Найти тему
Диалоги о Востоке

ЦИФРОВИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ РАЙОНОВ КИТАЯ НА ПРИМЕРЕ ДЕРЕВЕНЬ ТАОБАО

Проблема поддержки развития сельских районов Китая является остается актуальной в условиях урбанизации и роста экономического неравенства.

В последние годы Правительство принимает меры по цифровизации сельской местности, стараясь стимулировать интернет-торговлю как элемент поддержки фермеров и продавцов из села.

В своей статье Горбунова Мария рассказывает о феномене деревень таобао как об особом проявлении цифровизации села и стремительного развития электронной торговли в Китае.

Вопрос необходимости развития сельских районов Китая является актуальным на протяжении многих лет. Несмотря на интенсивное развитие экономики и повышение уровня урбанизации, на территории страны сохраняется огромное количество деревень, продолжающих оказывать большое влияние на экономические процессы в КНР. Доля сельских жителей в общей структуре населения страны составляла около 40% в 2018 г., однако основной упор в развитии приходится на города, сокращая инвестиции в развитие села.

Для оказания экономической поддержки сельской местности правительство активизировало меры по цифровизации и развитию интернет-торговли, направленные, прежде всего, на фермеров и сельских продавцов. Целью данных мер является уменьшение разрыва между городскими и сельскими районами страны, что можно проследить по некоторым индикаторам. Сегодня более 96 процентов административных населенных пунктов Китая  имеют доступ к интернету. Почти 57% сельских жителей Китая в  2019 г. использовали онлайн-платежи.

Отличным примером сотрудничества местных органов власти и крупного бизнеса для внедрение новых проектов развития села является проект компании Alibaba Group - Rural Taobao. Деревни таобао - это населенные пункты, экономика которых полностью зависима от производства товаров, реализуемых китайскими интернет-магазинами. По определению корпорации Alibaba Group деревня таобао - это деревня, где не менее 10% хозяйств имеют онлайн-магазины, а годовой доход от электронной коммерции приносит не менее 10 млн юаней.

Высокая концентрация деревень таобао особенно характерна для восточной части Китая, в сельских районах экономически развитых провинций КНР. С географической точки зрения, 50 лучших деревень Taobao Live расположены в восточном прибрежном регионе, а Чжэцзян, Гуандун и Цзянсу занимают первые места. Тем не менее, по данным AliResearch, по состоянию на 2019 год в 25 провинциях насчитывалось около 4310 деревень таобао, в которых проживало 250 миллионов из 564 миллионов всех сельских жителей Китая. По данным Исследовательского центра пространственного планирования Нанкинского, на 2021 год - 7023 деревни.

По данным China Statistical Yearbook, можно увидеть, как резко вырос доход на душу населения сельских домохозяйств в Восточном регионе Китая, где сосредоточена основная часть деревень таобао. С их появлением доход на душу населения в 2018 году вырос почти в два раза, в то время как в Центральном, Западном и Северо-Восточном регионах Китая доход растет стабильно медленно, что позволяет увидеть прямую связь между ростом деревень таобао и ростом доходов в деревнях. В 2019 году продажи превысили 700 млрд. юаней, а это почти 50% розничных онлайн-продаж в сельской местности.

Рис.1. Источник: China Statistical Yearbook
Рис.1. Источник: China Statistical Yearbook

Наличие и развитие деревень таобао помогает Китаю бороться сразу с двумя проблемами - бесконтрольной миграцией сельского населения в крупные города и безработицей в сельской местности. В ходе деятельности проекта было трудоустроено более 6,8 миллионов человек, около трети из них - владельцы интернет-магазинов. Немало людей перестало боятся оставаться в деревнях, получая возможность продавать свою продукцию через rural taobao. Также деревни таобао помогают поддерживать связь между поколениями, так как молодые люди остаются с родителями, продолжая развивать бизнес в интернете. Еще одной положительной чертой данного проекта является помощь в трудоустройстве женщин. По данным Всемирного банка около трети владельцев интернет-магазинов и почти половина всех сотрудников в деревнях таобао - это женщины.

