Многие предприниматели, которые ведут свою деятельность онлайн, пренебрегают публичной офертой, размещенной у них на сайте (либо ее вовсе нет, либо это шаблон из сети).
Совершенно точно - ЗРЯ. При помощи оферты можно огородить себя от клиентов-жалобщиков и «потребительского терроризма».
Раскрою ряд нюансов, которыми пользуюсь сам. Адаптируя нижеизлоежнные условия в оферту, вы сможете в разы снизить жалобы от клиентов и довести до минимума, возникающие судебные дела.
И так, начнем:
- Усложняем процесс подачи жалобы в наш адрес.
В оферту необходимо будет внести условия, согласно которым просто написать на электронную почту нашему менеджеру будет недостаточно. Для подачи жалобы и досудебной претензии, клиент должен будет направить в наш адрес заказное письмо с уведомлением почтой (например). Кстати это вполне законное условие, так как согласно п. 21 Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463, продавец доводит до потребителя информацию о форме и способах направления претензий. В случае если такая информация продавцом не представлена, потребитель вправе направить претензию в любой форме и любым способом.
А это значит, что у нас есть дополнительная возможность усложнить жизнь потребителю при подачи жалоб на наш Товар и требований о возврате денежных средств. Далеко не каждый потребитель согласится ради товара незначительной стоимостью выйти из уютной квартиры и пойти на «Почту России», чтоб отстоять в очереди и отправить нам претензию. Однако иного выхода у него не будет, так как в оферте будет содержаться соответствующее условие.
2. Скидка на услугу, как повод не возвращать ее полную стоимость.
Привожу пример из фитнес индустрии:
Продали клиенту годовой абонемент за 7000 рублей, при этом объявили ему что его стоимость составляет 10 000, однако но счастливчик и ему повезло получить скидку в размере 3000 рублей.
Клиент занимался в нашем зале пол года (половину от оплаченного времени), а затем требует расторгнуть договор и вернуть ему половину уплаченной суммы - 3500 рублей. Казалось бы он прав, ведь в соответсвии со ст. 32 Закона «О защите прав потребителей», потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Однако не все так просто: абонемент мы ему продали со скидкой, а значит его полная стоимость 10 000, а значит пол года занятий - это не 3500 рублей, а 5000 рублей, а значит вернем мы ему только 2000 рублей (7000 - 5000 = 2000 рублей). Данное условие в договоре будет также вполне законным.)
3. Вносим в оферту незаконные условия.
Многие возразят: «Согласно ст. 16 Закона «О защите прав потребителей», незаконные условия в договоре ущемляющие права потребителя - ничтожны». Соглашусь с этим утверждением, НО с важной оговоркой. Действительно незаконные условиями неприменимы, однако об этом знают немногие, а значит значительная часть жалобщиков отвалится, ознакомившись с нашей офертой. Неосведомленный человек, прочитав условия о том, что товар возврату не подлежит может просто отказаться от затеи отправки в наш адрес претензий и требований. Да работает не в 100 процентах случаев, однако ж работает (проверено на практике).
4. Мы авторы оферты, а значит писать в нее будем все что нам вздумается.
Например мы продаем онлайн-курс. Человек приобрел доступ к нему, при этом структурой самого курса не предусмотрено поэтапного откровения занятий и уроков, то есть доступ оплачен, человек проходит по ссылке, где находятся совершенно все занятия. Это значит, что в оферту мы можем внести условия о том, что с момента первого открытия нашего курса клиентом, услуги ему оказаны в полном объеме, так как у него была возможность ознакомления с полным объемом занятий. Следовательно к возврату - 0 рублей 0 копеек.
Условие конечно спорное, но достаточно част работает.)
Пользуйтесь.