Почему так важно «активное слушание» в психотерапии?
Как психолог слушает клиента? Что в этом такого особенного? Есть ли разница между «слушать» и «слышать»?
Активное (оно же эмпатическое) слушание нужно для того, чтобы: клиент был готов раскрыться и говорить о своих проблемах; чтобы он не боялся, что может сказать что-то не то; чтоб не смущался, когда говорит о глубоких темах, которыми ни с кем никогда не делился. Активное слушание - это и наука, и искусство. Вот что происходит на сессии:
- Психолог концентрируется на словах клиента, и ничего в мире в этот момент для него не существует. Все его внимание - на личности клиента, на его переживаниях и истории жизни
- Он испытывает большое любопытство к содержанию истории, расспрашивает о деталях
- Он интересуется личностью клиента и это очень важно - ведь любой человек для себя-самая значимая персона
- Психолог не просто молчит во время слушания, он всей своей сущностью показывает, что он здесь, рядом с клиентом
- Психолог реагирует на слова клиента (как невербально - кивки, доброжелательное и заинтересованное выражение лица, открытые жесты), так и вербально (фразы “да-да”, “конечно”, “понимаю”)
- Психолог проверяет, правильно ли он понял клиента
- Психолог, как будто, «читает между строк», улавливает то, о чем клиент молчит. Часто за этим молчанием скрываются глубокий смысл.
- Психолог принимает слова и чувства клиента без критики и оценок.
Что активное слушание дает клиенту? Между психологом и клиентом устанавливаются незримые связи и рождается единодушие и понимание. Клиент получает поддержку и уверенность, начинает иначе смотреть на свою ситуацию, исследует и осознает свои чувства, избавляется от напряжения.
Ирина Табакова, психолог проекта "ТЕТА"