Ученическое самоуправление является важной составляющей развития коммуникативных и лидерских навыков учащихся – качеств, которые развиваются только в социуме. Эта практика позволяет ребятам принимать активное участие в жизни школы, учиться принимать важные решения, связанные с изменениями в жизни нашего микросоциума, способствующие улучшению образовательной среды.
Листайте вправо, чтобы увидеть больше изображений
В нашей школе традиционно уделяется большое внимание развитию ученического самоуправления. Мы считаем, что каждый ученик должен иметь возможность высказывать свои идеи, быть сопричастным созданию школьного дела, развивать свои способности и таланты в процессе общения и взаимодействия с окружающими.
В этом учебном году структура ученического самоуправления претерпела изменения, теперь она сопряжена с 12 направлениями РДДМ «Движение первых». Вместе с советниками директора по воспитанию и педагогами дети погружены в волонтерство и музейную деятельность, развитие медиацентра и спортивную жизнь, отдают свои силы художественному и техническому творчеству, увлекаются познавательным туризмом и задумываются над вопросами безопасности. Дети-активисты вместе с советниками организуют коллективные школьные творческие дела, участвуют в городских акциях, проводимых в рамках направлений РДДМ. Именно поэтому самоуправление представлено на уровне классов, образовательных площадок и школы в целом.
Ученический актив на уровне образовательных площадок – это детский орган самоуправления, в котором традиционно представлены ученики 5‑11‑х классов, выбранные одноклассниками. Члены ученического актива встречаются регулярно, чтобы обсудить вопросы, касающиеся жизни конкретного подразделения: организация праздников, обсуждение новых локальных актов, городских проектов, перспектив развития детей в том или ином направлении. А потом со своими идеями и выводами старшеклассники приходят на общешкольный ученический совет, где формируется общая позиция детского коллектива школы, где можно выразить мнение многих и задать вопросы директору, его заместителям, педагогам, где происходят координация деятельности и выбор общих ключевых направлений для последующего развития школы в целом. Таким образом, ученический совет является важным форумом для выражения и обсуждения мнений и идей учащихся. Так, было разработано и принято при непосредственном участии ученического совета положение о школьной форме и внешнем виде обучающихся, а чтобы оно не стало пустым звуком, дети поддержали идею ежегодного проведения показа школьной моды, призванного формировать наш школьный стиль.
С приходом в школу советников директора по воспитанию интерес подростков к ученическим активностям начинает расти. Классы распределились в рамках календарного плана воспитательной работы по основным школьным делам, предложили разносторонние форматы, прежде всего активности на переменах. Наиболее ярко это проявилось в начале октября, когда школа праздновала День учителя. В течение недели нас встречали милые сюрпризы в виде пожеланий на день, звучащей любимой музыки, шуточных интервью с педагогами, все это создавало атмосферу праздника, тепла и внимания.
Для более старших учеников были организованы кинопоказы классического советского фильма про школу «Доживем до понедельника» (режиссер Станислав Ростоцкий, 1968 г.). Конечно, нам было интересно узнать мнение современных подростков, их ответы на вопросы, затронутые в картине. И эта дискуссия тоже стала поводом к сближению, взаимопониманию и единению.
Собственно, наверное, это и есть главная цель любой школы и ученического самоуправления – создание атмосферы, в которой и педагогам, и ученикам будет комфортно учиться и обучать, творить и развиваться.
Елена АЛЕКСАНДРОВА, заместитель директора школы №293 имени А.Т.Твардовского;
Артем СМИРНОВ, учитель начальных классов школы №293 имени А.Т.Твардовского
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».