Найти тему
История экономики

Роскошь отелей на колесах и патернализм - как все это поместилось в одном человеке

Однажды некий толстячок-бодрячок решил осчастливить человечество.
Он полагал, что все основания для того, чтобы стать мессией, у него были, потому что если уж говорить о людях успешных, которые добились этого успеха благодаря собственным талантам, внутреннему гению визионерства и упорству в преодолении препятствий - то это точно про него, Джорджа Пуллмана.
А раз он такой уникальный, то, во-первых, ему есть что дать людям, он имеет право объяснять, как им стоит жить и именно его внутренний гений приведет людей к счастью.
В принципе, филантропия - яркая черта чуть ли не всех американских миллионеров второй половины XIX века, очень яркой плеяды людей, которые "сделали себя сами" - говоря о таких людях, появившихся из неоткуда и невиданно разбогатевших - вроде Эндрью Карнеги или Джона Рокфеллера, мы всегда отмечаем, что большую или хотя бы значительную часть своих богатств они потратили на благотворительность.
Джордж Пуллман (у нас его фамилию чуть переделали и в нашей традиции она звучит как "Пульман") был из той же самой плеяды - он тоже сделал себя сам, придумав (в 1864 году) перевозить пассажиров не в сараях или собачьих будках на колесах, как это делали раньше, а - в шикарных вагонах с удобными спальными местами.

Пульмановские вагоны мы знаем по фильму "В джазе только девушки". Чтобы объяснить, как они выглядели, представьте себе известный каждому плацкартный вагон, который состоял бы только из "боковушек". Правда, боковушки - не жесткие табуретки, а роскошные мягкие кресла, довольно широкие и удобные. На ночь выдвигалась верхняя полка, нижняя раскладывалась в большую удобную кровать, стюарды стелили постели, спальные маста огораживались шторками, создавая приватное пространство. Вагоны были шикарно оформлены - ситцевые обои, кожа, красное дерево и резьба, а кроме этого, в поездах Пуллмана кормили, и не абы чем, а - довольно вкусно и даже изысканно. Когда Пуллман отважился сделать такой вагон (его производство обошлось в 18 тысяч долларов - для сравнения, упомянутые сараи с деревянными нарами, в которых людей перевозили раньше, стоили примерно 400 долларов, что тоже считалось дорого), то людей, которые не то чтобы поддержали Пуллмана а - не сдержали бы усмешек - не нашлось. Но Пуллман не просто "вырулил", нет - он быстро доказал, что на его товар есть массовый платежеспособный спрос. И - стал миллионером: накануне его личного краха его бизнес стоитл 65 миллионов долларов, а по стране курсировали 7,5 тысяч его вагонов.
Пульмановские вагоны мы знаем по фильму "В джазе только девушки". Чтобы объяснить, как они выглядели, представьте себе известный каждому плацкартный вагон, который состоял бы только из "боковушек". Правда, боковушки - не жесткие табуретки, а роскошные мягкие кресла, довольно широкие и удобные. На ночь выдвигалась верхняя полка, нижняя раскладывалась в большую удобную кровать, стюарды стелили постели, спальные маста огораживались шторками, создавая приватное пространство. Вагоны были шикарно оформлены - ситцевые обои, кожа, красное дерево и резьба, а кроме этого, в поездах Пуллмана кормили, и не абы чем, а - довольно вкусно и даже изысканно. Когда Пуллман отважился сделать такой вагон (его производство обошлось в 18 тысяч долларов - для сравнения, упомянутые сараи с деревянными нарами, в которых людей перевозили раньше, стоили примерно 400 долларов, что тоже считалось дорого), то людей, которые не то чтобы поддержали Пуллмана а - не сдержали бы усмешек - не нашлось. Но Пуллман не просто "вырулил", нет - он быстро доказал, что на его товар есть массовый платежеспособный спрос. И - стал миллионером: накануне его личного краха его бизнес стоитл 65 миллионов долларов, а по стране курсировали 7,5 тысяч его вагонов.

Пуллман предположил, что людей, перевозке которых до того пассажирские компании уделяли не больше внимания, чем перевозке дров или мешков с шерстью, стоит любить. И создавать им человеческие условия для поездок - и... тут автор прямо видит массу кривых рож, которые цедят сквозь зубы: во, мля, либераст! Просто потому, что у части населения вопрос человеческого отношения к себе подобным вызывает какую-то животную ненависть. Но Пуллман никак не был либералом, он просто понимал, что сервис вызовет спрос, а спрос обязательно конвертируется в деньги. Что и произошло.
Так Пуллман разбогател, и стал не просто богатым, а - очень богатым человеком. И вот теперь он решил научить жить остальных.

-3

А так как "остальные" были далеко, то он начал со своих собственных рабочих, построив для них настоящий город (его называли Пуллман-Сити) недалеко от Чикаго. Городок вышел прекрасным, в нем жило около 10 тысяч человек. Правила были простыми, даже, можно сказать, было одно правило жизни - просто выполняй все правила. И о тебе позаботится высший ум (то есть ум самого Пуллмана - кто же на свете его умнее?). В городке запрещалось употребление спиртного, существовала своя "полиция нравов", строго регламентировался список книг и газет, допущенных к чтению, запрещались профсоюзы, политические партии, благотворительность и вообще все собрания и обсуждения чего бы то ни было.
Работай, питайся, плодись - а великий Пуллман решит все твои проблемы.
Этот "рай", кстати, не был бесплатным - Пуллман брал со своих рабочих вполне себе рыночную арендную плату, удерживая ее из их зарплаты.

-4

Но пересказывать саму статью здесь все-таки не стоит - история пульмановских вагонов захватывающая и прекрасная сама по себе, о ней стоит читать подробно.
И о том, как обрушилась репутация создателя империи "отелей на колесах" стоит читать тем более, потому что сюжет о том, как малограмотный, не особо умный и не образованный человек вообразил себя мессией и удумал создать патерналистский рай и о том, чем все это закончилось, знать - полезно.
Сама статья -
ЗДЕСЬ.
Да, она пока только для подписчиков в Boosty, но подписаться на блог там - означает помочь не только себе самому и поддержать автора, но и помочь тем, кто, по каким-то причинам, не может, не умеет или не хочет платить за полезный контент и распространение полезных знаний.

Подписаться на контент "для своих" можно ЗДЕСЬ
Отправить донат -
ЗДЕСЬ

P.S. Ваши лайки, комментарии и подписка не будут лишними

Александр Иванов

"Краткие эссе об истории экономики"

Поддержать блог: ЗДЕСЬ

Еще больше историй на канале: https://t.me/ivanovdirect