Найти тему
ИНОСМИ

Ничего хорошего не выйдет. В Польше испугались появления украинской партии

   © AP Photo / Petr David Josek
© AP Photo / Petr David Josek

Появление в Варшаве "украинской партии" – вполне реальная перспектива, пишет Do Rzeczy. В ближайшие пять лет несколько сотен тысяч украинцев получат гражданство Польши. Они станут избирателями и смогут реально влиять на ситуацию в стране, но не всегда позитивно.

Конфликт вынудил миллионы украинцев покинуть свою родину. Даже если они уже не вернутся в свою страну, за ее пределами они тоже смогут эффективно служить интересам Киева. О "польской партии" сегодня говорят сами украинцы. Это пока далекая и туманная, но уже реальная перспектива.

Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram

Украинская диаспора в мире иногда, сама того не желая, вредит Киеву. Характерным примером является афера, связанная с награждением ветерана дивизии СС "Галичина" Ярослава Гунько в канадском парламенте в присутствии президента Зеленского и премьер-министра Трюдо. Спикер парламента Энтони Рота назвал Гунько "украинским и канадским героем, который сражался с русскими". После протестов канадских еврейских и польских организаций Трюдо и Рота принесли извинения. Спикер парламента даже покинул свой пост. Украинские власти, однако, не выразили никакого сожаления. Глава Офиса президента Андрей Ермак умыл руки, заявив, что Украина не несет ответственности за то, кого приглашают канадцы в их парламент. Отговорка довольно циничная, учитывая тот факт, что приглашенный был представлен как "украинский герой". Вполне возможно, что Зеленский, не очень хорошо разбирающийся в истории, мог и не осознавать, что это вообще такое – дивизия СС "Галичина". Однако потом, когда масштаб события стал уже понятен хотя бы по реакции польских и еврейских кругов, посыпать голову пеплом он все равно не стал.

Интересный комментарий к этой истории дал Василий Расевич, украинский историк и публицист, который симпатизирует Зеленскому, но при этом положительно относится к Польше.

Он критикует проводимую Украиной (начиная с Ющенко и Порошенко) политику в области, заключающуюся в прославлении ОУН-УПА* или в оправдании "Галичины". По словам Расевича, эта историческая политика "направлялась и финансировалась украинской диаспорой" в США и Канаде, в основном состоявшей из потомков нацистских коллаборационистов. (…)

Однако в хоре украинских комментаторов его голос одинок. В целом после канадского скандала публицисты на Украине оправдывали дивизию СС "Галичина", утверждая, что якобы совершение этим подразделением преступлений не было доказано ни в одном суде, поэтому критика в его адрес резонирует с российской пропагандой. Украинцы как будто бы не понимают, что аббревиатура "СС" в названии является вполне достаточным основанием, чтобы обвинить их "героев" в нацизме…

Каждый является агентом влияния

Однако скандал быстро затих и не нанес серьезного ущерба имиджу Киева в мире. Украинская диаспора непрерывно занимается лоббированием Украины в контексте вполне актуальной, а не исторической политики. Несколько месяцев назад глава правозащитной Гражданской сети "ОПОРА" Ольга Айвазовская заявила, что наиболее политически и социально активными являются украинские диаспоры в Польше, США и Германии. Причина проста – чем больше в стране украинцев, тем выше их активность. "Каждый гражданин Украины с украинским паспортом является агентом влияния Украины, где бы он ни находился", – заявила Айвазовская в беседе с агентством Укринформ. Так что появление через какое-то время в Польше "украинской партии" является вполне реальной перспективой.

Если гости из-за нашей юго-восточной границы получат избирательные права, то они могут стать влиятельной политической силой, представляющей интересы Киева на Висле.

Прогноз, предполагающий подобное развитие событий, в конце сентября представил украинский политолог Виталий Кулик. В программе Юрия Романенко он заявил, что в ближайшие пять лет несколько сотен тысяч польских украинцев могут получить гражданство Польши. Следовательно, в качестве избирателей они смогут приобрести реальное влияние на ситуацию на своей новой родине. Не забывая при этом о бывшей, но по-прежнему дорогой отчизне. При этом Кулик подчеркнул важность консолидации украинского сообщества и его включения в политику, в том числе в списки конкретной партии, борющейся за "интересы украинцев".

