Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

«За русскую речь могли избить до смерти». История семьи беженцев с Украины

Своим родным языком Татьяна Мазалова всегда считала русский. При этом с гордостью заявляет, что она украинка: родилась в Алчевске Луганской области, там же окончила школу, нашла хорошую работу, вышла замуж. Вот только спокойной семейной жизни не получилось: госпереворот и новая «майданная» власть вогнали страну в нищету и голод.

Три-четыре дня без еды и воды стали привычным делом, но еще страшнее было получить удар ножом от своего же соотечественника — после 2014 года с одобрения нацистского Киева русскоязычных жителей Украины начали уничтожать. Рисковать своей жизнью и жизнью ребенка супруги Мазаловы не стали, перебрались в Беларусь.

Нет жилья? Сиди без работы

Уговорить Татьяну Мазалову на интервью оказалось непросто. Встречаться в рабочее время она наотрез отказалась: «Как подведу коллектив, девчонок?». Мы не поленились, сами приехали на МТФ ОАО «Заболотский» Любанского района, где трудится женщина. Тут уж на нашу сторону встал помощник заведующего фермой: отпустил Татьяну на полчаса пораньше, чтобы пообщалась с корреспондентами.

-2

— Тогда приглашаю в гости! Посмотрите, как мы с мужем устроились, какой замечательный домик хозяйство выделило! — сдалась-таки Татьяна.

-3

Дом у семьи Мазаловых в деревне Смольгово действительно знатный: большой, кирпичный. Впечатляет и огород, где каждый метр земли хозяйка приспособила под какой-нибудь овощ или ягодный кустарник. Есть и специальное место для шашлыка: здесь супруги любят собираться с соседями, отмечать праздники.

— Я горожанка до самых костей! На Украине жила только в квартирах, овощи и фрукты видела исключительно в магазине или на рынке, — смеется Татьяна. — Но всегда мечтала о своем домике: чтобы можно было выйти рано утром, пройтись по мокрой траве, сорвать с грядки свежий помидор: не магазинный, а выращенный своими руками. Но для простых украинцев купить или построить дом — недешевое удовольствие. И бесплатно, как в Беларуси, работникам жилье не предоставляют. Такого понятия, как служебный дом, на Украине просто не существует. Негде приткнуться? Не будет и работы. В этом вся суть той страны.

Чужие среди своих

Из родного Алчевска супруги Мазаловы уехали за несколько лет до того, как украинские националисты начали целенаправленно уничтожать город. Хотя и в 2014 году обстрелы были, но еще не такие кровавые.

— Вспоминаю, каким Алчевск раньше был, и сердце кровью обливается: красивый, густонаселенный город металлургов. Муж Виталий работал водителем, я выбрала здравоохранение. Жили не богато, но всего хватало, — вспоминает Татьяна. — После евромайдана нам в прямом смысле перекрыли кислород: начались перебои с водой, электричеством. В магазины перестали завозить продукты. Хотя если бы и завозили, что толку? Сидели без денег, ведь нам по полгода не платили зарплату. Люди едва сводили концы с концами.

Но еще страшнее было осознавать, что руководство страны поощряет ненависть и злобу одних людей по отношению к другим. Тех, кто говорит по-русски, стали отрыто ненавидеть. И с молчаливого согласия киевского режима уничтожать.

-4

— Я часто ездил по командировкам. Были случаи, когда в Киеве приходил в магазин и хотел что-то купить, но продавцы со мной отказывались разговаривать. Потому что слышали русскую речь, — подключается к беседе Виталий. — Еще страшнее было во Львове: там русскоговорящих просто могли не обслужить, и это в лучшем случае. В худшем — жестоко избивали…

Самое верное решение

Переезд в Беларусь, говорят супруги, специально не планировали: так сложились обстоятельства. Знакомые Виталия попросили перевезти их в Синеокую к родственникам: мол, там и спокойнее, и надежнее.

— Знаете, я посмотрел на них: люди кардинально изменили жизнь, переехали в другую страну. А чего нам было терять с Таней? Алчевск фактически под прицелом, работы нормальной нет, зарплату не платят… Решил так: если за то время, пока нахожусь в Беларуси, найду работу и жилье — значит, переедем. Искал в Солигорском и Любанском районах: ездил по хозяйствам, общался с руководителями. В ОАО «Заболотский» директор Михаил Викторович Вечер пообещал: привезешь жену — будет вам и работа, и дом! Я еще засомневался: поехал смотреть, что за жилье нам предлагают? А там хороший, крепкий дом. Новый, только построенный.

