и... тут автор прямо видит массу кривых рож, которые цедят сквозь зубы: во, мля, либераст! Просто потому, что у части населения вопрос человеческого отношения к себе подобным вызывает какую-то животную ненависть. Но Пуллман никак не был либералом, он просто понимал, что сервис вызовет спрос, а спрос обязательно конвертируется в деньги. Что и произошло.
Так Пуллман разбогател, и стал не просто богатым, а - очень богатым человеком. И вот теперь он решил научить жить остальных.
А так как "остальные" были далеко, то он начал со своих собственных рабочих, построив для них настоящий город (его называли Пуллман-Сити) недалеко от Чикаго. Городок вышел прекрасным, в нем жило около 10 тысяч человек. Правила были простыми, даже, можно сказать, было одно правило жизни - просто выполняй все правила. И о тебе позаботится высший ум (то есть ум самого Пуллмана - кто же на свете его умнее?). В городке запрещалось употребление спиртного, существовала своя "полиция нравов", строго регламентировался список книг и газет, допущенных к чтению, запрещались профсоюзы, политические партии, благотворительность и вообще все собрания и обсуждения чего бы то ни было.
Работай, питайся, плодись - а великий Пуллман решит все твои проблемы.
Этот "рай", кстати, не был бесплатным - Пуллман брал со своих рабочих вполне себе рыночную арендную плату, удерживая ее из их зарплаты.
Но пересказывать саму статью здесь все-таки не стоит - история пульмановских вагонов захватывающая и прекрасная сама по себе, о ней стоит читать подробно.
И о том, как обрушилась репутация создателя империи "отелей на колесах" стоит читать тем более, потому что сюжет о том, как малограмотный, не особо умный и не образованный человек вообразил себя мессией и удумал создать патерналистский рай и о том, чем все это закончилось, знать - полезно.
Сама статья - ЗДЕСЬ.
Да, она пока только для подписчиков в Boosty, но подписаться на блог там - означает помочь не только себе самому и поддержать автора, но и помочь тем, кто, по каким-то причинам, не может, не умеет или не хочет платить за полезный контент и распространение полезных знаний.
Подписаться на контент "для своих" можно ЗДЕСЬ
Отправить донат - ЗДЕСЬ
P.S. Ваши лайки, комментарии и подписка не будут лишними
Александр Иванов
"Краткие эссе об истории экономики"
Поддержать блог: ЗДЕСЬ
Еще больше историй на канале: https://t.me/ivanovdirect