Сейчас сельские предприниматели могут получить необходимую обратную связь от своих покупателей, которую они впоследствии используют для разработки новых или улучшения качества уже предлагаемых товаров. Примером может послужить деревня Чаоян Наньши (провинция Хэнань), которая является деревней национального культурного наследия, известной своей трехцветной керамикой. После того как производители узнали, что потребителям нужны подвески для зеркал заднего вида у автомобилей, они успешно стали изготавливать их на местных гончарных предприятиях.

Поскольку онлайн-продажи стимулируют развитие местного производства, многие деревни таобао принимают меры для улучшения условий жизни, интеграции сельского хозяйства с туризмом и культурой и украшения сельской местности, что является важным компонентом Инициативы «Красивый Китай» (BCI) - плана, направленного на улучшение экосреды для устойчивого развития страны. Еще в 2014 году исследовательский институт Ali начал определять “города таобао” - населенные пункты с тремя и более деревнями таобао, где объем продаж электронной коммерции составляет более 30 миллионов юаней и 300 активных интернет-магазинов. В 2021 году в 27 провинциях насчитывался 2171 город таобао.

Однако деревни и города таобао сталкиваются с некоторыми проблемами, включающими  1) необходимость совершенствования производства, 2) нехватку квалифицированных сотрудников и 3) неразвитость инфраструктуры в глубинных и более бедных районах Китая.

Тем не менее, Правительство вкладывает много средств в развитие цифровой экономики села, привлекая и партаппарат, который призывает членов КПК становиться предпринимателями в деревнях таобао. Активно выдаются кредиты через сельские кооперативные банки, была усилена стратегия Интернет+ для развития электронной торговли, а Коммунистический союз молодежи Китая при содействии Alibaba готовит волонтеров для занятия интернет-торговлей и оказания помощи при организации экономической деятельности в сельских районах.

Таким образом:

  1. Проект деревень таобао, предложенный компанией Alibaba Group и поддержанный правительством Китая, является одним из самых перспективных методов реформирования села, так как за короткий промежуток времени его деятельность смогла вовлечь существенное число сельских жителей в продажу своей продукции через интернет-магазины, было трудоустроено более 6,5 млн. человек.
  2. Цифровизация китайских деревень имеет большой потенциал создания новых рабочих мест, уменьшения миграции из сельских районов в города и сохранения привычного китайскому сельскому населению семейного бизнеса.
  3. Произошло активное развитие международной торговли в сельской местности. Более 400 деревень торговали за рубежом через платформу трансграничной электронной коммерции Alibaba и AliExpress, с годовым объемом продаж более 100 млрд. долларов.

Список источников:

  1. Ван Синьтун, Денисов В.В. Тенденции развития сельской электронной коммерции в Китае// Азиатско-тихоокеанский регион: экономика, политика, право. - 2019. - №1. - С. 51-59
  2. Энтони Ли. Торговля в Интернете и деревни таобао. Перспектива для сельского развития? // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9, Востоковедение и африканистика: Реферативный журнал. - 2018. - С. 118 - 123
  3. China Statistical Yearbook 2019//Stats.gov.cn URL: http://www.stats.gov.cn/sj/ndsj/2019/indexeh.html (дата обращения: 03.03.2023).
  4. Taobao Villages Driving ‘Inclusive Growth’ in Rural China // alizila.com/taobao-villages-driving-inclusive-growth-rural-china/ URL: https://www.alizila.com/taobao-villages-driving-inclusive-growth-rural-china/ (дата обращения: 03.03.2023).
  5. China Taobao Village Report 2020 // aliresearch.com/en/Reports/Reportsdetails URL: http://www.aliresearch.com/en/Reports/Reportsdetails?articleCode=167153834769125376 (дата обращения: 05.03.2023).
  6. 2021年淘宝村名单出炉2021全国淘宝村镇名单一览 // Maigoo /  URL: https://www.maigoo.com/news/607061.html (дата обращения: 03.03.2023).

Материал подготовила: Горбунова Мария