Найти тему
Интерфакс-Россия

Архитектуру окраин и сохранение центра обсудили на фестивале "Друзья Петербурга"

Санкт-Петербург. 8 октября. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Новые памятники должны появляться в новых районах Петербурга, а не в центре, считает искусствовед, руководитель филиала "Невский, 19" Музея городской скульптуры Наталия Яблонская

"Если говорить, надо ли ставить памятники в центре города, это, мне кажется, очевидно: не надо трогать Петербург, там все в порядке. Люди, которые думали о том, как создать наши ансамбли, уже все сделали: площади заняты, в центре города у нас нет точек роста", - сказала она в ходе дискуссии "Город будущего" в рамках общественно-деловой программы фестиваля "Друзья Петербурга".

При этом Яблонской кажется открытым вопрос, какими должны быть произведения искусства в новой части города.

"Мне кажется, они не должны пытаться копировать старый Петербург. Если мы строим новый Петербург, нужно новое искусство", - считает она.

Архитектор Георгий Снежкин указал, что городу в целом следует внимательнее относиться ко всем этапам своей истории, чтобы среди прочего решить проблему облика новых районов. Он полагает, что для Петербурга до сих пор актуальна идея города как окна в Европу и северной Венеции, однако между этим "городом-миражом" и реальностью наблюдается "чудовищный контраст".

"Мы прекрасно понимаем, что, приезжая в Приморский или любой другой активно застраивающийся район, мы категорически не можем определить, где мы находимся - это зачастую не только не имеет никакой привязки к городу Петербургу, но и практически ни к чему: ни к географическому району, ни к условной Скандинавии, ни к Северо-Западу. В этом ключевая проблема. (...) Мы продолжаем заполнять пространство какими-то квадратными метрами, не совсем отдавая себе отчет, что мы производим кроме квадратных метров", - сказал Снежкин.

Историк архитектуры Ксения Малич подчеркнула, что для Петербурга при его формировании были характерны дисциплинированность, соразмерность композиционных ходов и ритмических основ, "без экзальтации", что было характерно для эпохи классицизма, для которого равновесие является одним из главных качеств, и верность этим принципам позволит сохранить облик города.

"Когда идешь даже по главным центральным районам, испытываешь благодарность за красоту не потому, что каждое отдельно взятое здание - это шедевр. Часто это архитектура промежуточная, но она очень согласованная. Петербург в первую очередь - город ансамблевый. (...) Он застраивался в согласии, и советский модернизм, ленинградская школа, самые выдающиеся их произведения, которые совсем не раздражают, а выглядят органическим продолжением города - они все эти классические ходы соблюдают. И как только теряется это чувство меры - теряется образ города", - полагает Малич.

На ее взгляд, также важна и "правда материалов" без злоупотребления дешевыми технологиями, и подобные принципы стоит распространять не только на исторический центр, но и на новые районы города.

О необходимости уделять более пристальное внимание новым, застраиваемым районам, особенно с привлечением к этому процессу местных жителей, также упомянул генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов.

"Вовлечение людей, распространение культуры Петербурга от центра к окраинам, мне кажется, одна из важных задач, включение людей с их инициативами в этот процесс. Нужно разбудить людей, побудить к тому, что они действительно могут в этом принимать участие", - полагает он.

Фестиваль "Друзья Петербурга" - социальный проект ПАО "Газпром", миссия которого - содействие в сохранении культурного наследия и исторической идентичности Санкт-Петербурга в современном мире. Проходит с 6 по 8 октября на более 30 площадках северной столицы. Включает около 250 культурных мероприятий: спектакли, концерты, экскурсии, экспозиции и мастер-классы. Их общая тема - "Отражение".