Поводом обращения Кулика к польской теме стал скандал, связанный с чествованием в Канаде ветерана-эсэсовца Гунько. Кулик защищал нацистское формирование, утверждая, что никто так и не доказал, что члены этой дивизии совершали военные преступления. При этом украинский политолог добавил, что с политической точки зрения само чествование этого ветерана было рискованным шагом. То есть, по Кулику, намерения были хорошими, но вышло все наоборот, в ущерб имиджу Украины. "Можно было подумать о политических последствиях, решить, что для нас важнее: показать этого ветерана или получить конкретные последствия", – добавил ведущий Романенко. На это Кулик заметил: "Через пять лет в Канаде будет голосовать большое количество украинцев [...]. Такая возможность появляется у нас и в других странах. Потому что получение гражданства нашими эмигрантами – это вопрос пяти лет, не более того. И тогда мы получим не менее нескольких сотен тысяч польских граждан украинского происхождения, с которыми нужно будет выстраивать политические отношения. Они станут избирателями. Это также десятки тысяч новых избирателей в Канаде, сотни тысяч в Германии. Это будут избиратели". Что касается канадской диаспоры, политолог констатировал, что она рассеянна, отчасти консервативна и немного неконсервативна.

Юрий Романенко отметил, что "в Польше и так уже есть украинская диаспора, которая составляла почти миллион человек до начала конфликта. Многие были трудовыми мигрантами, но тех, кто получил гражданство, несколько сотен тысяч". Успешно претендовать на это гражданство могут и новые мигранты с Украины. По мнению Кулика, желательна была бы политическая консолидация украинского сообщества в Польше, что позволило бы эффективно лоббировать польские интересы. Вместо того, чтобы рассредоточивать свои силы, украинцы должны делать ставку на какую-то одну политическую партию. Если в Польше появится партия, которая заявит, что будет защищать польские интересы, то представители украинской диаспоры должны войти в ее избирательные списки. "Тогда у нас появится лоббист, партнер, политический союзник, и наша игра станет интереснее", – прогнозирует Кулик.

О планах создания в будущем проукраинской политической силы в Польше на данный момент пока ничего не известно. Однако эту перспективу назвать нереальной нельзя. Виталий Кулик не единственный, кто громко заявляет о необходимости такого движения. "Было бы хорошо, если бы кто-то представлял нас в Сейме", – заявила от имени польских украинцев соучредитель организации "Евромайдан-Варшава" Наталья Панченко в эфире радио RMFFM. "Поскольку это сообщество очень велико, кто-то должен его представлять. Но мы до сих пор об этом не задумывались, видимо, оттого, что у большинства из них на тот момент было только украинское гражданство, не было польского, не было права голоса в Польше", – сказала украинская активистка, проживающая в Польше. Говоря об этой "общественности", она имела в виду украинцев, приехавших в Польшу после 24 февраля 2022 года. Но при этом она обратила внимание на то, что незадолго до начала конфликта в Польше проживало около 2,5 миллионов украинцев. "И эти люди уже начали постепенно получать гражданство", – отметила она.

Наталья Панченко уже десять лет работает в Польше в интересах Украины. Осенью 2013 года, когда на улицах Киева вспыхнули протесты против Януковича, положившие начало "революции достоинства", Панченко основала организацию "Евромайдан-Варшава". Она организовала пикеты у украинского посольства в Варшаве. После начала конфликта в Донбассе она проводила сборы помощи для ВСУ. Панченко представляет взгляды, характерные для значительной части украинского общественного мнения и политического класса. То есть прозападные, проевропейские, либеральные, антироссийские и умеренно необандеровские одновременно. Она публично ставила знак равенства между Бандерой и Пилсудским. Наталья Панченко хвалила УПА* за ее национально-освободительную борьбу. Она призналась, что на Волыни было совершено преступление против поляков, но здесь же, через запятую, удивлялась, почему никто не вспоминает об "украинских жертвах" политики Второй Речи Посполитой. Можно ожидать, что аналогичные взгляды на общую польско-украинскую историю будет исповедовать потенциальная партия украинской диаспоры. Как нетрудно догадаться, такое объединение расположилось бы скорее на левом фланге польской политической сцены. Вероятно, оно без труда найдет общий язык с теми силами, для которых интересы ЕС важнее польских национальных интересов.

Украинцы за левых

Польских украинцев можно разделить на две группы. Первая – это трудовые эмигранты и военные беженцы, прибывшие в Польшу главным образом после 2014 года или после 24 февраля 2022 года. Вторая –украинское меньшинство в Польше. Первоначально эти две группы сильно разнились. Меньшинством были польские граждане украинского происхождения, в основном потомки семей, переселенных на так называемые "Возвращенные земли" в рамках акции "Висла". Выросшие в Польше, гораздо лучше говорящие по-польски, чем по-украински, нацеленные на развитие украинской культуры на чужбине. В этой среде наблюдается такое типичное для диаспоры явление, как идеализация страны происхождения и горячий патриотизм, градус которого выше, чем в среднем на их исторической родине.

