После рождения дочки мы старались вести такой же образ жизни, как и до: мы продолжили путешествовать, водить сына на тренировки. Его комната осталась его.В целом я довольна, как они взаимодействуют друг с другом сейчас, но иногда приходится вмешиваться в их отношения.
Вот несколько рекомендаций, которые актуальны для нас до сих пор, спустя полтора года после рождения дочки:
1. Пространство. У каждого малыша должно быть свое личное пространство в доме. Не обязательно комната, но как минимум, свой уголок в доме только его. У нас это рабочий стол ребёнка. Сынок очень любит рисовать, увлекается давно живописью , ходит в художку и там разложены его краски, бумаги, кисточки и картины!!Вообщем, его стол и его комната неприкосновенны)
2. Понятные правила. Игрушки могут быть общими, дорогие гаджеты тоже,ну родители должны вводить правила обращения с ними, в том числе, правила отказа: ты имеешь право не делиться чем то ценным своим, если не хочешь. Недопустимо отдавать что то в общий котёл со словами "нате, играйте", если дети маленькие и ещё не умеют выстраивать сотрудничество как у нас.
3. Индивидуальное время у ребёнка для общения с родителями. Условный "час меня-любимого". Особенно это важно для первенцев, ведь они помнят то время, когда были единственными, они потеряли больше, чем следующие дети, которые уже родились, имея брата или сестру. Это может быть какое-то совместное занятие, прогулки или чтение, даже поездки за покупками. Но ваше внимание в это время должно принадлежать ребёнку на 99 процентов. Я оставляла мужа с маленькой дочкой в выходной и уходила с сыном в кино, потом мы сидели в кафешке, болтали. На сон я укладываю сына сама. Вечерние обнимашки это святое и это у нас не обсуждается. Покормила дочку, отдала папе. Папа или укладывает дома малышку или укатывает в коляске на улице.
4. Никаких сравнений. Никогда, никогда и ни за что не сравнивать детей, даже если вам очень хочется поставить кого-то в пример. Ни по какому признаку. Только повествовательный, описательный, утвердительный тон: "Костя очень здорово умеет читать. Алиса всегда внимательно слушает и дает дельные советы". Тут очень полезен навык безоценочных.В нашей культуре это практически отсутствует, обычно все оперируют понятиями хорошо/плохо, хуже/лучше. Или «зато». Костя отлично готовит, ЗАТО Алиса хорошо учится. В этом построении оба ребёнка остаются с чувством обиды: непонятно, это нас сейчас похвалили или унизили? Следует ли из вышесказанного, что Костя плохо учится? Или что Алиса вообще не умеет готовить? Просто не упоминайте способности и качества детей в одной фразе. Надо хвалить детей одновременно. Какие вы у меня вдвоём умники. Так хорошо посидели поиграли самостоятельно, не трогали маму, дали мне приготовить еду и т.д.
5. Учитывать интересы каждого ребёнка. Прямое продолжение предыдущей мысли: как можно меньше объединяйте детей на словах и в действиях. Понятно, когда они совсем маленькие, легче всё делать кучей: кормить, гулять, укладывать. Но если разница в возрасте больше трёх лет, их интересы, потребности, режимы дня могут уже мало совпадать.
6. Самое главное: быть справедливым. Не делать из старшего няньку младшим. Не вкладывать, с другой стороны, все средства семьи в образование кого-то одного. Не ждать, что дети поймут какие-то ваши трудности, особенно финансовые, это не их проблема. Хотя, конечно, старшие дети могут даже добровольно отказываться от каких-то своих желаний, видя, что родителям тяжело.
Не требуйте от детей, чтобы они дружили сейчас, ради вашего удовольствия. Дайте им вырасти — и будете радоваться, глядя, как они помогают и поддерживают друг друга по собственному желанию.
А у вас в семье сколько детей? Какими приемами пользуетесь, чтобы избежать конфликтов между младшими и старшими?