Автор Владимир Тихомиров
Тегерану будет непросто избежать вступления в вооружённый конфликт на Ближнем Востоке, считает обозреватель «Абзаца» Владимир Тихомиров.
Настроения в городах Ближнего Востока мне напоминают французские кафешантаны тёплой осени 1914 года. Согласно многим воспоминаниям, никто тогда не верил, что державы Старого Света необратимо втянуты в бойню. «Всего-то из-за сербов, которым австрийцы не дают создать государство?»
Парижане думали: «Наши бравые уланы сейчас быстренько надают по мордасам пруссакам – и мир вернётся». Потому что, мол, законы экономики никто не отменял, Европе невыгодна длительная война.
Точно так сегодня страны втягиваются в противостояние, которое, как они надеются, обойдётся малой кровью.
Интерес Ирана – избежать вовлечения в конфликт, иначе может начаться слишком большая и опасная для всего Ближнего Востока война.
Проблема в том, что интерес Вашингтона, как мне кажется, противоположный. Демократы ставят на бойню. И вот мы слышим из Тегерана противоречивые заявления. Постпред Исламской Республики заверил в ООН, что армия Ирана вступит в бой только в случае прямого нападения Израиля на страну.
Зато министр иностранных дел заявил, что Иран сам может открыть новый фронт. Аятолла Хаменеи на встрече с молодыми учёными и вовсе сказал, что эта война уже идёт.
Да, воевать Ирану не хочется. У него растёт добыча нефти, в рейтинге ОПЕК страна – пятая. Растут доходы за счёт реэкспорта российской нефти, которую Иран поставляет в Европу в обход санкций. Прекрасно себя чувствует военно-промышленный комплекс, который из-за событий на Украине стал законодателем мод на рынке высокоточного оружия. Растут доходы от туризма и сельского хозяйства.
Бросить всё это в топку войны ради маленькой Палестины – вроде бы дураков мало.
Конечно, и отказываться от роли одного из лидеров мусульманского мира в Тегеране не хотят. К тому же в 2025 году в Иране должны пройти президентские выборы, и ничто так не сплачивает избирателей, как внешняя угроза.
Но важнее то, что в Америке тоже ожидаются выборы, причём уже в 2024-м. И там демократов ждёт возможный кошмар наяву – возвращение Дональда Трампа.
Помешать ему может большая война. Потому что ничто так не сплачивает избирателей.
Запад постарается не дать Ирану остаться в стороне. Да, война с Ираном – ужас для всего Ближнего Востока, но возвращение Трампа – ужас без конца для демократов.
Иран, держись, не поддавайся.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.