Как несложно догадаться, активисты украинского меньшинства в Польше дружат с польскими левыми и либералами, а к правым относятся с неприязнью. В исторических спорах они отстаивают точку зрения Киева, а не Варшавы. Совершенно отдельной группой изначально казались украинские граждане, прибывшие в Польшу после 2014 года. Те из них, кто приезжал в Польшу "за хлебом" до или после начала гибридной фазы конфликта, были настроены скорее не слишком патриотично. Они просто искали подходящее место для того, чтобы начать новую жизнь на Западе, вдали от своей коррумпированной и не сулящей никаких положительных перспектив родины. Поэтому они искали скорее хорошо оплачиваемую работу, чем сотрудничества с Союзом украинцев в Польше. Они приезжали не для того, чтобы содействовать развитию украинской культуры на Висле, а за лучшей жизнью. Среди тех, кто приехал после начала полномасштабной российской спецоперации, таких экономических мигрантов, безусловно, тоже немало. Однако, раскаленная атмосфера конфронтации с Кремлем, в которой весь мир болеет за Киев, существенным образом влияет в том числе и на настроения беженцев. С одной стороны, польское общество все больше устает от чрезмерно уступчивой по отношению к Украине политики своего правительства и эту усталость уже открыто демонстрирует. С другой стороны, большинство СМИ и значительная часть политического класса сохраняет свои проукраинские симпатии или, по крайней мере, демонстрирует солидарность с Украиной и восхищение героическими борцами с российской армией.

В этой ситуации украинские беженцы, даже если им откровенно надоела их коррумпированная страна, все же могут испытывать за нее искреннюю гордость. Быть патриотом, находясь в безопасной эмиграции в экономически развитой стране, легче, чем на охваченной боевыми действиями родине. Тем более, если этим патриотизмом левые элиты принимающей страны восхищаются больше, чем патриотизмом своих соотечественников. Поэтому можно ожидать, что, как только представится такая возможность, нашедшие убежище в Польше украинцы с радостью примут участие в проукраинской политической деятельности, получив медийную поддержку таких СМИ, как Gazeta Wyborcza”, OKO.press или TVN24. И встанут в один строй с активистами упомянутого выше украинского меньшинства. Активисты Союза украинцев в Польше уже нашли свою стезю. Бывший глава Союза Петр Тыма часто критикует польских правых на страницах левых СМИ. В руководстве Союза состоит один политик "Гражданской платформы" (ГП) и один бывший политик "Демократического союза" (ДС) и "Унии свободы" (УС).

Критика "Права и справедливости" (ПиС)

Этот второй политик – Мирослав Чех (Mirosław Czech). С 1993 по 2001 год он заседал в Сейме от ДС, а затем от УС. В последние месяцы политик часто комментировал конфликт на линии Киев-Варшава. Чех выступал как в польских, так и в украинских СМИ, при этом каждый раз отстаивая украинскую точку зрения. "В том, что польские власти взывают к „чувству благодарности” украинцев, самым возмутительным является то, что за подобными высокоморальными” призывами скрывается политический и экономический расчет. И чем громче кто-то изображает из себя поборника морали, тем больше он хочет на этом заработать", – заявил политик в интервью OKO.press. На страницах крайне левого польского портала он выступал в качестве эксперта по Украине.

Он же появился в роли польского эксперта в эфире телеканала Espreso, где жаловался на правление ПиС. Чех, в частности, заявил, что многие поляки устали от афер правящей команды, которая "переборщила с пропагандой", рассказал, что "ставкой в этих выборах является членство в Европейском Союзе", которое висит на волоске, потому что ПиС выбрала путь конфронтации с Западом. Мало того, по мнению Чеха, партия Качиньского с нетерпением ждет возвращения Дональда Трампа к власти. Он, правда, не уточнил, что союз ПиС с бывшим американским президентом имел мировоззренческую основу и совершенно не носил пророссийского характера. Для украинского потребителя информации слова Чеха звучат однозначно – если нынешние польские власти симпатизируют Трампу, значит, они симпатизируют и Путину.

В руководстве Союза украинцев также находится действующий политик "Гражданской платформы", депутат Сейма с 2007 по 2015 год Мирон Сыч. Он был членом ПОРП, Либерально-демократического конгресса, ДС, УС, одно время был связан с Союзом демократических левых сил, с 2006 года – с ГП. Его отец был партизаном УПА*, но, как уверяет Сыч, "поляков не убивал". Если когда-нибудь в Польше будет создана украинская партия, то она, безусловно, будет иметь лицо Мирона Сыча или Петра Тымы. То есть проевропейского либерала, который Волынь геноцидом не назовет, но польский национализм всегда охотно осудит.

* запрещенная в РФ экстремистская организация, прим. ред.

Автор: Мацей Печиньский (Maciej Pieczyński)

Оригинал статьи

СВО
1,21 млн интересуются