— Меня дважды уговаривать не пришлось: когда муж позвонил и сказал, что в Беларуси нас готовы взять на работу и дать жилье — стала собирать вещи, — улыбается Татьяна.

На учете в территориальных органах внутренних дел состоит более 215 тысяч иностранцев. Из них в Минской области — порядка 35 тысяч.

Кстати, в Беларусь переехали не только супруги Мазаловы: но и мама, сестра, племянница Виталия. Первое время они всей большой семьей жили в Смольгово, позже родственники уехали в Минск.

-5

— А нас из деревни уже было не выгнать: мы влюбились в Любанский район и его природу. Столько лесов, богатых ягодами и грибами, такая чистота! Это характерная черта всей Беларуси. На Украине едешь и противно смотреть на те же дороги: не обкошенные, урны на остановках завалены мусором доверху. В Беларуси такого безобразия не увидишь, даже в самой отдаленной деревне, — уверяет Татьяна. — А как трепетно белорусы относятся к своей земле, дому: облагораживают территорию, наводят порядок.

Татьяна Мазалова«Украинцы по сравнению с белорусами более расхлябанные: дом может бурьяном так зарасти, что к крыльцу еле пройдешь. И это считается нормой».

Домом, который предоставило хозяйство, супруги остались более чем довольны: за короткое время сделали ремонт (опять же с помощью сельхозпредприятия), обставили мебелью. Что-то покупали сами, многие вещи отдавали соседи.

-6

— Насчет дома директор не подвел. А насчет работы? Нашли себя в сельском хозяйстве? — интересуюсь у Татьяны и Виталия.

Они не скрывают: полностью поменять сферу деятельности оказалось не просто. Виталий, который всю жизнь трудился водителем, в ОАО «Заболотский» работает животноводом на откорме бычков. Татьяна — оператор машинного доения.

-7

— Могу догадаться, о чем спросите, и сразу отвечу: нет, было не страшно браться за такую работу, — смеется женщина. — Да, я городской житель, но животных очень люблю. Поэтому мои подопечные — все без исключения, любимицы. Я и клички каждой дала: Балерина, Шоколадка… Сложно только вставать в 5 утра на первую дойку. А в остальном работа устраивает. Если честно, когда ехали в Беларусь, вообще ни на что не рассчитывали. И столько получили…

-8

Татьяна и Виталий не устают повторять, что переезд — самое верное решение, которое они приняли. Потому что здесь им спокойнее и надежнее, потому что у их ребенка есть будущее. В разговоре Татьяна обмолвилась, что сын успешно окончил Солигорский колледж и теперь работает на «Беларуськалии». На Украине его бы ждала совсем другая судьба…

— Иногда сравниваю: что для своих жителей делает украинский президент и как свой народ поддерживает Александр Лукашенко. Для многодетных белорусских семей — и пособия, и квартиры, и льготы. Декретные хорошие: на них ребенка можно прокормить, одеть. А что видят украинские мамы? Мизерные выплаты, на которые ничего не купишь. Поэтому и рождаемость там низкая. Почти 10 лет работала в роддоме, поэтому знаю, о чем говорю…

Возвращение на родину: при любых, даже самых оптимистичных прогнозах, — в планы супругов больше не входит. Почему «больше?» Они признаются, что первое время после переезда еще надеялись вернуться в Алчевск. Сейчас мысли другие.

— Хотим наш домик приватизировать и немного достроить: сделать второй этаж! Моя сестра, которая сюда переехала вместе с нами, теперь многодетная мама троих детей. Живет в Минске, хорошо устроилась. А к нам приезжает погостить. Вот для малышей второй этаж и нужен, — объясняет Виталий.

-9

— И для внуков! Сыну уже 26 лет, пора семью заводить. У него хорошая работа, крепко стоит на ногах: почему бы не пустить корни? В Беларуси все условия для этого есть. Тут можно хорошо жить!

Автор: Галина Наркевич

СВО
1,21 млн интересуются