До сих пор 18 век остается самым элегантным и в то же время наиболее “искусственным” или не натуральным, ведь большинство модников и модниц того времени меняли свой внешний вид с помощью корсетов, огромного количества косметики и париков до неузнаваемости. Именно последние стали “визитной карточкой” ушедшей эпохи, пусть и экстравагантной.
Сейчас узнать большинство подробностей моды на парики и ухода за ними не представляет возможности, но много интересных фактов дошли до наших дней. Например, современных покупателей париков интересует вопрос о том, почему в то время парики обильно пудрили? И нужна ли такая же процедура современным парикам?
Попробуем разобраться вместе.
Немного истории
Первые упоминания о париках или накладных волосах можно найти задолго до 18 века, но именно он стал расцветом моды на данный аксессуар. Чтобы скрыть свою лысину Король Людовик XIV (его еще называли Солнцем) стал носить накладные волосы и вскоре все придворные, некоторые просто, чтобы угодить, перешли на использование париков в ежедневной жизни.
Уже в то время многие обращали пристальное внимание на французов в качестве законодателей моды, так что парик вскоре занял прочное место в гардеробах и других государств, включая знать нашей страны. Первыми парик освоили мужчины, но вскоре и модницы подключились, создавая настоящие шедевры укладки и дизайна. Производители париков соревновались между собой, старались придумывать новые фасоны, делали укладки все выше и сложнее, иногда до абсурда, вплетали различные украшения и т.д.
Если мужские варианты были в основном естественных оттенков (черные, коричневые, белые), то женские не имели ограничений (фиолетовые, розовые и прочие расцветки). В какой-то момент парик стал показателем статуса и различия в дизайне и прочих нюансах на это указывали. Чем богаче человек, тем пышнее парик из натурального волоса. Волосы даже завещали и срезали у преступников! Те кто победнее - брали из козьей шерсти и лошадиной гривы.
Мода прошла?
Любовь к парикам длилась не так долго, уже с середины 18 века мужские модели стали всё более простыми, ограничивались невысоким аксессуаром с хвостиком на затылке, перевязанным бархатной лентой. У женщин такой стиль продержался дольше, но укладки были всё проще, естественнее и без помпезности. Можно сказать даже более женственными и эстетически красивыми.
Во многом интерес упал из-за неудобства ношения, иногда на балы модницы носили парик до метра и даже выше, а некоторым приходилось носить творение мастеров месяцами, не моясь, расположившись для сна в положении сидя. Приходилось увеличивать дверные проемы и среди знати было мало человек, которые бы не были заражены вшами. Еще и воровство дорогого аксессуара сыграло свою роль. Даже придумывались целые схемы, как выкрасть парик и не получить наказание.
Так постепенно парики вышли из моды и стали скорее необходимостью, способом создать образ на праздники и используется в актерстве, чем украшением и показателем статуса.
Так почему стали пудрить парики?
Мода пудрить парик пришла в тот момент, когда наиболее популярными были белые парики. Всё благодаря тому, что король Луи XV предпочел именно данную расцветку, чтобы подчеркивать статус. Для изготовления такого парика привозили безумно дорогие волосы из Фландрии, так что стоимость аксессуара была заоблачная. В основном их носили королевская семья и самые зажиточные вельможи.
Что же было делать остальным? Естественно способ быстро придумали. Даже темные парики или дешевые с желтизной засыпались пудрой и становились белоснежными. Уходило на это от килограмма пудры и больше, в зависимости от длины волос и расцветки. Для этого процесса выделяли даже отдельное помещение, так как пудра покрывала всё вокруг. Чтобы пудра не попадала в глаза, нос и рот, лицо закрывали специальной маской из плотной бумаги в виде конуса.
Чем пудрили?
Для этого использовали сначала пшеничную муку и порошки из дубового мха, но с появлением риса и рисовой муки - она была более востребованной и легче ложилась.
После того как фаворитка короля маркиза Помпадур стала появляться на балах в париках в виде кораблей и целых картин, мода на пудру стала еще более востребованной. Такие шедевры создавались с покрытием помадой, а уж после она запудривалась до желаемой белизны. Уходило пудры до нескольких килограмм, причем после такого женщины могли месяцами не мыться, так как обходилась пудра в огромные деньги, даже целые состояния. При этом гигиена особой роли не играла и не была важна.
Пудра помогла скрывать изъяны на лице и теле, мраморная кожа без веснушек и прыщей также высоко ценилась в те времена. Тогда же появилась мода на мушки, предавшие сексуальности и элегантности дамам. Многие красавицы использовали их для сигнала своим избранникам, они рассказывали о настроении и прочем.
Стоит отметить, что были и ценители цветной пудры (розовой, голубой и т.д.). И даже нашлись почитатели темных оттенков, так как они выгоднее подчеркивали белизну лица.
Мода на парики при Петре Первом и далее
Именно данный правитель ввел моду на парики у нас, хотя мужское население долго этому противилось Женщины же были в полном восторге и мода быстро разошлась по стране.
Но! Наши модники не использовали пудру, а для придания коже белизны использовали белилами и закрепляли в бане. Вещество впитывалось в кожу лица и тела, оставаясь там надолго. Иногда более богатые барышни покупали шкафы, в которые залезали перед балом и посыпали себя привезенной пудрой, либо ходили в специальных чехлах и снимали их только перед самым выходом из дома.
После Французской революции мода на парики ушла, причем очень быстро из-за угрозы для жизни модников. Революционеры могли принять человека за знать и даже лишить жизни. Да и дефицит еды, включая хлеб и муку, сыграли в этом немаловажную роль. Было трудно купить пудру, а требовалось её даже для одного парика очень много. Выбирали между голодом и красотой.
Солдаты в то время тоже отказались пудрить парики (хотя это было указано частью их обмундирования), так как в походных условиях это вообще невозможно и слишком затратно. Даже известен факт, что Суворов пытался сократить потребление пудры в своих войсках и на его радость, вскоре её отменили.
В современном мире ценятся только естественные парики, шиньоны и системы волос из натурального сырья или искусственных волокон, но очень похожие на родные волосы. Никаких высоких ярусов и пудры уже не используют. Теперь парик используется только в исключительных случаях или по показаниям, раннее облысение, выпадение волос по медицинским показателям и подобное. Максимум парики берут для кратковременной смены образа или вечеринок, при неудачных стрижках и выступлениях в театре или на концертах, съемках в кино.